СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Крупин. «Сушёная малина». Счастливая пора детства. Семейные ценности. Духовно-нравственные проблемы рассказа (Урок родной (русской) литературы в 5 классе)()

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка представляет собой часть рабочей тетради для изучения родной (русской) литературы в 5 классе по разделу "Человек и его выбор". Раскрываются духовно-нравственные проблемы (совесть, стыд). Определяется роль детства в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«В.Крупин. «Сушёная малина». Счастливая пора детства. Семейные ценности. Духовно-нравственные проблемы рассказа (Урок родной (русской) литературы в 5 классе)()»

В.Крупин. «Сушёная малина».

Счастливая пора детства. Семейные ценности.

Духовно-нравственные проблемы рассказа.

Ну никак, никак не могу уверить внуков в том, что у меня было очень, очень счастливое детство.

- Милые мои, – говорю я, – не было у нас телевидения, электричества не было, уж какие там айпады, айфоны, мобильники - кино привозили раз в неделю, сидели  в сумерках при керосиновой лампе  и всё время были непрерывно заняты: дров напилить-наколоть, воды натаскать, хлев почистить, а дома уборка, готовка пищи. А с весны до осени огород, поле, сенокос, грибы, ягоды. О, наша милая, чистая река, наши леса и перелески! Всё же было: и купание, и рыбалка, и костры, и всякие-всякие игры. И всегда успевали делать уроки, хорошо учиться, каждый вечер были какие-то кружки, изучали трактора, машины, учились разбирать и собирать винтовки и автоматы, стреляли, бегали по полосе препятствий. Всегда были соревнования в спорте, самодеятельности. В ней особенно. Репетировали  и ставили пьесы,  как правило, классику. Пусть отрывки, но Пушкина, Чехова, Гоголя. Обязательно все пели в хоре, разучивали танцы народов СССР и мира. Незабвенный молдавский танец  жок, украинский гопак, белорусская  бульба. Стенгазеты выпускали, и классные, и общешкольную. Ездили с концертами по деревням.

Очень дружные были мы, мальчишки и девчонки, ведь совместные труды и радости сближают. А особенно труд на пользу общества. Были всегда воскресники и субботники. Осенью всегда ездили на картошку. Это такая радость – месяц в деревне. Нас любили в колхозах. Никто через силу работать не заставлял. Питание было отличное - всё свежее: молоко, мясо, овощи. Костры жгли, картошку пекли, пели у костра.

Боже мой, как всё теперь оболгано и изгажено теми, для кого Россия – территория проживания, а не родина.

Но самое главное, что мне лично дала родина, семья и школа, – это честность и совестливость. Ещё в том была ко мне милость Божия, что и отец и мама были из очень православных семей. И пусть у нас не было совместных молитв, в церковь не ходили (её и не было,  до ближайшей  шестьдесят километров, да ещё и переправа через реку Вятку), но дух милосердия, сострадания, прощения, бескорыстия был главным в семье.

А подвигнул меня на эти строчки  подарочек от отца игумена Иоасафа – сушёная малина. Как и у нас в детстве, это были такие тоненькие темно-красные лепёшечки. Взял  их в руки, вдохнул  родной запах целебной ягоды, ощутил аромат  лесных полян, на которых собирали ягоду малину. Собирали, приносили домой. Сколько-то съедали, а остальное мама сушила. В русской  протопленной печи. Рассыпала малину на капустных листах или на лопухах. Сушила и складывала в сундук на зиму. Это же такая радость и редкость для зимы – малина к чаю. А особенно при простуде. И вообще это было  редчайшее лакомство. Интересно, что сушили именно малину.  Бруснику мочили, землянику превращали в варенье, чернику засыпали (если был) сахаром, черёмуху, калину, иргу, рябину просто развешивали в чулане или на чердаке кистями, клюква сохранялась сама на любом морозе в холщовых мешочках, в кадушках,  в берестяных бурачках.

И вот теперь главное:  классе в шестом я  вернулся с улицы, набегался, намерзся, изголодался. Дома никого не было. И тут меня подловил враг нашего спасения: открой сундук, возьми малину, съешь,  никто не узнает.  Сундук у нас не закрывался.  И я, будто заколдованный, открыл его, взял один лист капусты, на котором сушили малину, торопливо её съел и закрыл сундук. Запил водой.

Ужас и стыд за содеянное настиг меня утром. Я не мог глаза поднять на маму, на братьев и сестёр. Убежал пораньше в школу. Идти домой из школы было очень тяжело, еле шёл. Мама подумала, что я заболел. А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался из груди. Ещё на следующий день я решил признаться маме в воровстве. Мне помогло то, что опять никого не было. Я сам встал в угол и стоял. Мама вошла с улицы, посмотрела, вышла. Опять вернулась.

- Ты что в углу стоишь? Отец, что ли, поставил?

И тут из меня вместе со слезами вырвалось:

- Ма-а, я  м-мали-ину взя-а-л.

А мама вдруг радостно засмеялась:

- Какой  молодец!  А ведь я знала, что ты взял. И малины убыло, и ты сам не свой. Но думаю, буду молчать, очень  надеялась, что сам признаешься.

- Я буду в углу стоять, ладно? – попросил я.

- Так ты сам себя в угол поставил?

- Ну да.

- Какой молодец.  Возьми вот ведёрко, отнеси курицам, я картошки намяла, с отрубями перемешала, они любят.

Даже не накинув пальтишка, я помчался в хлев. Выскочил на крыльцо, и так мне легко вздохнулось, так отрадно было взглянуть на Божий мир. Тяжесть с души свалилась.  Если бы я знал тогда, с чем сравнить это состояние, сказал бы: как после исповеди.

Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом  виноват только я сам. (2016)

Разберёмся в значении незнакомых слов.

СССР - Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год.

Колхо́з (сокращение от коллективное хозяйство) — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Оболгано - от «оболганный» — оклеветанный, опороченный, оговоренный.

Бурачок - берестяное изделие с крышкой для долгого хранения продуктов в крестьянских хозяйствах.

Игу́мен — духовный сан в Православной церкви, руководитель православного монастыря.

Анализируем рассказ «Сушёная малина».

1). Рассказ имеет автобиографический характер и строится на основе воспоминаний о детстве. Какие ассоциации вызывает у автора-рассказчика слово «детство»? Продолжите:

Детство – работа по дому, купание, рыбалка, костры, игры… ____________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Назовите главное чувство, которое испытывает рассказчик при воспоминании о детстве:

_________________________________

2). Автор-рассказчик особенно подробно описывает один эпизод из своего детства. Какой поступок совершил мальчик?

_______________________________________________

- «И тут меня подловил враг нашего спасения» - написано в тексте. Прочитайте информацию. Враг нашего спасения – образное название беса, демона; символ искушения, то есть желания чего-нибудь запретного. Основываясь на предложенной информации, объясните причину того, что сделал ребёнок.

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Как бы Вы оценили поступок главного героя, съевшего сушёную малину?

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Оправдывает ли мальчика то, что он был голоден?

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Почему на следующий день герою трудно было даже посмотреть на родных, почему тяжело было возвращаться домой из школы?

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Лексическое значение духовно-нравственных понятий. Стыд тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение. Совестьэто стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

- Опираясь на лексическое значение духовно-нравственных понятий, объясните, почему мальчик сам себя поставил в угол?

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Выпишите из текста, как рассказчик характеризует своё состояние после раскаяния:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Лексическое значение духовно-нравственного понятия. Исповедь - признание в своих совершённых грехах перед Богом, раскаяние и решение в дальнейшем стараться не допускать греха.

- Для чего человек приходит в церковь на исповедь? Выберите нужный ответ: чтобы Господь простил грехи; чтобы получить облегчение; так принято у верующих людей.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Как мама помогла справиться сыну с этим тяжёлым состоянием?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Судя по поступку ребёнка и содержанию текста, определите, что было главным в семье мальчика. Выпишите ответ из текста.

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3). Проанализируйте «сильные позиции» произведения. Подчеркните ключевые слова:

Название. «Сушёная малина»

Начало. «Ну никак, никак не могу уверить внуков в том, что у меня было очень, очень счастливое детство»

«Золотое сечение». «Сундук у нас не закрывался.  И я, будто заколдованный, открыл его, взял один лист капусты, на котором сушили малину, торопливо её съел и закрыл сундук»

Конец. «Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом  виноват только я сам»

- Какая из «сильных позиций» наиболее важна для понимания идеи (основной мысли) текста?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Объясните смысл финала рассказа: «Всю жизнь живу и всю жизнь благодарю Бога за такую мою жизнь. Всё, что было в ней хорошего, это от отца и мамы, от родины, а что было плохого, то в этом  виноват только я сам».

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4). Анализируем язык произведения. В литературоведении есть понятие риторического восклицания. Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет! (А.К.Толстой)

- Выпишите из рассказа 2 – 3 примера риторических восклицаний:

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Какую роль играют в тексте риторические восклицания?

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

5). Работа со словарём. Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения (Толковый словарь С.И.Ожегова). Духовностьустремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу (Словарь В.И.Даля). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.

- Какие духовно-нравственные проблемы НЕ раскрываются в рассказе? Укажите нужное.

  • Проблема трудолюбия

  • Проблема бесхозяйственности

  • Проблема семейных ценностей

  • Проблема жестокости

  • Проблема совестливости

  • Проблема любви к ближнему

  • Проблема стыда

  • Проблема раскаяния

  • Проблема духовности

  • Проблема любви к Родине

6). Какие нравственные уроки для себя Вы извлекли из этого рассказа? Укажите 3 – 4 таких урока.

1. __________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

7). ДЗ В своём рассказе «Бумажные цепи» Владимир Крупин писал: «Детство сильнее всей остальной жизни». Опираясь на содержание рассказа «Сушёная малина», докажите или опровергните данное высказывание писателя: «Детство сильнее всей остальной жизни». (Объём работы: 5 – 7 предложений)

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________