СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Хомченко «Михаськин сад».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В. Хомченко «Михаськин сад».

Цель:

-формирование навыка осознанного чтения, на основе знакомства с новым рассказом;

Задачи урока:

1) образовательные:  формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при работе над рассказом «Пичугин мост», познакомить с краткой биографией В. Хомченко, учить  выделять и находить необходимую информацию по рассказу В. Хомченко «Михаськин сад».

2)Коррекционные: формировать слуховое восприятие при выполнении  задания в узнавании и соотнесении предмета,   формировать умение анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом.

3) Воспитательные: воспитывать интерес к предмету на основе работы с разнообразными методами и приёмами работы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на этапе работы в парах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, имеют представление  о писателе В. Хомченко, знают   значение трудных по смыслу слов;

Личностные результаты:  проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки  героев рассказа.

Познавательные: анализируют  ситуации,  действия в рассказе, определяют смысл пословиц,  умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте,  умеют  работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию,  отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную  мысль произведения)

 Регулятивные:  определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя;   оценивают свои действия

Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь  других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать  при работе в парах

Оборудование:  «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, мультимедийная презентация, карточки, иллюстрации к рассказу «Пичугин мост» Е. Пермяка.

Просмотр содержимого документа
«В. Хомченко «Михаськин сад».»

Тема: В. Хомченко «Михаськин сад».

Цель:

-формирование навыка осознанного чтения, на основе знакомства с новым рассказом;

Задачи урока:

1) образовательные: формировать беглое, осмысленное чтение; закрепить знания полученные при работе над рассказом «Пичугин мост», познакомить с краткой биографией В. Хомченко, учить выделять и находить необходимую информацию по рассказу В. Хомченко «Михаськин сад».

2)Коррекционные: формировать слуховое восприятие при выполнении задания в узнавании и соотнесении предмета, формировать умение анализировать и обобщать при закреплении и знакомстве с новым текстом.

3) Воспитательные: воспитывать интерес к предмету на основе работы с разнообразными методами и приёмами работы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу на этапе работы в парах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умеют осознанно и правильно читать целыми словами, имеют представление о писателе В. Хомченко, знают значение трудных по смыслу слов;

Личностные результаты: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают поступки героев рассказа.

Познавательные: анализируют ситуации, действия в рассказе, определяют смысл пословиц, умеют находить необходимую информацию и ответы на вопросы в тексте, умеют работать с текстом (прогнозировать по описанию, названию, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главную мысль произведения)

Регулятивные: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; оценивают свои действия

Коммуникативные: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах

Оборудование: «Чтение» 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, мультимедийная презентация, карточки, иллюстрации к рассказу «Пичугин мост» Е. Пермяка.





Ход урока:
1. Организационный момент.
­ Приветствие учащихся.

- Что необычного у нас на уроке? Давайте поприветствуем гостей.

Слайд

- Сядет тот, кто выберет со слайда 1 слово, подходящие к уроку чтения (не кричим. Отвечаем по порядку)

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой по счёту урок?


2. Проверка домашнего задания.

-У меня на столе иллюстрации из рассказа. Задание: составьте из них последовательный по прочитанному дома рассказ.

- Каким рос мальчиком Сёма Пичугин?

- Какой дорогой любил он ходить в школу?

- Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём? 

- Что задумал сделать Сёма?

- Было ли легко Семе в его работе?

- Как люди стали называть мостишко?

- У вас на партах карточки 1, на которых написаны разные черты характера. Прочитайте про себя эти слова. Выберите и подчеркните те черты характера, какие имел Сёма Пичугин.

Слайд

Заботливый

Ленивый

Чуткий

Гордый

Трудолюбивый

Старательный

Тихий

Молчаливый


- Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).

- Ребята, как вы думаете, в каких случаях человек становится известным? (Когда человек совершает добрые поступки не для себя, я для других)

- Есть ли среди этих пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?

Итог: «Добрые дела больше ста лет живут».


3. Сообщение темы и цели урока.

На «сенсорных крестах» В.Ф.Базарного подвешены буквы разного размера шрифта и на разном уровне. Цель: развитие целостности зрительного восприятия, укрепление зрения.

-На доске линия. Как называется эта линия?

На концах отрезков ломаной линии - буквы. Кто сможет, прочитайте и назовите тему нашего урока. Внимательно следите за моей указкой и читаем….


и а ь и

м х с к н


­-Сегодня на уроке мы будем читать рассказ «Михаськин сад».

-А кто автор этого рассказа вы прочитаете сами, если правильно выполните моё задание.

-На столе у вас карточка 2. Задание. Зачеркните ь и вы узнаете, кто написал рассказ «Михаськин сад».

ВььасььиьлиьйььХьоььмченьько


-Этот рассказ написал белорусский писатель­ фронтовик Василий Фёдорович Хомченко (р. 1919 г). (Демонстрация портрета автора, небольшая биография )


-Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ?

- Что значит слово «михаськин»?

Слайд

Словарная работа

МИХАСЬ – МИХАСЬКА – белорусское мужское имя

-Проживают в Белоруссии.


4. Образец чтения рассказа учителем.

Откройте книги.
­ - Послушайте внимательно рассказ и ответьте, почему же он так называется? Отметьте непонятные для вас слова.

Итог: Почему называется рассказ «Михаськин сад»?

Итог: Какие незнакомые для вас слова встретились в тексте.

Слайд

Словарная работа.

ПРИЖИЛАСЬ – приспособилась к условиям, начала расти.

ТРЕПЕТАЛИ – дрожали

САД – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами

5. Физкультминутка.


-Выполняйте упражнения за моими словами.

Для здоровьесбереженья
Выполняем упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:

То нагнулись, то присели:
Ровно встали, улыбнулись:
Тихо сели и опять
Мы готовы отвечать.


6.Дыхательная гимнастика по карточке.


7. Чтение рассказа детьми.

а) Часть рассказа на стр. 78 читаете друг другу. Половину текста читает вполголоса один, вторую половину сосед.
б) Текс на стр. 79 читаем по «цепочке».


8. Проверка восприятия.

- Проверю, как вы запомнили содержание рассказа.

Для этого ответим на вопросы после рассказа стр. 79. (4 вопроса)

-Что посалил Михаська во дворе?

-Как стали называть клёник? Почему?

-Нарисуй словами картинку к той части рассказа, в которой говорится о том, как другие ребята позаботились о клёнике.

- Докажи примерами из текста, что двор стал похож на красивый сад.

Слайд

А вот так художник нарисовал картинку.



Чтение по методике «учитель – ученик»: «Найди предложение по его началу», «Найди предложение по его окончанию».


9. Итог урока. Рефлексия.


­- Как называется рассказ, который мы читали?
­- Назовите автора рассказа.

-Почему люди называют сад Михаськиным?
­­- Можем ли мы сделать наши дворы красивее? Как?

- А если будут зеленеть наши дворы, сады, то и природа всей нашей планеты будет нас радовать. А ведь в судьбе природы – наша судьба. Природа нашей планеты нуждается в человеческой помощи и защите. Кто же, если не мы, будем заботиться о нашем собственном доме – нашей планете!

Территория нашей школы.

У детей карточки со словами и их значение. Нужно соотнести слово с его значением.

Михаська

участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.

Сад

белорусское мужское имя

Прижилась

дрожали

Трепетали

приспособилась к условиям

(высказать своё мнение, что понравилось, порадовало вас в этом рассказе)

Предложение "тегов", которые необходимо дополнить.

  • Я научился…

  • Было трудно…

  • Мне надо работать над…

  • Было интересно…


- Выставление оценок.

-Какое задание понравилось выполнять больше всего?

Подводится итог работы каждого ученика на уроке: МИМИКОЙ!


10. Домашнее задание.
«Михаськин сад» В. Хомченко стр.78 – 79 читать рассказ всем. 1в. – делить текст на части (вопрос 5), 2 в. - нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Карточки для индивидуальной работы.

Работа с деформированным текстом.

Можно использовать на этапе «беседа по содержанию», при подготовке к пересказу, для «домашнего задания».



























В парке сажали__________________________________ ________________________________.

Михаська выпросил у дяди ________________________ __________________.

-Расти _______________________большой-________________________.

И начал __________ _______________расти.

Все во дворе стали называть его ___________________________ _____________________.

Другой _______________________ с этого же двора забил в ___________________ _____________ и привязал к ней __________________________ - чтобы не сломало _______________________ ____________________.

Дощечка с надписью: «____________________________ не рвать! ________________________ не ломать!»

Дворник посадил возле него _________________________________.

Увидели жители двора, что ________________________стало наих ________________________, и дружно вышли однажды в воскресенье с ____________________________.

К ___________________________ и _______________________ подсадили ещё молодые ______________ и ________________.

И стал двор – не ______________________, а _____________ ___________________: с ___________________, ______________, ______________.

Михаськиного _________________________ и не найти среди __________________________ _______________________.

Но люди и теперь по привычке называют ___________________________ ___________________ .


При  планировании  урока  мною  были  учтены  индивидуальные  возможности  детей.

В  начале  урока  дети  обменялись  улыбками  с  гостями,  учителем  и  с  друг  дружкой,  учитель  пожелал  детям  успехов  в  работе,  что  позволило  установить  контакт  с  детьми.

        Для  активизации  внимания,  развития  фонетической  и  интонационной  сторон  речи  проведена  логопедическая  разминка – хоровое  проговаривание  чистоговорки.        Для  проверки  домашнего  задания  и  повторения  ранее  изученного  материала  использовала  самостоятельное  чтение  и  отгадывание  детьми  загадок  о  различных  профессиях,  беседу  по  прочитанному  дома  стихотворению,  что  способствовало  включению  обучающихся  в  активную  деятельность  на  уроке,  обогащению  словарного  запаса,  расширению  кругозора  учащихся.

         Для  раскрытия  материала  урока  мною  были  выбраны  словесные  методы  совместной  деятельности  с  классом,  что  позволило  обучающимся  находиться  в  активном  рабочем,  но  не  напряженном  состоянии,  что,  безусловно,  отразилось  на  результатах  урока.  Также  на  уроке применялись следующие  методы  обучения:  наглядный,  частично – поисковый  (дети  отвечали  на  вопрос,  который  заключается  в  названии  рассказа.)

         На  протяжении  всего  урока  использовалась  презентация,  что  способствовало  лучшему  восприятию  материала,   кроме  того,  активизировала  и  сохраняла  внимание  учащихся  на  протяжении  всего  урока,  развивала  познавательный  интерес,  способствовала  быстрому  включению  детей  в  работу.

         На  уроке  применялись  элементы  следующих  современных  технологий:  информационной  технологии  (презентация) – делает  процесс  обучения  более  ярким,  понятным  и  доступным;  тестовой  технологии  (найдите  лишнее) – воспитывает  у  учащихся  собранность,  внимание;  здоровье  - сберегающей  технологии – четкая  дозировка  учебной  нагрузки,  смена  видов  деятельности.

         Виды  речевой  деятельности  на  уроке  разнообразны:  хоровое  проговаривание,  слушание,  чтение,  диалог.

Задания  рассчитаны  на  учащихся,  имеющих  средний  уровень  развития.

         За  счет   чередования  видов  деятельности  на  уроке  была  исключена  возможность  перегрузки.  Работа  на  уроке  не  являлась  монотонной  и  однообразной.

        Время,  отведенное  на  каждый  этап  урока,  распределено  рационально.

         Учащиеся  показали  свою  активность,  работоспособность  на  уроке.         В  ходе  занятия  я  старалась  в  равной  степени  работать  со  всеми  учениками:  поощряла  за  хорошую  работу,   поддерживала  слабых  учеников,  делала  небольшие  подсказки,  давала  в  ходе  урока  необходимые  пояснения,  старалась  работу  организовать  так,   чтобы  каждый  ученик  смог  показать  свои  способности,  проявить  себя.

          В  течение  всего  урока  осуществлялся  контроль  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся.  Детям  была  дана  возможность  самостоятельно  оценить  свою  работу  на  уроке.  В  конце  урока  была  проведена  рефлексия,  подведены  итоги  урока.

          Руководствуясь  вышеизложенной  информацией,  считаю  цели  урока  достигнутыми.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!