ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Мотивация к учебной деятельности. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством прочтения психологического настроя. |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Кира Владимировна, сегодня я проведу внеурочное занятие по математике. | Приветствуют и садятся на свои места. | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: создать условия для повышения интереса учащихся к математике; создать условия для проявления готовности и способности к саморазвитию. Метапредметные: содействовать формированию умения обобщать собственное представление. содействовать формированию умения слушать и понимать других. |
- Ребята, возьмите с мешочка жетон любого цвета и не потеряйте его, запомните цвет. Ребята, вспомните в начале урока, вы вытягивали жетоны трёх цветов: жёлтый, красный и зелёный. Цвет жетона будет означать, в какой команде вы будете работать. Теперь вы должны быстро сесть по командам: 1 ряд -жёлтые, 2 – красные, 3 – зелёные. | |
- Математика – наука, Без неё нам не прожить. Когда не можешь – это мука! Когда не хочешь – это скука! А когда есть стремление, То можно всё решить! | Слушают. |
- Ребята давайте хором прочтём, что написано на слайде. Мы - любознательные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы - отлично учимся! Все у нас получится! | Читают. |
Актуализация знаний и умений учащихся. Цель. Подготовить учащихся к усвоению знаний. |
- Запомните все, что без точного счета, Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не может подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. | Слушают. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать умение анализировать и рассуждать. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: создать условия для повышения интереса учащихся к математике; создать условия для развития доброжелательности и отзывчивости. Метапредметные: регулятивные: формировать умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью; содействовать развитию умения отвечать на конкретные вопросы. познавательные: формировать умение понимать учебную задачу, содействовать формированию умения отвечать на вопросы; содействовать формированию умения обобщать собственное представление; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. коммуникативные: содействовать формированию умения слушать и понимать других; содействовать формулированию умения отстаивать собственное мнение и позицию. |
- Как видите, везде, в любой работе очень важна наука – математика. А как вы думаете, когда математика стала наукой? | Ответы детей. |
- Оказывается, математика стала наукой только с появлением числа. Человек тоже живет в мире чисел. | |
- А порой жизнь наша зависит от чисел: Что происходит с человеком в 7 лет… | - Дети идут в школу. |
- А в 14? | - Пора получать паспорт. |
-А в 18? | - Каждый гражданин, достигший этого возраста, имеет право голосовать на выборах. |
-А в 55 или 60? | - В этом возрасте имеешь право уйти на заслуженный отдых, на пенсию. |
- Числа радуют или огорчают. От «2» или «5» зависит наше настроение, а если твоя любимая футбольная команда забила 7 голов в ворота противника - как тут не радоваться?! | |
- Числа встречаются везде: в песнях, пословицах и поговорках, сказках и рассказах. Мы не можем обойтись без них. | |
Основная часть занятия Цель. Организовать работу по командам. |
Постановка учебной задачи | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умение решать логические задачи; развивать умение анализировать и рассуждать. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: создать условия для повышения интереса учащихся к математике; создать условия для проявления способности к саморазвитию; создать условия для развития доброжелательности и отзывчивости. Метапредметные: регулятивные: формировать умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью; содействовать развитию умения отвечать на конкретные вопросы. познавательные: формировать умение понимать учебную задачу, содействовать формированию умения отвечать на вопросы; содействовать формированию умения обобщать собственное представление; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. коммуникативные: содействовать формированию умения слушать и понимать других; содействовать формулированию умения отстаивать собственное мнение и позицию. |
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, также считал, что числа очень важны для жизни людей. | |
-Попробуйте сами прочитать по стрелочкам со слога МИ, что он говорил о числах. Слог МИ находится (показываю детям слог МИ). | - Миром управляют числа. |
-Правильно! Молодцы! Сегодня мы вам предлагаем принять участие в математической викторине «В мире чисел». - Поставьте перед собой цель нашего занятия, продолжив фразу «Принять участие …» Ребята, вспомните в начале урока, вы вытягивали жетоны трёх цветов: жёлтый, красный и зелёный. Цвет жетона будет означать, в какой команде вы будете работать. Теперь вы должны быстро сесть по командам: 1 ряд -жёлтые, 2 – красные, 3 – зелёные. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. В конце викторины мы посмотрим, какая команда была самая умная, внимательная, активная и творческая. | Дети делятся на 3 команды. - Принять участие в математической викторине «В мире чисел». |
Построение проекта выхода из затруднения |
1 задание «Логика» - Перед вами ребусы, которые содержат числа. Ваша задача их разгадать. У каждой команды по 2 ребуса. За правильный ответ вы получаете 1 балл. (Каждая команда получает ребусы на карточках) 1)И100РИЯ - (история) По 2 л - (подвал) 2)Р 1 а - (родина) 100 г – (стог) 3)С 3 ж – (стриж) 100 л б – (столб) | -История -Подвал -Родина -Стог -Стриж -Столб |
-Давайте проверим. Молодцы! Отлично справились с заданием. Продолжаем дальше. | Проверяют свои ответы с правильными ответами со слайда. |
2 задание: «Литературное» -Числа можно встретить и в литературных произведениях. -Посмотрите на экран. Перед вами иллюстрации из произведений, в названиях которых есть числа. Вам нужно дать им названия. Первой отвечает та команда, которая раньше всех подняла руку. | - «Три медведя» (русская народная сказка) - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин); - «Цветик –семицветик» Валентин Катаев; - «Трое из Простоквашино» Эдуард Успенский; - «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм; - «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) - «Али Баба и сорок разбойников» (восточно-арабская сказка). |
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Получите, заработанные смайлики. | |
Первичное закрепление |
3 задание «Пословицы и поговорки» - Ребята, слышали ли вы когда-нибудь что-то о магических числах и, знаете ли, какие-то из них? | Ответы детей. Примерно: 3, 7, 13, 666 |
-Существует число «13», которое покрыто суеверием. Американский миллионер Поль Гети говорил: «Где 13 человек - я за стол не сяду. Чёртова дюжина не нужна за ужином». В итальянской лотерее нет №13. Во Франции нет домов с номером 13. В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13. В самолетах нет 13 места. Мы все переживаем, когда наступает «пятница 13». | |
- А вот число 7 тоже очень популярное. Я сейчас раздам вам пословицы, но они разрезаны. Ваша задача составить цельные правильные пословицы. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Лук – от семи недуг. | Выходят по 1 человеку из каждой команды, получают карточки с разрезанными пословицами и составляют их. |
- А теперь давайте проверим. «Жёлтые», прочтите, какая пословица у вас получилась. Теперь команда «Красные». И, «Зелёные», ваш ответ, пожалуйста. | Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Лук – от семи недуг. |
- Отлично справились с заданием. | |
- Вы, ребята, все устали, Много думали, считали, Отдохнуть уже пора, Начинается игра. - Ребята, встаньте со своих мест, если вы будете согласны с утверждением – поднимите руки вверх, если нет – будете приседать. Игра «Да — нет». 1. В алфавите 36 букв. (Нет, 33.) 2. В математике 9 цифр. (Нет, 10.) 3.Чертова дюжина — это 13. (Да) 5. В шахматах 32 фигуры. (Да) 6. Полтинник — это 50. (Да) 7. В сутках 48 часов. (Нет, 24.) 8.Согласно пословице, надо 3 раза примерить, потом отрезать. (Нет, 7раз.) 9. Минимальное количество голов у Змея Горыныча — 3. (Да) 10. У снежинки 8 лучей. (Нет, 6.) 11. У паука 6 ног. (Нет, 8) 12. Мы живем в 20 веке. (Нет, в 21.) | Дети встают из-за парт. Если согласны с утверждением – поднимают руки вверх, если нет – приседают. |
- Умницы! Займите свои места. | |
4 задание «Смешные задачки» - В мире много смешных задач. Теперь я буду задавать вам задачи, а вы по очереди должны будете их устно решить. Если команда правильно отвечает, то получает жетон, но если не справляется с заданием, то мы всем классом вместе решаем и никто не получает жетон. Первой отвечает команда «Красные», остальные внимательно слушают. | |
1)В кухне 39 мух. Из них: 6 пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идёт пешком по потолку? | 39 - (6 + 12) = 21 (м.) |
2)Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку? | 1 + 3 + 5 = 9 (яиц) |
3) Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 40 кг, и Наташу, которая весит 30 кг., а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии? | 89 - 30 - 40 = 19 (кг) |
4) Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой — получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи — получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки? | 59 – 54 = 5 (кг) |
5) Коля закопал пакет с конфетами на глубину 5 метров, а Толя закопал на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой пакет с конфетами Толя? | 12 – 5 = 7 (м.) |
6) Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам мурашки бегали. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько мурашек бегало у Коли и Толи по спинам, когда они были маленькими и часто пугались? | 1)27 + 3 = 30 (м.) – у Толи. 2)27 + 30 = 57 (м.) |
Рефлексия учебной деятельности на занятии. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
- Вот закончилась игра Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в викторине отличился? | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать умение анализировать и рассуждать. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: создать условия для повышения интереса учащихся к математике; создать условия для проявления способности к саморазвитию; создать условия для развития доброжелательности и отзывчивости. Метапредметные: регулятивные: формировать умение оценивать свои достижения на занятии; познавательные: содействовать формированию умения отвечать на вопросы; содействовать формированию умения обобщать собственное представление. 3. коммуникативные: содействовать формированию умения слушать и понимать других; содействовать формулированию умения отстаивать собственное мнение и позицию. |
- Давайте посчитаем, какая команда больше всех набрала жетонов. - Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! И поэтому: - Самая умная команда- это команда №…. - Самая внимательная команда №…. - Самая активная команда №… - Поздравляем! (Раздаю «медальки») | Каждая команда подсчитывает количество жетонов. |
- Ребята, а что нового вы сегодня узнали? | Ответы детей. |
- Что вам больше всего понравилось на занятии? | Ответы детей. |
- Хорошо! Теперь мы точно знаем, что человек живет в мире чисел и не может без них обойтись. | |
- До свидания! | |