Всеволод Михайлович Гаршин (1829-1888)
«Attalea princeps»
Сказка «Attalea princeps»
Жанр произведения
- Определите жанр этого произведения? Почему вы так думаете?
- Одни ученые-филологи относят данное произведение к литературной сказке, а другие – к притче . Что такое притча?
- Притча - короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
- Попробуйте доказать, что это произведений относится к притче.
Оранжерея
- Как выглядит оранжерея?
- «Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось , как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города».
- Как себя чувствуют растения в ботаническом саду?
- «Растения- заключённые . В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи . Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение» .
Вывод 1 :
прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.
Директор. Бразильянец.
- Что собой представляет директор оранжереи?
- Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке , работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения , другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира , как и его оранжерея.
- Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?
- Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину : «…ее солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно , оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.
Вывод 2 :
два персонажа- два характера .
Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.
Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный.
Эти образы противопоставлены друг другу.
Теория литературы
Экспозиция –
в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств
- Определите границы экспозиции в данном произведении.
Герои произведения
- Кто является ее героями?
- Как автор относится к своим героям? Докажите свой ответ.
Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.
Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.
Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.
Теория литературы
Антитеза – противопоставление героев, действий, образов и т.д.
- Назовите в данном произведении примеры антитезы. Соотнесите пары, которые противопоставлены друг другу в произведении . ( след.слайд )
Прекрасная оранжерея
Королевская пальма
Образ директора
Реальность
Обитатели сада
Гордость принцессы-пальмы
Гордость директора
Образ бразильца
Растения-заключённые
Мечта
Главный герой
- Кто является главным героем произведения?
- Главный герой – пальма Attalea princeps.
- Есть ли перевод этого названия? Как вы думаете несть ли такой сорт в реальности?
- Перевода нет. Сорт пальмы вымышленный , если попробовать перевести на русский язык, то звучать это будет примерно так: «принципиальная (гордая) южанка».
Главный герой
- Какую черту характера пальмы вы бы выделили? Почему вы так решили?
- Пальма была горда.
- С чем пришлось столкнуться пальме в произведении?
- Пальма столкнулась не только с лишением свободы , но и с осмеянием за это окружающих ее растений.
чувство собственного достоинства
чувство удовлетворения от чего-нибудь
Гордость -
высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе
Теория литературы
Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие героев, героев и событий.
- Какой конфликт наблюдается в данном произведении.
- Чем разрешился этот конфликт?
Вывод 3 .
Главный образ сказки «Attalea Prinсeps» - гордая пальма .
Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу. Но мечта и реальность не совместимы . Пальма разочаровалась в свободе.
Тема и идея
- Тема : Свобода личности.
- Идея: Стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически.
Творческое задание. Ответить на один из вопросов (3-5 предложений)
- «Почему Attalea Princeps так рвалась к свободе? Что ее подталкивало?»
- «Какие качества Attalea Princeps мне более всего симпатичны, вызывают мое уважение?»
- «Достигла ли своей цели Attalea Princeps? Почему?»
- «Какие герои в сказке и почему вызывают во мне позитивное чувство?»