УРОК - ВИКТОРИНА
«В гостях у сказки»
Цели: прививать интерес к сказкам и литературе в целом;
развивать познавательную активность детей, образное мышление, кругозор
учащихся.
Развивать мотивы коммуникативного общения; интерес к самостоятельному
чтению и к работе с текстом, желание узнать больше сказок.
Воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: поделки из пластилина, рисунки учащихся, презентация
Ход урока.
1 Оргмомент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Цели урока. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку.
Кто помнит, что такое сказка? Чем она отличается от других жанров? Как создаются сказки?
3. Работа по теме урока.
Учитель. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Так, не раз перед сном рассказывали вам сказки ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Помните? «Бабушка, расскажи сказку!». А вы, когда подрастете, повзрослеете, будете рассказывать сказки своим детям? Любите ли вы сказки так, как люблю их я? Сейчас мы это узнаем?
1.Загадки о сказочных героях
Подарит новое корыто, И новый дом, и слуг в придачу. Но если уж она сердита, С ней вместе уплывет удача! Исчезнет все, и в море зыбком Растает золотая ...(рыбка.) | Знают куколка Мальвина И веселый Буратино: Если враг со всех сторон, Победит в бою неравном Верный друг - надежный, славный, Храбрый пудель ...(Артемон.) |
Мы из сказки - ты нас знаешь. Если вспомнишь - отгадаешь! А не вспомнишь — ну так что ж.. Сказку заново прочтешь! В этой сказке - именины, Много было там гостей. А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел украсть хозяйку, Чуть ее не погубил. Но коварному злодею Кто-то голову срубил.(« Муха-Цокотуха».) Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой сказки...(«Маша и медведь.) А теперь про чей-то дом Разговор мы заведем ... В нем богатая хозяйка Припеваючи жила, Но беда пришла нежданно: Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом».) Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке ... («Снежная королева».) Прямо в болото упала стрела, А в этом болоте царевна жила. Как звали царевну, скажи мне на ушко. Я знаю, ты помнишь – Царевна -...(лягушка.) С Пятачком он ходит в гости, Любит мед, варенье просит. Это кто, скажите вслух: Медвежонок ...(Винни-пух.) Их приглашают с другом Геной На день рожденья непременно. И любит каждую букашку Забавный, добрый ...(Чебурашка.) | Удивляется народ: Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотенью. А сказка называется .. («По щучьему велению».) С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».) Он всегда живет всех выше: У него есть дом на крыше. Если ляжешь быстро спать, Ты с ним можешь поболтать. Прилетит к тебе в твой сон Живой веселый ...(Карлсон.) Укатился он из дома По дорожке незнакомой . Ты узнал его, дружок? Это самый непослушный, Говорливый, простодушный И румяный … (Колобок.) Всех грязнуль отчистит быстро, Всех нерях умоет чисто. Умывальников начальник И мочалок командир – Знаменитый ... (Мойдодыр.) Такое лишь в сказке волшебной случается Карета из тыквы большой получается! В чудесном наряде, легка, словно перышко Со сказочным принцем знакомится ... (Золушка.) Она, как снег, бела и светла. Она, как снег, боится тепла. Рады солнцу и дети, и курочка Ему не рада только ...(Снегурочка.) |
Учитель: Ребята! Сегодня у нас в классе выставка ваших работ из пластилина.
Представьте ваших сказочных героев.
2. Выставка поделок из пластилина на тему: «Сказочный герой»
(Колобок, Красная шапочка, Чебурашка, Золотая рыбка, 3 медведя и т.д.)
3. Сказочный тест «Знаете ли вы?»
1.Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Иванович»?
а) Кольцо; в)ведерко;
б)веретено; г) прялку.
2..Как зовут девочку с голубыми волосами?
а)Барби в) Синди;
б)Мальвина; г) Аленушка.
3.Назовите маленьких друзей Белоснежки?
а)Снежинки; в) тролли;
б)гномы; г) птички.
4.В кого превратилась Лягушка ночью?
а)В Василису Прекрасную;в) в Елену Прекрасную;
б)в Варвару Красу; г) в лебедя.
5.За кого вышла замуж Дюймовочка?
а) За жука; в) за крота;
б) за эльфа; г) за гнома.6..
6.Кто разрушил теремок?
а) Слон; в) носорог;
б) медведь; г) бегемот.
7.На каком транспорте любил ездить Емеля?
а) На санях; в) на автомобиле;
б) в карете; г) на печи
8.Что стало причиной разрушения кошкиного дома?
а) Пожар; в) землетрясение;
б) ветер; г) дождь.
9.Причина гибели Снегурочки?
а) Солнце; в) выстрел;
б) огонь; г) авария.
10.К кому обратился Волк, чтобы изменить голос?
а) К доктору; в) к соловью;
б) к кузнецу; г) к дрозду.
11.Что кот Леопольд всегда говорит мышатам?
а) Давайте жить дружно в) приходите в гости;
б) перестаньте шалить; г) вы мои друзья.
12.Кто автор сказки «Мойдодыр»?
а) А. Барто; в) С. Маршак;
б) К. Чуковский; г) П. Ершов
4.Узнай сказку по иллюстрации ( Слайды презентации)
1. 2 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
5.Выставка рисунков учащихся
6. «Узнай героя по одежде»
Учитель. Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?
1) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)
2) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
3) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные. (Дед Мороз.)
4) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
5) Это чудо-платье не шито, не кроено. Было старенько, было рваненькое, было грязненько - не до праздника. И вот тут явилась фея, взмахнула волшебной палочкой, и появилось чудесное красивое бальное платье. (Золушка.)
6).Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил
желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
7).Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)
8).Какой герой «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Вот какой рассеянный»)
9)Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые».
Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)
7. Музыкальная пауза
Учитель: Давайте немного отдохнём. Вспомните песенки из сказок и напойте их.
*Какую песенку пел Колобок?
*Что пела Коза своим козлятам?
*Вспомните песенку трёх поросят
*Песенка Петушка из сказки «Кот, Петух и Лиса»
* Песенка Крокодила Гены
8.Бюро находок
Учитель: Угадайте, кто из героев потерял свои вещи
1) Кто ходит по улице с гармошкой? (Крокодил Гена.)
2) Кому принадлежит саквояж с лекарствами? (Доктору Айболиту.)
3) Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
А дорога - далека,
А корзинка - нелегка.
Что в этой корзинке? (Маша, сказка «Маша и Медведь».)
4) Кому принадлежит эта вещь?
«Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело».
(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5).Кому была подарена корзина с подснежниками? (Королеве, «Двенадцать месяцев».)
6 ) Кто носил длинные чулки разных цветов: один коричневый, а другой - черный?
(Пеппи Длинныйчулок.)
7)А вот Яичко, не простое, золотое (Курочка Ряба) ,
8) Туфелька, да непростая, хрустальная. ( Золушка, « Золушка)
9. Парад сказочных героев.
(Слайды презентации)
Учитель: Из каких сказок пришли к нам сказочные герои? Назовите их.
10. Рефлексия.
- Какие сказки мы сегодня вспомнили?
- С какими основными героями сказок встретились?
- Попробуйте определить, все ли сказки сегодня вспомнил каждый из вас.
Высказывание детей.
11.Итог урока