СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Маяковский и футуризм

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ

Просмотр содержимого документа
«В. Маяковский и футуризм»

Урок по теме  В. МАЯКОВСКИЙ  И ФУТУРИЗМ   «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души» Цель : Исследовать своеобразие раннего творчества  В. Маяковского В.С.Шевелева, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района

Урок по теме

В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души»

Цель :

Исследовать своеобразие раннего творчества

В. Маяковского

В.С.Шевелева, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района

Карта исследовательской работы по теме Этап исследо-вания Идеи футуризма     I (знать понятие) Будетляне  II (анализи-ровать особеннос-ти) Ранняя лирика  III (делать выводы) Поэма «Облако в штанах»

Карта исследовательской работы по теме

Этап

исследо-вания

Идеи футуризма

I

(знать понятие)

Будетляне

II

(анализи-ровать особеннос-ти)

Ранняя лирика

III

(делать выводы)

Поэма

«Облако в штанах»

Детство и юность

  • Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
  • В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.
«Мы новые люди новой жизни» («Пощечина общественному вкусу») В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе

«Мы новые люди новой жизни» («Пощечина общественному вкусу»)

  • В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубофутуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».

Футуристы или будетляне Между русским футуризмом и его итальянским много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы (особенно в творчестве В.Маяковского и В.Шершеневича), лозунг итальянцев «слова на свободе» в манифестах кубофутуристов. Русские футуристы эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться .  Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»

Футуристы или будетляне

  • Между русским футуризмом и его итальянским много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы (особенно в творчестве В.Маяковского и В.Шершеневича), лозунг итальянцев «слова на свободе» в манифестах кубофутуристов.
  • Русские футуристы эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться .
  • Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»
Исследуем образную систему в стихотворении «Нате» 1913 года Какие строчки характеризуют лирического героя, какие представляют тех, кому герой бросает вызов? Какая метафора помогает представить мир лирического героя? Как показаны ценности поэта(героя) и ценности толпы?

Исследуем образную систему в стихотворении «Нате» 1913 года

  • Какие строчки характеризуют лирического героя, какие представляют тех, кому герой бросает вызов?
  • Какая метафора помогает представить мир лирического героя?
  • Как показаны ценности поэта(героя) и ценности толпы?
Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир.  Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.  Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

Противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество

Противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество

Вот таков мир героя, который спешит открыть свою душу, полную любви. Но оказывается, эта любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана теми, навстречу кому и устремилась “бабочка поэтиного сердца”. Метафора (бабочка поэтиного сердца) помогает представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищённый, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовно бедна.

Вот таков мир героя, который спешит открыть свою душу, полную любви. Но оказывается, эта любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана теми, навстречу кому и устремилась “бабочка поэтиного сердца”.

  • Метафора (бабочка поэтиного сердца) помогает представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищённый, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовно бедна.
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет,целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,целует ему жилистую руку,

просит - чтоб обязательно была звезда! -

клянется - не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно? Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?! 1914

Лирический герой Маяковского  Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах — основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой.  Нигилист и жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе неуверен. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок новым поколениям любых эпох.

Лирический герой Маяковского

  • Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах — основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой.
  • Нигилист и жадный искатель впечатлений, он безмерно любит себя и столь же преувеличенно в себе неуверен. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок новым поколениям любых эпох.
Исследуем стихотворение  «Ничего не понимают» (1913г.)

Исследуем стихотворение «Ничего не понимают» (1913г.)

Особенности футуристического искусства Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

Особенности футуристического искусства

  • Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.
Футуризм Маяковского  Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского — опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.

Футуризм Маяковского

  • Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
  • Футуризм Маяковского — опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.
Вопросы и задания по ранней лирике 1. Каковы основные принципы западного и отечественного футуризма? 2. Что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?. 3. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями. 4. В чем своеобразие футуризма В. Маяковского? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности композиции и метафорического ряда произведений.

Вопросы и задания по ранней лирике

1. Каковы основные принципы западного и отечественного футуризма?

2. Что объединяет художников-авангардистов и русских поэтов-будетлян?.

3. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.

4. В чем своеобразие футуризма В. Маяковского? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности композиции и метафорического ряда произведений.

Поэма «ОБЛАКО В ШТАНАХ»  Ведущий образ «Облака в штанах», как и всего дооктябрьского творчества в целом, — образ «я». Поэма создавалась на протяжении 1914 - первой половины 1915 года и вначале называлась

Поэма «ОБЛАКО В ШТАНАХ»

  • Ведущий образ «Облака в штанах», как и всего дооктябрьского творчества в целом, — образ «я».
  • Поэма создавалась на протяжении 1914 - первой половины 1915 года и вначале называлась "Тринадцатый апостол"
Герой готов отдать все «за одно только слово, ласковое, человечье»  В.Маяковский так определил идейную суть поэмы:

Герой готов отдать все «за одно только слово, ласковое, человечье»

  • В.Маяковский так определил идейную суть поэмы: "Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию", - четыре крика четырех частей".
  • Лирический герой ощущает себя уже большим, но еще ненужным. Отсюда — отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание замечать прямую взаимозависимость явлений.
Вступили в столкновение 2 силы: человек и мир. А я у вас — его предтеча; я — где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте. Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили.

Вступили в столкновение 2 силы: человек и мир.

А я у вас — его предтеча;

я — где боль, везде;

на каждой капле слезовой течи

распял себя на кресте.

Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Охарактеризуйте поэму по плану: тематические мотивы  единство композиционных частей  герой и мир  речевое и интонационное выражение основного конфликта пафос произведения.

Охарактеризуйте поэму по плану:

  • тематические мотивы
  • единство композиционных частей
  • герой и мир
  • речевое и интонационное выражение основного конфликта
  • пафос произведения.
Задание Сравните «Облако в штанах» с ранними стихотворениями. Что их объединяет? Какие устойчивые качества отличают героя ранней лирики В.Маяковского?  Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им особую энергию и выразительность? Оцените свою исследовательскую деятельность .

Задание

  • Сравните «Облако в штанах» с ранними стихотворениями. Что их объединяет?
  • Какие устойчивые качества отличают героя ранней лирики В.Маяковского?
  • Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им особую энергию и выразительность?
  • Оцените свою исследовательскую деятельность .
 Спасибо за сотрудничество! Домашнее задание: Подготовить сообщение о послереволюционном творчестве В.Маяковского в Окнах сатиры РОСТА. Первая российская реклама.  Продолжите обобщение по изученным произведениям:  Творческий дебют Владимира Маяковского  был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения.

Спасибо за сотрудничество!

Домашнее задание:

  • Подготовить сообщение о послереволюционном творчестве В.Маяковского в Окнах сатиры РОСТА. Первая российская реклама.
  • Продолжите обобщение по изученным произведениям:

Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения.