СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) Частушка как малый песенный жанр.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) Частушка как малый песенный жанр.»

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: в мире русской народной песни

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

- Давайте еще раз с вами вспомним: что такое фольклор?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) (сверяемся по слайду)

- Назовите жанры устного народного творчества.

Поиграем 3 человека

1) Сказка - Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.,

2) былина - древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.

3) пословица - изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.,

4) поговорка - краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам.,

5) предание - жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение

6) частушка - жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. 

7) Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

1 – 6/2 - 3 /3 – 1/4 – 2/5 – 4/6 – 7 /7 – 5


  1. Открытие нового знания

Давайте прочитаем статью «Русские народные песни», а потом ответим на вопросы:

- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?

- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

- Назовите виды лирических песен.

- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

Групповая работа

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

Подгруппа 1

«В темном лесе…»

Подгруппа 2

«Уж ты, ночка, ты ноченька темная…»

Подгруппа 3

«Вдоль по улице метелица метет…»

Подгруппа 4

«Зацветала у лози лоза…»

Подгруппа 5

«И туда – гора, и сюда –гора»



Задание

  1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

  2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ

  3. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись – неречевые звуки, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

  5. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». (В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -к-, -очк-. Слова с этими суффиксами привносят в народные песни чувства душевной теплоты и нежности.)

Группа 2. Исторические песни.

Подгруппа 1

«Там татары шли»

Подгруппа 2

«Пугачев в темнице»

Подгруппа 3

«Пугачев казнен»

Подгруппа 4

«Про Пугача»



Задание

  1. Прочитайте выразительно текст народной песни.

  2. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

  3. С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

  5. Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

(В народной исторической песне словами добрый молодец подчёркивалась молодость и сила героя. Под выражением походы удалые подразумевались быстрые и успешные походы против врагов, полные проявлений лихой доблести и славных подвигов. Житьё свободное — воля и простор, на которых живёт человек: под выражением народный заступник имелось в виду обращение качеств героя к пользе всего народа)

Группа 3. Частушка.

План работы группы

  1. Прочитайте статью учебника о частушках.

  2. Каковы особенности жанра частушек?

  3. Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? (Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифмы.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

  5. Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание.

Подготовить развернутый ответ по теме урока, по следующему плану:

  1. Какие существуют группы народных песен? Что что такое обрядовый фольклор и для чего он нужен? Какие народные песни вы знаете?

  2. Перечислите особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства демонстрируют?

  3. Расскажите о жанре - частушка. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки.