В мастерской художника Гжели Урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива»
Подготовила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3» г. о. Королев
Голубниченко Н.И.
Сине-голубые розы, листья, птицы…
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись
ГЖЕЛЬ
Синяя роза – главный цветок Гжели.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой!
Гжель — село в Раменском районе Московской области , находится в 57 км от города Москвы.
Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Технология изготовления художественного фарфора
Перед изготовлением необходимо приготовить гипсовое тесто, для этого необходимо: нужное количество воды влить в сосуд для затворения, затем туда же засыпается гипс и некоторое время насыщается водой. Помешивание производится при помощи винтовой мешалки. Для повышения прочности капов в массу добавляется цемент .
Отливка и оправка изделий.
Формование изделий осуществляется методом литья в гипсовые формы. Этот метод основан на свойстве гипсовых форм впитывать в себя влагу. В них заливается шликерная масса и выстаивается определённое время, за которое в форме набирается черепок. После того, как изделие приобретёт определённую прочность, его оправляют и замывают швы, образовавшиеся во время литья.
Сушка отформованных изделий и обжиг.
После оправки изделия необходимо подвергнуть сушке, для того, чтобы при обжиге на них не появились трещины из-за слишком интенсивного удаления воды. Частично изделия подвергаются сушке в естественных условиях в печном цехе. Обжиг проводится в камерных печах (газовых или электрических), при температуре 860-920°C.
Подглазурная роспись изделий кобальтовой краской.
Подглазурная роспись полуфабриката наносится вручную кобальтовой краской при помощи беличьих кистей. Каждый живописец работает индивидуально, имея свой стиль росписи.
Глазурование.
Глазурование изделий осуществляется вручную методом окунания в глазурную суспензию. Остатки глазури с опорных поверхностей удаляют при помощи мягкого поролона.
Политой обжиг.
После глазурования изделия обжигают в камерных печах при температуре 1250-1350°C. В процессе обжига глазурь приобретает прозрачность, а кобальтовая краска синий цвет.
Надглазурное
декорирование.
Готовые изделия могут подвергаться надглазурному декорированию препаратом жидкого золота. После чего, что бы закрепить нанесенное золото на поверхности изделия, его обжигают в камерных печах.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.
Гжель
Статуэтки старой гжели (1954г.)
Элементы росписи. Округлый мазок с тенями.
Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше .
Сетки, капельки, завитки, усики.
Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется.
Практическая работа
- Повтори за мастером «мазок с тенями».
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ !
Источники
- http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0&stype=image&lr=50&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1351-wh-607-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-18
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E6%E5%EB%FC%F1%EA%E8%E9_%F4%E0%F0%F4%EE%F0%EE%E2%FB%E9_%E7%E0%E2%EE%E4
- http://www.krez.ru/
- http://www.antik-invest.ru/blog/? page_id=588
- http:// nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/25/podborka-stikhov-po-teme-dekarotivnaya-rospis-gzhel