В.Крупин. «Сушёная малина».
Счастливая пора детства. Семейные ценности.
Духовно-нравственные проблемы рассказа.
Ну никак, никак не могу уверить внуков в том, что у меня было очень, очень счастливое детство.
- Милые мои, – говорю я, – не было у нас телевидения, электричества не было, уж какие там айпады, айфоны, мобильники - кино привозили раз в неделю, сидели в сумерках при керосиновой лампе и всё время были непрерывно заняты: дров напилить-наколоть, воды натаскать, хлев почистить, а дома уборка, готовка пищи. А с весны до осени огород, поле, сенокос, грибы, ягоды. О, наша милая, чистая река, наши леса и перелески! Всё же было: и купание, и рыбалка, и костры, и всякие-всякие игры. И всегда успевали делать уроки, хорошо учиться, каждый вечер были какие-то кружки, изучали трактора, машины, учились разбирать и собирать винтовки и автоматы, стреляли, бегали по полосе препятствий. Всегда были соревнования в спорте, самодеятельности. В ней особенно. Репетировали и ставили пьесы, как правило, классику. Пусть отрывки, но Пушкина, Чехова, Гоголя. Обязательно все пели в хоре, разучивали танцы народов СССР и мира. Незабвенный молдавский танец жок, украинский гопак, белорусская бульба. Стенгазеты выпускали, и классные, и общешкольную. Ездили с концертами по деревням.
Очень дружные были мы, мальчишки и девчонки, ведь совместные труды и радости сближают. А особенно труд на пользу общества. Были всегда воскресники и субботники. Осенью всегда ездили на картошку. Это такая радость – месяц в деревне. Нас любили в колхозах. Никто через силу работать не заставлял. Питание было отличное - всё свежее: молоко, мясо, овощи. Костры жгли, картошку пекли, пели у костра.
Боже мой, как всё теперь оболгано и изгажено теми, для кого Россия – территория проживания, а не родина.
Но самое главное, что мне лично дала родина, семья и школа, – это честность и совестливость. Ещё в том была ко мне милость Божия, что и отец и мама были из очень православных семей. И пусть у нас не было совместных молитв, в церковь не ходили (её и не было, до ближайшей шестьдесят километров, да ещё и переправа через реку Вятку), но дух милосердия, сострадания, прощения, бескорыстия был главным в семье.
А подвигнул меня на эти строчки подарочек от отца игумена Иоасафа – сушёная малина. Как и у нас в детстве, это были такие тоненькие темно-красные лепёшечки. Взял их в руки, вдохнул родной запах целебной ягоды, ощутил аромат лесных полян, на которых собирали ягоду малину. Собирали, приносили домой. Сколько-то съедали, а остальное мама сушила. В русской протопленной печи. Рассыпала малину на капустных листах или на лопухах. Сушила и складывала в сундук на зиму. Это же такая радость и редкость для зимы – малина к чаю. А особенно при простуде. И вообще это было редчайшее лакомство. Интересно, что сушили именно малину. Бруснику мочили, землянику превращали в варенье, чернику засыпали (если был) сахаром, черёмуху, калину, иргу, рябину просто развешивали в чулане или на чердаке кистями, клюква сохранялась сама на любом морозе в холщовых мешочках, в кадушках, в берестяных бурачках.
И вот теперь главное: классе в шестом я вернулся с улицы, набегался, намерзся, изголодался. Дома никого не было. И тут меня подловил враг нашего спасения: открой сундук, возьми малину, съешь, никто не узнает. Сундук у нас не закрывался. И я, будто заколдованный, открыл его, взял один лист капусты, на котором сушили малину, торопливо её съел и закрыл сундук. Запил водой.
Ужас и стыд за содеянное настиг меня утром. Я не мог глаза поднять на маму, на братьев и сестёр. Убежал пораньше в школу. Идти домой из школы было очень тяжело, еле шёл. Мама подумала, что я заболел. А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался из груди. Ещё на следующий день я решил признаться маме в воровстве. Мне помогло то, что опять никого не было. Я сам встал в угол и стоял. Мама вошла с улицы, посмотрела, вышла. Опять вернулась.
- Ты что в углу стоишь? Отец, что ли, поставил?
И тут из меня вместе со слезами вырвалось:
- Ма-а, я м-мали-ину взя-а-л.
А мама вдруг радостно засмеялась:
- Какой молодец! А ведь я знала, что ты взял. И малины убыло, и ты сам не свой. Но думаю, буду молчать, очень надеялась, что сам признаешься.
- Я буду в углу стоять, ладно? – попросил я.
- Так ты сам себя в угол поставил?
- Ну да.
- Какой молодец. Возьми вот ведёрко, отнеси курицам, я картошки намяла, с отрубями перемешала, они любят.
Даже не накинув пальтишка, я помчался в хлев. Выскочил на крыльцо, и так мне легко вздохнулось, так отрадно было взглянуть на Божий мир. Тяжесть с души свалилась. Если бы я знал тогда, с чем сравнить это состояние, сказал бы: как после исповеди.
Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом виноват только я сам. (2016)
Разберёмся в значении незнакомых слов.
СССР - Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год.
Колхо́з (сокращение от коллективное хозяйство) — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.
Оболгано - от «оболганный» — оклеветанный, опороченный, оговоренный.
Бурачок - берестяное изделие с крышкой для долгого хранения продуктов в крестьянских хозяйствах.
Игу́мен — духовный сан в Православной церкви, руководитель православного монастыря.
Анализируем рассказ «Сушёная малина».
1). Рассказ имеет автобиографический характер и строится на основе воспоминаний о детстве. Какие ассоциации вызывает у автора-рассказчика слово «детство»? Продолжите:
Детство – работа по дому, купание, рыбалка, костры, игры… ____________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Назовите главное чувство, которое испытывает рассказчик при воспоминании о детстве:
_________________________________
2). Автор-рассказчик особенно подробно описывает один эпизод из своего детства. Какой поступок совершил мальчик?
_______________________________________________
- «И тут меня подловил враг нашего спасения» - написано в тексте.
Прочитайте информацию. Враг нашего спасения – образное название беса, демона; символ искушения, то есть желания чего-нибудь запретного. Основываясь на предложенной информации, объясните причину того, что сделал ребёнок.
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Как бы Вы оценили поступок главного героя, съевшего сушёную малину?
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Оправдывает ли мальчика то, что он был голоден?
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Почему на следующий день герою трудно было даже посмотреть на родных, почему тяжело было возвращаться домой из школы?
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
-
Лексическое значение духовно-нравственных понятий. Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение. Совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.
- Опираясь на лексическое значение духовно-нравственных понятий, объясните, почему мальчик сам себя поставил в угол?
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Выпишите из текста, как рассказчик характеризует своё состояние после раскаяния:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
-
Лексическое значение духовно-нравственного понятия. Исповедь - признание в своих совершённых грехах перед Богом, раскаяние и решение в дальнейшем стараться не допускать греха.
- Для чего человек приходит в церковь на исповедь? Выберите нужный ответ: чтобы Господь простил грехи; чтобы получить облегчение; так принято у верующих людей.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Как мама помогла справиться сыну с этим тяжёлым состоянием?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Судя по поступку ребёнка и содержанию текста, определите, что было главным в семье мальчика. Выпишите ответ из текста.
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3). Проанализируйте «сильные позиции» произведения. Подчеркните ключевые слова:
Название. «Сушёная малина»
Начало. «Ну никак, никак не могу уверить внуков в том, что у меня было очень, очень счастливое детство»
«Золотое сечение». «Сундук у нас не закрывался. И я, будто заколдованный, открыл его, взял один лист капусты, на котором сушили малину, торопливо её съел и закрыл сундук»
Конец. «Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом виноват только я сам»
- Какая из «сильных позиций» наиболее важна для понимания идеи (основной мысли) текста?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Объясните смысл финала рассказа: «Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом виноват только я сам».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
4).
Анализируем язык произведения.
В литературоведении есть понятие риторического восклицания. Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет! (А.К.Толстой)
- Выпишите из рассказа 2 – 3 примера риторических восклицаний:
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Какую роль играют в тексте риторические восклицания?
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5).
Работа со словарём. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения (Толковый словарь С.И.Ожегова). Духовность – устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу (Словарь В.И.Даля). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
- Какие духовно-нравственные проблемы НЕ раскрываются в рассказе? Укажите нужное.
Проблема трудолюбия
Проблема бесхозяйственности
Проблема семейных ценностей
Проблема жестокости
Проблема совестливости
Проблема любви к ближнему
Проблема стыда
Проблема раскаяния
Проблема духовности
Проблема любви к Родине
6). Какие нравственные уроки для себя Вы извлекли из этого рассказа? Укажите 3 – 4 таких урока.
1. __________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
7). ДЗ В своём рассказе «Бумажные цепи» Владимир Крупин писал: «Детство сильнее всей остальной жизни». Опираясь на содержание рассказа «Сушёная малина», докажите или опровергните данное высказывание писателя: «Детство сильнее всей остальной жизни». (Объём работы: 5 – 7 предложений)
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________