СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у В.И. Даля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитать у учащихся уважение к русскому слову и людям, старающимся сохранить богатство и уникальность   русской речи, гордость за великий русский язык;

усвоение новых понятий, умение ими пользоваться;умение работать в группе, высказывать собственное мнение;доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у В.И. Даля»

Тема. В гостях у В.И. Даля

(интерактивная игра)

Цель. Познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью В.И. Даля

Задачи: Воспитать у учащихся уважение к русскому слову и людям, старающимся сохранить богатство и уникальность   русской речи, гордость за великий русский язык;

усвоение новых понятий, умение ими пользоваться;умение работать в группе, высказывать собственное мнение;доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; развивать интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, память, воображение, творческие способности, внимание);развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Эпиграф

Язык народа…- неисчерпаемый родник наш»

Ход урока

  1. Духовно-эстетический

Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей).

Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.



  1. Установочно-мотивационный

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

О чём будем говорить сегодня на уроке?

Зачем необходима эта тема?

Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому мы сегодня собрались с вами, чтоб вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Мы с вами сегодня прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок.

  1. Содержательно-поисковый

А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.

Класс объединяется в 4 команды. Выбирают капитанов команд.

Физкультминутка

  1. . Адаптационно-преобразовательный.

1задание Биография В.И.Даля детям. (Команды получают текст биографии писателя, самостоятельно изучают материал, готовят выступление)

1 команда

Владимир Иванович Даль, помимо интересных, знаковых произведений подарил русской литературе два уникальных и наиважнейших сочинения, которые и по сей день считаются лучшими в своём жанре: «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка». Такие грандиозные работы, вошедшие в историю русской литературы, сделали имя его подлинно бессмертным.


Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в местечке Луганский завод, Екатеринославской губернии (отсюда взятый им псевдоним Казак Луганский), где отец его, датчанин, служил доктором. Мальчик получил домашнее воспитание, а когда ему исполнилось десять лет, был отдан в морской корпус и по окончании курса в 1819 году направился на службу в Черноморский флот, но вскоре перешел в Балтийский флот. В 1826 году оставил службу и поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет, где учился вместе с Пироговым и Иноземцевым. Окончив университет со степенью доктора медицины, по случаю турецкой войны в 1829 году зачислился доктором в полк, участвовал в походах на Дунай и в Польше. Затем перешел на службу ординатором в Петербургский военный госпиталь, а через два года отправился в Оренбургский край, который хорошо изучил и впоследствии издал «Естественную историю Оренбургского края».

2 команда

Свои литературные опыты Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский.

Литературное дело привлекало писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.

В Петербурге он устроился сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги», повести «Мичман Поцелуев», «Где потеряешь, не чаешь», «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» и многие другие. Скоро имя самобытного писателя стало известно всей России.

3 команда

В 1837 году на руках Владимира Ивановича умер смертельно раненый А.С,Пушкин, смерть которого В.И.Даль описал в «Московской медицинской газете». В 1839 году Даль занялся составлением «Толкового словаря живого великорусского языка» и посвящает себя научной деятельности, не переставая заниматься беллетристикой. За это время им составлена «Ботаника для воспитанников военных учебных заведений» и были изданы его «Повести и рассказы».

В 1841 году Владимир Иванович снова поступил на службу при министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 год он управлял удельной конторой в Нижнем Новгороде, а затем окончательно оставил службу и поселился в Москве.

Наконец в 1861 году вышло его знаменитое сочинение «Пословицы русского народа», которое представляет истинную сокровищницу изречений, оборотов, словом разнообразного богатства русского языка. В 1862 году был напечатан и «Толковый словарь» (в 4-х частях), обессмертивший имя автора. Через два года им были изданы рассказы «Картины из русского быта», а в 1871 году вышло полное собрание его сочинений.

4 команда

Умер Владимир Иванович в Москве, на 71-м году жизни, вскоре после ухода любимой супруги.

Владимир Иванович Даль — один из самых уважаемых русских литераторов. Работы Даля исключительно важны и достойны всяческого внимания. Обращаясь к трудам Даля, мы изучаем народный язык во всех его видах и в полном богатстве. В.И.Даль с исключительной прозорливостью понял, что пора для изучения и совершенствования нашего языка настала, что надо двигаться в этом направлении и от него будет благо.

Обладая врождённым талантом и имея серьёзное образование, Владимир Иванович Даль был одним из авторитетнейших русских писателей. Природа наделила его чутким умом. Вид деятельности не смущал его: медик, собиратель, естествоиспытатель, лингвист, сказитель, администратор и, наконец, выдающийся писатель. Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И.Даля историческими. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.


2 задание. «Пословицы»

Учитель.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль не только собирал слова, но и одновременно работал и над сборником «Пословицы русского народа», куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки, также писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей и подписывается псевдонимом «Казак Луганский». Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

Мы с вами тоже пользуемся пословицами, поговорками, загадками, которые собирал Даль. Так давайте же посмотрим, как их знаем мы.

Даль за свою жизнь собрал 30130 пословиц..
5. Оценочно-смысловой.

«Продолжите пословицу»

-А теперь продолжите пословицу. Команды получают пословицы и должны их собрать. 
Не все то золото, (что блестит).
Терпенье и труд (все перетрут).
Не на пользу книги читать, (коли только вершки в них хватать).
Куй железо, (пока горячо).
Правда в огне не горит, (в воде не тонет).
 Семь бед - (один ответ). 
Пчела мала, (а и та работает).
Лентяй праздники знает /да будней не помнит. 

Отгадай пословицу по парным словам.

Журавль – синица (Лучше синица в руке, чем журавль в небе).

Свет – тьма (Ученье свет, а не ученье тьма).

Тише – дальше (Тише едешь, дальше будешь).

Роток – платок (На чужой роток  не накинешь платок).

Лес – щепки (Лес рубят, щепки летят).

Изба – пироги (Не красна изба углами, а красна пирогами).

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь).

-За правильные пословицы команды получают жетоны.

Конкурс «Отгадай загадку» 
1.скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт (пила.) 
2. маленько, кругленько, а за хвост не поднять.(Клубок) 
3. висит, болтается, всяк за него хватается (полотенце) 
4. конь стальной, хвост льняной (иголка и нитка) 
5. два брюшка, четыре рожка (подушка) 
6. скручен, связан, по избе скачет (веник) 
7.я стар, родилось от меня 12 сыновей, а от каждого из них по тридцать дочерей, наполовину красных и чёрных (год). 

 Отгадай загадки.

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе).

3.Что растёт без кореньев? ( Камень).

4.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна).

5.Дорога ровна, лошадь деревянна: везет не кормя, только поворачивается. (Лодка)

6.Велика телега об одном колесе: сама не катится, а вокруг света обвозит. (Штурвал)

7.Четыре топтала, одно махало да мешок с травой /Лошадь/

-За правильные отгадки команды получают жетоны.

Конкурс « Скороговорки»

В словаре Даля часто встречаются скороговорки, которые он считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. Объявляется конкурс на лучшее произношение скороговорок.

1.Говори, говори, да не заговаривай.

2.На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.

3.Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

4.Ткёт ткач ткани на платок Тане.

5.Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

6.Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

-За правильно произнесенные скороговорки команды получают жетоны.

Конкурс  Игра «Кузовок»

(Дети по очереди называют слова, оканчивающиеся на ок. Игру начинает учитель словами: «Я положу в кузовок клубок, а ты?» И надо быстро назвать слово: «А я платок, я замок, лепесток, чулок…». Каждая команда называет по слову,кто не называет слово -  выбывает из игры. И так, пока не останется одна команда, она получает жетон).

конкурс «Узнай знак препинания»

Знак препинания

Этимология

1. Точка

I. Раньше этот знак назывался «удивительным».

2. Запятая

II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».

3. Многоточие

III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.

4. Тире

IV. Образовано от слова ткнуть, «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).

5. Кавычки

V. В переводе с французского термин означает «черта».

6. Восклицательный знак

VI. Под названием «знак пресекательный» слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.

1-ІV 2-ІІ 3-VІ 4-V 5-ІІІ 6-І

Конкурс «Фразеологизмы»

В русском языке имеется большое количество устойчивых сочетаний - фразеологизмов, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Фразеологизмы соотносятся с определенным понятием, обозначают нечто единое по смыслу, а в предложении являются одним членом. Совокупность фразеологических единиц составляет фразеологию языка.

Источники фразеологии разнообразны. Это профессиональные выражения, выражения, взятые  из произведений УНТ, из античной мифологии, из церковной литературы, из научной и художественной литературы.

Фразеологизмы являются одним из самых ярких языковых средств. Метафоричность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность фразеологических единиц придают речи необыкновенную выразительность.

-Дети читают объяснение фразеологического оборота и находят его название.



1.Заблудшая овца

В евангельской притче рассказывается про человека, у которого было стадо овец, и когда одна из овец заблудилась, добрый человек оставил стадо, разыскал овцу и принес ее домой. Сегодня под этими словами подразумевают хорошего, но сбившегося с пути человека.

2.Вывести на чистую воду

У многих народов в старину был обычай: людей, подозреваемых в преступлениях, испытывали водой, то есть бросали в реку. Если человек всплывал, то считалось, что вода не принимала его и он виновен. Если же - тонул, то признавалось, что он оклеветан. Значит разоблачить, уличить в неправде-это….

3.Держать в ежовых рукавицах

Заставлять следовать жестким правилам, условиям, требованиям, принуждать подчиняться кому-либо или чему-либо. Выражение означает, что рукавицы сделаны не из ежа, а такие, в которых можно колючего ежа удержать. 

4.Ободрать как липку

В старину на Руси из липового лыка изготавливались предметы быта: от лаптей до кухонной утвари. Лыко сдирали в большом количестве с молодых липок. Образ жалкой, ободранной, засыхающей липки приходит в голову при описании человека, раздетого донага, ограбленного дочиста.

5.Семь пятниц на неделе

Обозначение человеческого непостоянства и ненадежности. О человеке, который часто меняет решение, не выполняет обещаний. Пятница у древних славян была базарным днем и днем исполнения торговых обстоятельств. В пятницу, получая товар, обещали отдать за него деньги в следующую пятницу. О нарушителях обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе, в какую из них исполнится договор - неизвестно.

6.После дождичка в четверг

Происхождение выражения связано с периодом смены язычества христианством. Четверг был днем Перуна, громовержца, посылающего на землю дождь. Однако языческое поклонение Перуну по четвергам не приносило желаемого дождя. Бесполезное ожидание дождя в засуху породило насмешливое данное выражение со значением невозможности совершения чего-либо.

7.Положить в долгий ящик

Отложить дело на неопределенно долгий срок, оставить надолго без внимания. Русский царь Алексей Михайлович приказал прибить длинный ящик на столбе возле дворца в подмосковном селе Коломенском. В этот ящик просители должны были опускать свои челобитные (прошения царю). Просьбы оставались без рассмотрения целые месяцы, а то и годы, поэтому о затянувшемся деле стали говорить…….

8.Покупать кота в мешке

Вероятно, выражение восходит к рассказу о Тиле Уленшпигеле (XIV век), герое фламандского эпоса, которому приписывались всевозможные проделки. Однажды он зашил кота в шкуру зайца и продал его,  выдав за зайца. Употребляется в значении приобретать что-либо, не видя, не зная ничего о качестве покупаемого;  брать на работу человека, о котором ничего неизвестно. 

9.Крокодиловы слезы

Этот фразеологизм означает неискреннее сожаление, притворные слезы, лицемерное сострадание. Выражение возникло из древнего поверья о том, что крокодил, прежде чем окончательно проглотить свою жертву, проливает слезы. Например, сравним Азбуковник XVII века: «Крокодил – зверь водный…Егда иметъ человека ясти, тогда плачет и рыдает,  а ясти не перестает, а егда главу от тела оторвав, зря на нее, плачет».

10. Пригреть змею на своей груди

Выражение - из др.греч. притчи о землепашце, который нашел замерзшую змею и положил ее себе за пазуху. Отгревшись, она ужалила своего спасителя. Притча положена в основу басни Эзопа "Крестьянин и Змея". Сюжет у Эзопа заимствовал Лафонтен, благодаря басне которого выражение превратилось в поговорку, известную европейским языкам.

Конкурс «Сказки»

Судьба не раз забрасывала В.И.Даля в крестьянские избы, где он слушал рассказы, прибаутки, докучные сказки.

Учитель.Внуки просили бабушку рассказать сказку.

«Нету у меня сказок. Приходил дед Овес, он все сказки унес».

Ученик.Жили - были два гуся, вот и сказочка вся.

Ученик.Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася - вот и сказка вся.

ФизминуткаТворческие группы не все представили.

Самое интересное на закуску оставили.А нам пора отдохнуть,

Потянуться, хохотнуть.Повернуть варец (лицом) назад.

Вернуться в исходное положение.Повести очами влево -

Задержать взор.Повести очами вправо =

Задержать взор.Подвести очи к челу (чело - лоб).

Сомкнули вежды (веки).Открыли очи. Хорошо.

Рукина рамена (пояс).Вращаем выей влево-вправо, влево-вправо.

Руки на рамена.Десницу вверх, шунцу вверх.Два хлопка.

Десницу на пояс.Шуицу на пояс.Молодцы!

  1. Системно-обобщающий.


Игра «Чего не бывает?»

Прочитать описание времен года. Найти предложения, которые не относятся к данному времени года: «Чего не бывает?

Весна

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела листва. Птицы готовятся к перелету на юг.. Скоро выбросят первые сережки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Лето

Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июне на лугу идет сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. Птицы начинают вить гнезда.

Осень

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. по небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчелы. Весело распевают птицы.

Только ветер шуршит сухими листьями.


Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало желтым и разноцветным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, на деревьях появились первые зеленые листочки. На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. С ветки осыпалась облако снежной пыли.


Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Владимир Даль незаслуженно забыт писателями, журналистами, радио, кино и телевидением, а уж рассказать-то о нём есть что, как вы поняли из сегодняшнего урока.

7. Контрольно-рефлексивный.

Итог.

-Посчитайте жетоны. Победители…

Команде-победительнице (участникам) вручаются грамоты

Составим книгу

-Какое увлечение было у В.И. Даля, которое прославило его имя и сделало его бессмертным?

Он собирал слова, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки фразеологизмы



Рефлексия.

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!

8.Духовно-эстетический


От ступеней у дома в Луганске,По бескрайним просторам Руси,

По широкой дороге гигантской

Даль сквозь годы пошел колесить.

Высокий, красивый

Провидец и маг,

Идет по планете

Луганский казак.

И пока народ-носитель языка

Не исчерпал судьбы своей века,

А продолжает мир творить,

ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!