СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире программирования (конкурсная программа для учащихся 9–11 классов)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мире программирования (конкурсная программа для учащихся 9–11 классов)

Просмотр содержимого документа
«В мире программирования (конкурсная программа для учащихся 9–11 классов)»

В мире программирования (конкурсная программа для учащихся 9–11 классов)

Цели: закрепление ранее полученных знаний; развитие умения самостоятельно составлять алгоритм, программы; развитие алгоритмического мышления, логического мышления, умения применять знания на практике.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска, мел, сигнальные карточки, песочные часы, секундомер, листы, ручки, таблица итогов.

Оформление: презентация «В мире программирования», оформленная красочно, ярко, со вставкой рисунков и анимации; эмблемы капитанов; эмблемы участников.

Ход мероприятия

Помощники ведущего раздают чистые листы и устанавливают песочные часы. Ведущий задает вопросы, участники на листах указывают ответы и передают их помощникам.

Вступительное слово ведущего. О природе компьютерного программирования споры не утихают почти с самого момента осознания его как особого рода человеческой деятельности. Эдсгер Дейкстра как-то высказал мысль о том, что на этот счет есть два наиболее распространенных мнения. Первое: программист должен обладать склонностью к разгадыванию головоломок и любить хитроумные уловки. Второе: программирование есть не более чем та или иная оптимизация эффективности вычислительного процесса. По этому вопросу свои взгляды излагали едва ли не все классики программирования. Дональд Кнут исповедует взгляд на программирование как на искусство, понимая под этим то, что можно писать по-настоящему красивые и изящные программы, что «…составление программ сродни сочинению стихов или музыки». Тони Хоар и Дэвид Грис отдают дань прежде всего логике и доказательному программированию. Никлаус Вирт считает, что «…из ремесла программирование превратилось в академическую дисциплину». Питер Наур высказывает парадоксальную мысль о том, что «…интуиция – это основа, на которой должна строиться вся работа по созданию программного обеспечения». Андрей Петрович Ершов был убежден, что «…подчинение программирования промышленным методам работы – это неизбежный факт».

Давайте сегодня проверим справедливость данных высказываний.

Конкурс 1. Разминка для любителя алгоритмов.

На экране высвечивается слайд «Разминка».

Следующий слайд – Задание 1.

Задание 1. Используя действия, составьте алгоритм приготовления пельменей.

Даны действия:

1) взять х;

2) смолоть х в мясорубке;

3) закатать х в у;

4) сварить х;

5) нарезать х;

6) положить х на у.

Вместо х и у подставлены слова «мясо», «тесто».

Ответ: 1, 5, 2, 6, 3, 4.

Задание 2. Исправить алгоритм «Поездка в гости».

1) Выйти из дома;

5) выйти из автобуса;

3) сесть в автобус № 10;

2) дойти до автобусной остановки;

4) проехать 3 остановки;

6) дойти до дома, в котором живет друг.

Ответ:1, 2, 3, 4, 5, 6.

Задание 3. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставить скобки так, чтобы получилось 50.

Ответ: 4 · 12 + (18 : (6 + 3)).

Конкурс 2. Блицтурнир.

На экране высвечивается слайд «Блицтурнир».

Следующий слайд – на экране последовательно высвечиваются вопросы для каждой команды.

Команды отвечают по очереди, учитываются полнота, точность и скорость ответа.

Вопрос. Каков результат работы фрагмента программы?

1-я команда 2-я команда

1) A = 2 : B = 3 : ? A + B 1) A$ = «Молодец!»

? АВ : ?А*В*С ?А

2) ? 5 MOD 2 2) PI = 3,14

B=SIN(PI/2)*COS(PI)

3) PI = 3,14 ? SQR(B)

A = SIN(PI)/COS(PI)

? 2/A 3) ? 8 MOD 3

Конкурс 3. Программист.

На экране высвечивается слайд «Программист».

Следующий слайд – на экране последовательно высвечиваются задания для каждой команды.

Задание 1. Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: вывести четные числа от 20 до 97.

Ответ. CLS

PRINT «Четные числа от 20 до 97»

FOR I = 20 TO 97 STEP 2

PRINT I

NEXT I

END.

Задание 2. Напишите на любом языке программирования программу для решения следующей задачи: изобразить на экране монитора концентрические окружности разного цвета.

Ответ. CLS

SCREEN 12

FOR R = 0 TO 100

C = INT(RND*15 + 1)

CIRCLE (300, 100), R, C

NEXT R

END.

Конкурс 4. Блок-схемы.

На экране высвечивается слайд «Блок-схемы».

Следующий слайд – на экран проецируется сразу несколько блок-схем, пронумерованных римскими цифрами I, II, III. Отвечать на вопрос нужно поднятием сигнальной карточки с соответствующей цифрой.

Задание 1. Какая блок-схема соответствует следующей задаче: «Волк пригласил на свой день рождения трех поросят и семерых козлят. Сколько аппетитных гостей будет у волка, если он пригласит еще Красную Шапочку?»

I II III

Ответ. I.

Задание 2. Какая блок-схема соответствует задаче: «Нахождение периметра прямоугольника?»

I II III

Ответ. III.

Конкурс 5. Конкурс капитанов.

На экране высвечивается слайд «Конкурс капитанов».

Следующий слайд – на экран проецируется задание:

«Написать программу для расчета выражения и вычислить y:

y = ».

Ответ: 10 Data 4, 7, 90, 3, 1

20 Read a, b, c, e, d

30 y = (a + b*(c – 1))/(2*SQR(e + d))

40 Print «y»;y

На экране: y = 156,25.

Конкурс 6. Конкурс консультантов.

Консультанты приглашаются к доске и зачитывают текст подготовленной дома задачи на программирование, после чего подробно объясняют ее решение.

Команда противника, разыгрывая непонимание, задает вопросы.

Учитываются:

грамотное, четкое и понятное объяснение консультантов;

убедительность разыгрываемого непонимания.

Консультант 1. В течение месяца бригада каждый последующий день выпускает на два изделия больше предыдущего. В первый день было выпущено 53 изделия, что составило 73 % дневной нормы. Выполнит ли бригада месячную норму? Считать в месяце 25 рабочих дней.

Решение.

10 a = 53; c = 25

20 n = 0

30 For i = 1 to c

40 n = n + (a + 2)

50 Next i

60 Y = a*100/73*c

70 If n = Y Goto 100

80 Print «Бригада не выполнила норму»

90 Goto 10

100 Print «Бригада выполнила норму»

110 End.

Консультант 2. Написать программу, позволяющую вычислить значение функции y = cos (x) при х [0, П].

Решение. Разобьем отрезок вычислений на 10 шагов. Вычислим значение функции на каждом шаге.

Программа:

10 p = 3,14

20 For x = 0 to p step p/10

30 y = cos(x)

40 Print «y = »; y, «x = »; x

50 Next x

60 End.

Подведение итогов.

Во время подведения итогов задаются вопросы болельщикам.

1. Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? (Клавиатура, мышь.)

2. Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию? (Процессор.)

3. Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется … (кодированием).

4. Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе? (Локальную.)

5. Назовите клавиши удаления символов. (Delete, Backspace.)

6. Монитор служит для … (вывода информации).

7. Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? (Insert.)

8. Для чего составляют алгоритмы? (Для решения задач.)

9. Клавиша, которая заставляет курсор «прыгнуть» в начало строки. (Home.)

10. Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера? (Процессор.)

11. Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника? (Да.)

12. Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам. (Модем.)

13. В какое устройство ЭВМ информация поступает на хранение? (В память.)

14. Для чего используют клавишу «Caps Look»? (Для фиксации верхнего регистра.)

15. Для чего используется клавиша «SHIFT»? (Для переключения регистра.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!