Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки»
Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить анализировать прочитанное;
2) развивать представление о способах создания юмористической ситуации, умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
3) воспитывать желание хорошо учиться, быть ответственным и прилежным, дорожить дружбой.
Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка книг автора, запись аудиоспектакля по рассказу В.Ю.Драгунского «Главные реки», пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения (+\-), сообщения детей о жизни писателя.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.
А) вдох через нос – выдох через рот и наоборот (3 раза)
Б) Работа со скороговоркой
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
(произнесение с разной силой голоса, с разной интонацией).
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»)
- Зачитайте отрывки, к которым вы подготовили иллюстрации.
- В каком предложении заключалась главная мысль сказки? (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).
- Есть такое выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой совет даёт в сказке Е.Шварц?
4. АОЗ
А) Сегодня мы продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час». Мы вспомним о творчестве замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского. Что вам уже известно об этом человеке?
Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жил с родителями. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в белорусском городе Гомеле.
Отец его умер от тифа и Виктору рано пришлось начать работать, чтобы прокормить свою семью. Он работал шорником, лодочником, актёром в театре и в цирке.
В детской литературе стал известен как автор серии замечательных рассказов под общим названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано не случайно, так звали младшего сына писателя.
Самые первые рассказы были напечатаны в журнале «Мурзилка».
Умер автор в Москве 6 мая 1972 года.
- Какие рассказы и сборники В.Драгунского вам известны? (Он живой и светится, Заколдованная буква, Расскажите мне про Сингапур, Тайное становится явным, Друг детства, Похититель собак и др.)
- Кто является главными героями его произведений? (Дениска и Мишка)
Б) - Что объединяет все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).
- А что такое юмор? (смех, смешная ситуация, когда мы шутим)
Прочитаем в словаре Ожегова толкование этого слова (понимание комического, умение видеть и показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая речь)
- А какие произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений, представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и комическое).
5. ФИЗМИНУТКА
6. Новая тема
А) Слушание рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» (запись аудиоспектакля).
Б) Проверка первичного восприятия
- Понравился ли вам рассказ?
- С каким настроением вы его слушали?
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?
- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?
В) – Как вы думаете, мы слушали просто рассказ? (нет, это был аудиоспектакль).
- Чем отличается обычное выразительное чтение от услышанного? (здесь каждую роль играл отдельный актёр, меняли голос и интонации так, чтобы они соответствовали характеру и состоянию героя).
-Кто рассказывал всю историю? (Дениска Кораблёв)
Словарь: кругозор – объём интересов, знаний
декламировать – выразительно читать
Г) Чтение рассказа детьми (комбинированное)
Словарь: наивное лицо, ежеминутно, не срамись, сговорились, сверх программы.
ФИЗМИНУТКА (на расслабление мышц шеи и глаз)
Д) Анализ произведения
- Кто являлся рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица главного героя Дениски)
- Почему он попал в такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)
- По какой причине это произошло? (выборочное чтение)
- Проследите путь Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался, бежал, припустился, обошёл, вскочил).
- Вызывают у нас улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).
- Давайте задумаемся, почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его смешным, комичным? (примеры из текста)
Ученик соревновался с учителем (на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)
Читает не те стихи и думает, что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)
Говорит запинаясь и повторяет вопрос «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с ноготком)
Игра слов (неверно название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)
- Какие ощущения возникли у мальчика, когда его вызвали к доске? («не хотелось вылезать из-за родимой парты», «я к ней как будто приклеился»)
- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)
Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.
- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)
- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?
- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?
- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)
Е) Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делано наспех – сделано на смех.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Враньё не ведёт в добро.
Делу – время, потехе – час.
-Чему нас научил этот рассказ?
Ж) Чтение по ролям
- Кто в основном ведёт диалог? (учитель и Дениска)
- Какие роли нужно исполнить? (Дениска, автор, учитель и Мишка)
- Кто должен читать слова автора? (тоже Дениска, он рассказчик)
7. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.
- Могла ли такая история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими людьми, как Дениска и Мишка?
- Происходило ли с вами что-то похожее?
- Понравился вам наш урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с помощью которых автор сделал рассказ смешным)
- На следующем уроке мы научимся читать этот рассказ как радиоспектакль, а дома вы подготовите пока выразительное чтение по ролям.