СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.М.Гаршин. "Attalea Princeps"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок строится из блоков (3х), каждый из которых имеет свои выводы. В цонце 1 вывод из 3 предыдущих. Теория литературы: экспозиция, антитеза, конфликт. Творческое задание: ответить на один из вопросов (3-5 предложений)  

Просмотр содержимого документа
«В.М.Гаршин. "Attalea Princeps"»

Всеволод  Михайлович  Гаршин  (1829-1888) «Attalea princeps»

Всеволод Михайлович Гаршин (1829-1888)

«Attalea princeps»

Сказка  «Attalea princeps»

Сказка «Attalea princeps»

Жанр произведения Определите жанр этого произведения? Почему вы так думаете?  Одни ученые-филологи относят данное произведение к литературной сказке, а другие – к притче . Что такое притча? Притча - короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Попробуйте доказать, что это произведений относится к притче.

Жанр произведения

  • Определите жанр этого произведения? Почему вы так думаете?
  • Одни ученые-филологи относят данное произведение к литературной сказке, а другие – к притче . Что такое притча?
  • Притча - короткий поучительный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
  • Попробуйте доказать, что это произведений относится к притче.
Оранжерея Как выглядит оранжерея? «Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось , как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города». Как себя чувствуют растения в ботаническом саду? «Растения- заключённые . В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи . Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение» .

Оранжерея

  • Как выглядит оранжерея?
  • «Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось , как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города».
  • Как себя чувствуют растения в ботаническом саду?
  • «Растения- заключённые . В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи . Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение» .
Вывод 1 : прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.

Вывод 1 :

прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.

Директор. Бразильянец. Что собой представляет директор оранжереи?  Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке , работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения , другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира , как и его оранжерея. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)? Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину : «…ее солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно , оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

Директор. Бразильянец.

  • Что собой представляет директор оранжереи?
  • Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке , работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения , другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира , как и его оранжерея.
  • Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?
  • Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину : «…ее солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно , оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.
Вывод 2 : два персонажа- два характера . Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.

Вывод 2 :

два персонажа- два характера .

Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.

Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный.

Эти образы противопоставлены друг другу.

Теория литературы Экспозиция – в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств Определите границы экспозиции в данном произведении.

Теория литературы

Экспозиция

в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств

  • Определите границы экспозиции в данном произведении.
Герои произведения Кто является ее героями? Как автор относится к своим героям? Докажите свой ответ.

Герои произведения

  • Кто является ее героями?
  • Как автор относится к своим героям? Докажите свой ответ.
Пузатый кактус  – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.  Пальма  - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.   Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная. Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.   Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.

Пузатый кактус румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.

Пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.

 

Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.

Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.

Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.

Теория литературы Антитеза – противопоставление героев, действий, образов и т.д. Назовите в данном произведении примеры антитезы. Соотнесите пары, которые противопоставлены друг другу в произведении . ( след.слайд )

Теория литературы

Антитеза – противопоставление героев, действий, образов и т.д.

  • Назовите в данном произведении примеры антитезы. Соотнесите пары, которые противопоставлены друг другу в произведении . ( след.слайд )
Прекрасная оранжерея Королевская пальма Образ директора  Реальность Обитатели сада Гордость принцессы-пальмы Гордость директора Образ бразильца  Растения-заключённые Мечта

Прекрасная оранжерея

Королевская пальма

Образ директора

Реальность

Обитатели сада

Гордость принцессы-пальмы

Гордость директора

Образ бразильца

Растения-заключённые

Мечта

Главный герой Кто является главным героем произведения?  Главный герой – пальма Attalea princeps. Есть ли перевод этого названия? Как вы думаете несть ли такой сорт в реальности?  Перевода нет. Сорт пальмы  вымышленный , если попробовать перевести на русский язык, то звучать это будет примерно так: «принципиальная (гордая) южанка».

Главный герой

  • Кто является главным героем произведения?
  • Главный герой – пальма Attalea princeps.
  • Есть ли перевод этого названия? Как вы думаете несть ли такой сорт в реальности?
  • Перевода нет. Сорт пальмы  вымышленный , если попробовать перевести на русский язык, то звучать это будет примерно так: «принципиальная (гордая) южанка».
Главный герой Какую черту характера пальмы вы бы выделили? Почему вы так решили?  Пальма была горда.    С чем пришлось столкнуться пальме в произведении?  Пальма столкнулась не только с лишением свободы , но и с осмеянием за это окружающих ее растений. чувство собственного достоинства чувство удовлетворения от чего-нибудь Гордость - высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе

Главный герой

  • Какую черту характера пальмы вы бы выделили? Почему вы так решили?
  • Пальма была горда.

  • С чем пришлось столкнуться пальме в произведении?
  • Пальма столкнулась не только с лишением свободы , но и с осмеянием за это окружающих ее растений.

чувство собственного достоинства

чувство удовлетворения от чего-нибудь

Гордость -

высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе

Теория литературы Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие героев, героев и событий.  Какой конфликт наблюдается в данном произведении. Чем разрешился этот конфликт?

Теория литературы

Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие героев, героев и событий.

  • Какой конфликт наблюдается в данном произведении.
  • Чем разрешился этот конфликт?
Вывод 3 .  Главный образ сказки «Attalea Prinсeps» - гордая пальма . Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу. Но мечта и реальность не совместимы . Пальма разочаровалась в свободе.

Вывод 3 .

Главный образ сказки «Attalea Prinсeps» - гордая пальма .

Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу. Но мечта и реальность не совместимы . Пальма разочаровалась в свободе.

Тема и идея Тема : Свобода личности. Идея: Стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически.

Тема и идея

  • Тема : Свобода личности.
  • Идея: Стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически.
Творческое задание.  Ответить на один из вопросов  (3-5 предложений) «Почему Attalea Princeps так рвалась к свободе? Что ее подталкивало?»  «Какие качества Attalea Princeps мне более всего симпатичны, вызывают мое уважение?»  «Достигла ли своей цели Attalea Princeps? Почему?»  «Какие герои в сказке и почему вызывают во мне позитивное чувство?»

Творческое задание. Ответить на один из вопросов (3-5 предложений)

  • «Почему Attalea Princeps так рвалась к свободе? Что ее подталкивало?»
  • «Какие качества Attalea Princeps мне более всего симпатичны, вызывают мое уважение?»
  • «Достигла ли своей цели Attalea Princeps? Почему?»
  • «Какие герои в сказке и почему вызывают во мне позитивное чувство?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!