Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково Фроловой Т.В.
Класс | 11 |
Предмет | Литература |
Тема | В.М. Песков «Дыхание Севера».Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ |
Цель | Формирование умений и навыков написания выполнения части С. |
Планируемые результаты | Предметные | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
Структурировать умения и навыки анализа текста, умения определять его проблемы, авторскую позицию, формировать умения и навыки построения комментария, умения аргументировать свою позицию. | Поиск и выделение проблем текста, знакомство с личностью писателя, поиск высказываний, цитат по проблемам. | Умение нести ответственный выбор за построение комментария, свою позицию, умения находить в интернете речевые клише, цитаты применять их , нести ответственность за результаты своей деятельности. | Формирование умений работать в группе, в паре, находить общее решение. | Научиться ставить перед собой цель, работать самостоятельно и коллективно, самостоятельно создавать текст своего сочинения в научно-популярном и публицистическом стиле. |
Основные понятия | Термины: ключевые слова, проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, речевые клише, цитаты. |
Организация пространства | Формы работы: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Методические приёмы: | Словесный, проблемный, иллюстративный эвристический, исследовательский |
Межпредметные свяи | История (умения сравнивать изображение событий), русский язык (умения создавать и писать связный текст в форме сочинения-рассуждения), изобразительное искусство (умение сравнивать произведения живописи с поэтическим текстом; умение иллюстрировать поэтический текст, сопровождая комментарием); информатика (умение находить необходимую информацию; умение создавать презентацию). |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (памятки, речевые клише) |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: 1). презентация по теме урока, составленная учителем, 2). презентации, составленные учениками; 3). текст «Дыхание Севера» В.М. Пескова. |
Образовательные ресурсы | 1.Учебник: В.П. Журавлёв, Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов. «Русская литература.11 класс».Учебник для общеобразовательных учреждений. /под ред. В.П. Журавлёва. -В 2 ч.: Ч.2. Москва, «Просвещение», 2013. 2.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г..»Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».-Р. на Д., «Легион», 2016 г. 3.Е.В. Михайлова. «ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения»./ Е.В. Михайлова, - М: Эксмо, 2017. 4. https://4ege.ru/russkiy/56274-tekst-s-dosrochnogo-ege-2018-po-russkomu-yazyku.html 5. https://www.ufa.kp.ru/daily/25949.3/2891930/ 6. https://uchitelya.com/literatura/156366-prezentaciya-zhizn-i-tvorchestvo-vasiliya-peskova-7-klass.html 7. https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/19095.html 8. https://kp.ua/life/356198-dykhanye-severa |
Организационная структура ( сценарий ) урока
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Методы и приёмы работы | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент. | Организация коммуника тив ного взаимодействия. Приветствие, проверка готовности класса | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, задаёт эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Приветствие. Доброжелатель ный настрой. | Словесный. | Личностные: положительно настраиваются на учение |
II. Мотивационный этап (самоопре- деление) к учебной деятельно- сти). 1.Формулирование темы урока. 2. Целеполагание. | Мотивиро вать учащих ся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока. | «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать»,- утверждал И.А. Бунин. Не так давно мы изучили роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, где автором подняты проблемы отношения к любимому делу, профессии, творчеству, проблема любви между мужчиной и женщиной и другие. А как вы думаете: «Может ли быть счастлив человек, имея возможность путешествовать?» А какие проблемы в связи с этим могут быть подняты авторами текстов? Сегодня наш урок посвящён внеклассному чтению и подготовке к ЕГЭ по русскому языку, выполнению задания С. Дома вы знакомились с текстами досрочного ЕГЭ на сайте: На этом уроке я предлагаю вам текст «Дыхание Севера В.М. Пескова. Прочитайте его. Посмотрите изображения на слайдах. Как они соотносятся со словами, сказанными мною в начале урока? Помогите мне сформулировать тему нашего урока, поставить цель, определить задачи и план нашего урока. Использование слайдов: Слайд № 2. Слайды № 3-8 Слайд № 9. Тема урока: «В.М. Песков «Дыхание севера». Подготовка к написанию сочинения- рассуждения». Слайд №10. Цель, задачи. Слайд № 11 . План урока. | Выразительно читают отрывки из текста «Дыхание Севера» В.М. Пескова. Слушают учителя, отвечают на вопросы, Формулируют тему урока, цель, задачи, просматривают слайды презентации, участвуют в диалоге с учителем. Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала. | Звучит чтение текста «Дыхание Севера» (отрывки на фоне иллюстраций) заранее подготовленными учащимися. Слайды 5-11. (3 минуты) Фронтальная | Словесный, наглядный методы. Просмотр слайдов мультимедийной презентации. Метод проблем- ной ситуа- ции. Просмотр мультиме- дийной презентации с прослуши- ванием выразительного чтения одноклассниками отрывков текста «Дыхание Севера» В.М. Пескова. Проблемный метод. Иллюстриро- ванно-словесный метод. | Познавательные: Включаются в познавательную деятельность, слушают учителя, отвечают на вопросы, осуществляют смысловое чтение текста как осмысление цели и выбор задач для её решения. Регулятивные: планируют учебное сотрудничество, свои действия, строят понятные для участников образовательного процесса высказывания. Коммуникатив ные: обмениваются мнениями, формируют ответ в форме устного высказывания. Личностные: положительно относятся к учению, имеют желание осознавать свои силы и возможности участия в каждом этапе урока, выполнять задание по выбору, в паре, в группе. |
III. Учебно- познаватель- ная деятель- ность. | Учить учащихся применять самостоятельно добытые знания, сопоставлять с образцом, делать свой выбор. | Проверка домашнего Задания. Дорогие ребята, вам предстоит на экзамене писать сочинение по проблеме текста. Давайте вспомним, что для этого необходимо. Задание № 2. Ребята, вы прочитали текст. О чём в этом тексте пишет автор? Назовите ключевые слова данного текста. Задание № 1. Прочитайте план сочинения-рассуждения, который вы нашли в соцсетях интернета. Сверьте свой план с планом на слайде. Слайд № 12. Задание № 3. Назовите проблемы, выявленные вами после прочтения текста. Какая из проблем вам, на ваш взгляд, более важная, более значимая? Охарактеризуйте её. Сверьте своё мнение со слайдами. Слайды №13, 14. Задание № 4. С чего вы начнёте писать своё сочинение? Нужно ли писать вступление? О чём можно написать в своём вступлении? Давайте рассмотрим слайд. Слайд № 15. Расскажите об авторе данного текста. Продемонстрируйте подготовленный о нём материал. Слайды № 16-18 Задание № 5. Как ещё можно начать вступление? Какие вы нашли цитаты? Прочитайте. Дополните выписанные вами высказывания, цитаты теми, которые есть на слайдах. Слайды № 19-21 Задание № 6. Каким может быть вступление? Какие варианты вступления вы нашли? Сопоставьте свои находки со слайдами. Слайд №15, 22 | 1.Читают текст. 2.Отвечают на вопросы. ( Учащиеся читают, формулируют ответы на вопросы учителя, высказвают своё мнение, аргументируют его). Сопоставляют самостоятельно добытые в соцсетях знания со слайдами презентации, подготовленной учителем. 3. Предлагают свой план сочинения-рассуждения. 4. Называют самостоятельно выявленные проблемы текста. 5. Отвечают на вопросы задания. 6.Подготовлен ный ученик выступает с презентацией и рассказывает о В.М. Пескове, авторе текста. Читают цитаты, найденные в интернете, соответствующие проблемам текста. Взаимодейст вуют с учителем и учащимися, отвечают на вопросы заданий, сопоставляют свои ответы с информацией слайда. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | 1.Чтение «вслед за автором». 2. Анализ Текста. Работа с текстом. 3. Эвристический метод 4. Объяснительно-иллюстративный метод 5. Частично-поисковый и исследовательский метод Иллюстративно-словесный. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют смысловое чтение как осмысление проблемы текста, находят ключевые слова, социокультурные реалии; соотносят информацию разных источников, учатся сопоставлять её, преобразовывать из одной формы в другую. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий своей работы по написанию сочинения, вносят необходимые коррективы в план. Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают других, учатся понимать позицию партнёра, в тексте – позицию автора; строят своё монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Личностные: Имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. Регулятивные: Умение пользоваться основной и дополнительной информацией. Коммуникатив ные: умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. |
IV. Интеллек- туально-преобразова- тельная дея- тельность. | Учить учащихся самоорга- низации при написании сочинения-рассуждения в виде текста научно-популярного или публицистического стиля. | Задание № 3. Задание для I груп- пы: Напишите вступле ние. Задания для II групп пы: Напишите коммента рий по проблеме данного текста. Задания для III группы: Выявите авторскую позицию и аргументируйте её. Задание для IV группы: Какие речевые клише, найденные в соцсетях, вы предложите для написания комментария своим одноклассникам? Предлагает обучающимся сопоставить их ответы с образцами на слайдах: Слайды № 23-28. Задания для индивидуальной работы: 1.Напишите заключение. 2. Прочитайте цитаты для заключения сочинения. 3.Подготовьте презентацию по проблеме взаимоотношения человека и природы (на основании данного текста) «Путешествие на остров Врангель». А сейчас предлагаю, ребята всем вам немного отдохнуть, сделать зарядку. | Формулируют ответ по группам. Каждая группа обучающихся выполняет своё задание. Работают с текстом, отвечают на поставленный вопрос, создают письменные ответы в виде части своего текста сочинения-рассуждения. Отвечают на вопросы учителя, слушают друг друга, дополняют ответы, аргументируют, оформляют мысли как в устной, так и в письменной форме. Подготовленный ученик выступает с презентацией. Учащиеся оценивают деятельность на данном этапе: производят контроль и коррекцию ответов друг друга. | Индивидуаль- ная, работа в паре, групповая. При написании каждой группой части сочинения используется игра «Писатели – критики». Группы по очереди становятся то писателями, то критиками. | Творческий метод. Репродуктивное задание. | Познавательные: Умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владеть приёмами рационального слушания, выделять в процессе обсуждения значимые части текста. Личностные: Умение оценивать свои поступки и поступки своих сверстников. |
Физкульт минутка | | https://www.youtube.com/ watch?v=XD7P01eGfhM | Делают зарядку или гимнастику для глаз. | Фронтальная | | |
Домашнее задание. | Учить учащихся самостоятельно создавать текст в соответствии с выбранной проблемой, закреплять полученные знания. | Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение по одной из проблем текста (по выбору), подготовить памятки для написания сочинения по проблеме текста, речевые клише для одноклассников. Слайд № 29 | Записывают домашнее задание в дневник. | Фронтальная | Творческий метод | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. Личностные: Умение оценивать свои поступки. |
V.Включе- ние в систему знаний и повторение. | Обобщить полученные учащимися на уроке сведения, оценить результаты работы. | Дорогие ребята, назовите, пожалуйста, тему урока. Какова цель нашего урока? Чем мы сегодня занимались на уроке? В начале урока мы обратились к высказыванию И.А. Бунина. И я вам задала вопрос: «А как вы думаете: «Может ли быть счастлив человек, имея возможность путешествовать?» Кто из вас может ответить на этот вопрос? Как текст о поездке на Север В.М. Пескова убедил нас в этом? Просмотрите иллюстрации к тексту. Слайды № 31,32. Можно ли считать писателя В.М. Пескова счастливым человеком и почему? В классе мы работали над отдельными частями сочинения, а дома вам предстоит написать работу в целом. Давайте ещё раз определим композицию сочинения, возможные вступление и заключение. Для этого обратимся к слайдам. О чём ещё надо помнить при написании сочинения-рассуждения? Надо помнить об ошибках и методах, как их избежать. Обратимся к памятке. Слайд № 30. Перед уроком вам был дан раздаточный материал для написания сочинения. Запишите домашнее задание. А теперь оцените свою работу на уроке. | Формулируют ответы на вопросы учителя, высказывают собственное мнение и аргументируют его. | Фронтальная. | Беседа. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Подведение итогов. | Обобщить полученные на уроке сведения, оценить результаты работы. | Лист самооценки работы на уроке 1.На уроке для меня было__________ 2.На уроке мне было сложно_________ 3.Теперь я умею_______ 4.На уроке у меня получилось___________ Оцени сегодняшний урок знаком «+» Урок полезен, всё понятно. | | Лишь кое-что чуть-чуть неясно. | | Ещё придётся потрудиться. | | Да, трудно всё-таки учиться! | | | Осуществляют самоконтроль, дают оценку собственной учебной деятельности. | Индивидуальная | Заключитель- ная беседа по вопросам. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свои поступки и поступки своих сверстников. |
Дополнительная информация |
Список учебной и дополнительной литературы | 1.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г..»Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».-Р. на Д., «Легион», 2016 г. 2. Е.В. Михайлова. «ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения»./ Е.В. Михайлова, - М: Эксмо, 2017. |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы. | https://onlyege.ru/tekst-s-dosrochnogo-ege-2018-po-russkomu-dyxanie-severa/ Всероссийский школьный проект «ЕГЭ 100 баллов» http://vk.com/ege100ballov https://4ege.ru/russkiy/5919-7-shagov-k-napisaniyu-sochineniya-na-ege.html https://www.youtube.com/watch?v=0nmXX96_5Vk |
Дополнительная необходимая информация. | Приложение № 1. Приложение № 2. | |
Приложение № 1. Рефлексия. Лист самооценки работы на уроке. 1.На уроке для меня было__________ 2.На уроке мне было сложно_________ 3.Теперь я умею_______ 4.На уроке у меня получилось___________ | Оцени сегодняшний урок знаком «+» Урок полезен, всё понятно. | | Лишь кое-что чуть-чуть неясно. | | Ещё придётся потрудиться. | | Да, трудно всё-таки учиться! | | |
Приложение № 2. Текст для анализа и написания сочинения-рассуждения
Текст с досрочного ЕГЭ-2018 по русскому Дыхание Севера — Василий Песков
Вот три дня из поездок на Север. Стоим на причале в Карелии, ожидаем прихода «Ракеты», чтобы плыть к знаменитым Кижам. Всех радует предчувствие момента, когда увидим старинную деревянную церковь. Стоящий со мною рядом мужик в старой, но чистой гимнастерке с медалями говорит: «Ну сними, сними вместе с внуком. Помните, какой день сегодня? В этот день двадцать лет назад началась война». И вдруг стал читать стихи: «Тот самый длинный день в году/ С его безоблачной погодой/ Нам выдал общую беду/ На всех, на все четыре года». Я тогда не знал, что это стихи Симонова. И, может, поэтому сильные строчки врезались в память…
Сели на судно. И я вспомнил, как началась война. В этот воскресный день мы сидели на крыльце около патефона. Крутилась пластинка с песней «Зашумели, загудели провода». И вдруг веселая мелодия оборвалась. Иголка патефона, царапая пластинку, остановилась. Мимо крыльца шли с поезда озабоченные люди и говорили: «Война… Война…»
— Что ты притих? — сказал теперь сидящий рядом мужик с медалями. — Вспомнил, говоришь? Сколько тебе было тогда?
— Одиннадцать лет…
— Да, в памяти много всего осталось…
— Подойдем к окошку. Вон из воды уже виднеется верхушка церкви.
«Ракета» летела по воде, словно на крыльях. И вот церковь уже видно: стоит на острове. Видно ее причудливый и торжественный силуэт.
— Ну вот она, наша северная красавица, — говорит мой знакомый и спешит обняться с кем-то из встречающих, возможно, с другом, тоже с медалями.
И вот стоим у храма. Надо его обойти. Не терпится его снимать. Но знаю: надо найти верную точку съемки… На маленьком острове, кроме церкви, стоят большие дома, привезенные, наверное, издали, стоит особняком шестикрылая мельница. Но главное — церковь. Я видел её на снимках. Как еще можно снять это деревянное чудо? Три раза обошел кругом — нет новой точки. По острову ходит белая лошадь. Если бы увязать деревянную старинную постройку с лошадью. Но как это сделать? В рюкзаке у меня есть сахар и конфеты. Попробуем «уговорить» лошадь… Она съела зеленую веточку вербы, потом увидела на траве сахар. Равнодушно съела его. Но через полчаса лошадь стала щипать траву в нужном мне месте. Теперь не спугнуть ее фотокамерой. Мешают паломники. Машу им рукой — «Ни шагу!..» Лошадь щиплет траву. Но мне нужно, чтобы не лошадь — конь смотрел в объектив! Нужен какой-то незнакомый лошади звук. Навожу камеру и сильно губами издаю этот звук. Лошадь резко оборачивается и действительно выглядит резвым конём. Всё! Делаю несколько снимков на всякий случай, если один, главный, не получится, как хотелось.
Остаток дня до позднего вечера брожу по острову — снимаю мельницу, старинные дома, подходящие теплоходы. Повстречал знакомого спутника с медалями. Он с другом в лодке поплыли на рыбалку. Узнал: они вместе воевали у Ленинграда, а после войны каждый год встречаются. На прощание мой встречный опять вспомнил стихи, на этот раз Пушкина: «Одна заря сменить другую/ Спешит, дав ночи полчаса».
Всю ночь не спал. Было светло, как днём. Но чайки, сидя в воде на камнях, спали. Сами камни были похожи на головы тюленей, всплывших из глубины. А за спиной стояла церковь, молчаливая и загадочная в этой белой ночи.
В другой раз я видел белую ночь на Чукотке. Мы сидели с «оленьим доктором» — так пастухи звали ветеринара Сапрыкина Андрея Гавриловича. Он, подбрасывая в костер тонкие прутья, рассказывал мне о Севере.
— Без оленей этот край был бы сплошной пустыней. Олень и рыба поселили тут человека…
— Ну а вы, прилетевший из Пензы, как вам Север?
— Сначала диким казался. Как тут жить? Потом, когда работал в Нарьян-Маре, стал привыкать, а сейчас, когда полечу к родне, тянет назад. Думаю: как люди живут в городах? Трутся друг о друга, как зерно в ступе, — не продохнуть…
Помолчав, мой собеседник мешает в котле варево и опять начинает говорить об оленях.
— Без оленя тут человек не может жить. В упряжке — олень, в гости за двести верст чукча на оленях ездит. Оленье мясо — основная еда в тундре. Юрта — оленьи шкуры. Постель в юрте — оленьи шкуры. Кухлянка, шапки, торбаса, рукавицы, непромокаемая летняя рубашка — оленьи шкуры. Мягкая, тонкая и пушистая одежонка на ребятишках — шкура молодого олешка-пыжика. Нитки, которыми мать мастерски шьет одежду и торбаса, — оленьи жилы. Обычные нитки порвутся, сгниют от сырости — жила не рвется. Ремни на нартах — оленья кожа. Шкурой же подбиты лыжи. Мешок-кукуль, в котором чукча ночует в дороге, — оленьи шкуры. Из шкуры сделан бубен — на празднике поиграть. Даже олений помет чукча собирает и бережет для выделки шкур…
«Стоп!» — сказал я и достал из рюкзака небольшую книжицу, недавно изданную в Москве. Читайте. И указал строчки.
Андрей Гаврилович стал читать и весело смеяться.
— Да, об оленях верно написано. Кто это вам рассказал?
— Как и вы, «олений доктор», — и показал название книжки.
— Всё понятно. Камчатка… Она почти рядом, но я сам не бывал. Об оленях рассказано тут то же самое, что и я говорил…
До утра мы сидели возле костра. Андрей Гаврилович опять говорил об оленях, вспоминал разные случаи.
— Вон стоит олень с большими рогами. Он волка не испугался. Как это было… Одинокий зверь бросился к важенке, у которой был телёнок. И вот этот богатырь мгновенно прижал волка к земле и держит. Держал до момента, когда пастух бросился на волка с ножом…
Утром нас разбудил вертолёт, летевший от берега в тундру.
— Вертолет — хорошо, самолет — хорошо, а на оленях лучше! — пропел Андрей Гаврилович, вылезая из спального мешка.
Третий снимок сделан тоже на Чукотке неделей позже. Надо было снять караван судов, пришедший с запада Северным морским путем. Мне повезло. Караван задержали льды недалеко от порта разгрузки. Я выбрал место, где скалистый берег Ледовитого океана был живописен и мимо которого обязательно пройдет караван. Важно было не пропустить этот момент.
Ждать пришлось день и ночь. Скоротать время мне помог горностай. Любознательный зверь, видимо, ни разу не видел человека и стал меня изучать. Через час он уже стал брать из рук колбасу и позволять себя фотографировать около палатки.
Но время текло медленно, и только на второй день я увидел, как корабли тронулись мимо моих скал в порт… По уговору в поселке меня сразу же должны были отвезти на вездеходе. Машина вовремя пришла, и я увидел, какая радость — приход в эти места кораблей.
Мне рассказали: кончились консервы овощей и фруктов, кончилась картошка. «Кошки, страдая от безвитаминного корма, съели на окнах цветы».
В поселке меня пригласили на обед: «Будет привезенная кораблями молодая картошка». Но не удалось пообедать. Моим друзьям позвонили летчики: «Самолет на остров Врангеля отправляется через час».