СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В мире животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет расширить знания детей о животных, знания о взаимосвязи всего живого на Земле, о

бережном отношении к природе.

Просмотр содержимого документа
«"В мире животных"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


«Балакинская ООШ»









Методическая разработка

внеурочного занятия по

биологии


Тема: «В мире животных»










Разработала: Жилина Софья Аркадьевна

учитель биологии Место работы: МКОУ «Балакинская ООШ»













с. Балаки, 2020г.



Пояснительная записка

Тема занятия: В мире животных.

Цель: Создание условий для формирования интереса к изучению мира животных.

Задачи:

  1. Расширение знаний детей о животных.

  2. Дать представление о взаимосвязи всего живого на Земле.

  3. Способствовать бережному отношению к природе.

  4. Развитие любознательности.

План занятия:

  1. Вступительное слово педагога о животных, об их значении в природе, бережном отношении к животным, об этапах и ходе игры;

  2. Игра;

  3. Подведение итогов и награждение участников игры.

Форма занятия: конкурс эрудитов

Основные понятия: зоопарк, зоосад, заказники, исчезнувшие животные, «Красная книга».

Оборудование: название мероприятия, название туров, слово «зоопарк», красочные фотографии, иллюстрации животных, набор открыток «Животные Красной книги», вырезанные фигурки животных с заданием, изображение доктора, заготовки с названиями животных, карандаши.

Литература для педагога:

В.В,Балабанова, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»,Е.М.Вавилина «Экологическое воспитание в школе»,В.Надеждина «Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы», Л.В.Сорокина «Тематические игры и праздники по биологии», газеты ПедСовет, журнал Классный руководитель.


Знания и умения (результат): уметь распознавать животных по описанию, знать «лекарственных» животных, знать цель создания «Красной книги», знать значение зоосадов, заказников и зоопарков.





Педагог: Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Добрый день, дорогие ребята!

Когда-то давно природа сама решала: быть или не быт человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе? Ни лес, ни речка не могут сами о себе позаботиться. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. От чего защитить? Да от нас, от людей! От человеческой глупости, от нашего безрассудства. Люди на протяжении многих десятилетий относились к природе достаточно бездумно. И вот результат – множество рек и озер, в которых, кроме тины и грязи ничего не плавает. Множество лесов с больными деревьями и исчезнувшими животными. Много ли мы знаем животных и знаем ли вообще об их жизни? Что мы знаем о них? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе эрудитов.

Известно, что Карл Линней создал «цветочные часы». Сейчас ботаники всего мира могут создать цветочные часы из растений своей местности в любом уголке земного шара. Нам известно, что в 6.00 часов раскрываются цветы одуванчика, в 9.00 – ноготков, в 15.00 – цветы ноготков закрываются, в 19.00 закрываются цветы шиповника, монстера за сутки перед ненастьем начинает выделять капельки влаги, а если мокрица не раскрывает цветы до 9.00, то жди дождя.

Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе эрудитов. И так мы начинаем. Точно так же, как и растения, некоторые животные предсказывают погоду. А какие – попробуем узнать и разгадать вместе с вами.

Первый тур «Животные предсказатели»

(приложение 1)

Педагог: Молодцы! Ни один вопрос не остался без ответа. Я хочу вместе с вами собрать зоопарк. За то, что задание выполнили правильно - это животное заселяется в наш зоопарк. Но нас с вами ждет следующий тур. В этом туре очень интересные и, порой, неожиданные вопросы – это занимательные факты из жизни животных. Каждый из вас вытянет фигурку с понравившимся ему животным и ответит именно на тот вопрос, который написан с обратной стороны.

Второй тур «Занимательные факты из жизни животных» (приложение 2)

Педагог: Молодцы! И с этим заданием справились. За вашу работу я дарю вам еще одно животное.

Давным-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям и шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав и животных. Конечно, всем вам известны лекарственные растения. Оказывается, есть и лекарственные животные! Современная медицина использует животных для профилактики и лечения некоторых заболеваний, а так же для изготовления лекарств. Давайте поможем нашему доктору, составим ему список лекарственных животных (вокруг доктора прицепляются названия животных).

Третий тур: «Лекарственные животные»

(приложение 3)

Педагог: Какие умницы! И с этим заданием справились. Теперь мы знаем и о животных, которые могут быть при необходимости семейными лекарями. За выполненное задание еще одно животное в ваш зоопарк. Но нам надо идти дальше.

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа-мать терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах, в таежных дебрях – тигра.

Знакомого нам человека мы можем узнать по описанию внешности. В этом туре вы должны будете узнать животное по его описанию.

Четвертый тур: «Что? Где? Когда?»

(приложение 4)

Педагог: Прекрасно! Сколько всего знают и помнят. За вашу работу получайте еще одно животное в зоопарк. Но мы идем с вами дальше.

Вы все умеете разгадывать загадки, кроссворды, ребусы. На этом этапе в предложенных двустишиях необходимо найти спрятавшееся животное. (Достает листочки. На листочках написаны двустишия).

Пятый тур: «Найди животное»

(приложение 5)

Педагог: Молодцы! Всех животных нашли. Ни один не остался в стороне. За это вам еще животное в зоопарк.

Наш конкурс подходит к концу, наш последний тур. В этом туре надо назвать исчезнувших животных по описанию животных и их места обитания. (Ответы детей сопровождаются демонстрацией картины животного и небольшого рассказа о нем)


Шестой тур: «Истребленные животные»

(приложение 6)

Педагог: Прекрасно! Все вместе и с этим заданием справились. За правильно выполненные задания получите животное в наш зоопарк. И последний наш тур – это вопросы о Красной книге.


Седьмой тур: «Красная книга»

(приложение 7)

Педагог: Молодцы! Выполнили задания – получите еще одно животное в наш зоопарк. Давайте посчитаем количество животных в зоопарке. Правильно, их столько, сколько заданий мы с вами выполнили во время нашего конкурса.

Но наш конкурс подошел к концу. Сегодня вы узнали много нового о животных, как ныне живущих, так и исчезнувших с лица Земли, узнали о значении и свойствах животных… но и сами показали свои знания. Собрали зоопарк, пока отвечали на вопросы конкурса. Знаете, известны тысячи животных. Все они нужны нам и нашим будущим детям. В память о сегодняшнем мероприятии каждому из вас подарок – наклейка животного.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Дорогие ребята, давайте будем беречь и охранять животных, от нас зависит, какие животные останутся жить на нашей планете Земля, увидят ли наши потомки тех животных, которых мы знаем и видим сейчас. Чтобы не получилось так же как с нами: мы видим зебру- кваггу, тура, дронта, странствующего голубя, морскую корову, ирландского оленя и других только на картинках. Спасибо за участие.

































































Приложение 1

Животные предсказатели

  1. Какие животные имеют внутренние часы? (пчелы, птицы)

  2. Как ласточки предсказывают погоду? ( Ласточки перед дождем летают низко над землей, т.к. насекомые тоже опускаются вниз).

  3. В аквариуме можно завести животных, предсказывающих погоду. В хорошую погоду они лежат или неторопливо плавают, а перед ветром беспокойно снуют, перед грозой присасываются к стеклу и судорожно извиваются. Что это за животные? ( Ложноконские пиявки)

  4. Какие животные в аквариуме рассказывают наблюдателю о времени прилива и отлива в этой местности? (Это устрицы. Во время прилива они широко раскрывают створки).

  5. Как воробьи мороз предсказывают? ( Воробьи таскают перед морозом под крышу пух и перья).

  6. Как в Японии издавна узнают о землетрясении? ( Небольшие рыбки в аквариумах начинают метаться за несколько часов до начала землетрясения).

  7. Каких рыб можно назвать живыми барометрами? (Рыба гому мечется по аквариуму. Вьюн перед дождем выходит на поверхность за сутки, сом живет на дне и всплывает перед дождем или ненастьем. Рыба уклейка выпрыгивает из воды за насекомыми перед дождем.)























Приложение 2

Занимательные факты из жизни животных

  1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.)

  2. Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)

  3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? ( Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.)

  4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.)

  5. Некоторые рыбы живут внутри огурцов? (Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)

  6. В Японии едят ядовитых рыб? (Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

  7. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами? (Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

  8. Кобра танцует под звуки дудочки факира? (Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениям дудочки, готовясь к атаке.)

  9. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра? ( Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.)

  10. Лапки олушей синеют о холода? (Нет У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не связано с низкой температурой.)

  11. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет. Так поступают другие рыбы.)

  12. Стрижи спят на лету? (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

  13. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

  14. Верблюд хранит запас воды в горбах? ( Нет. Их горбы хранят запас жира.)

  15. Одинокие волки воют на луну? (Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

Приложение 3

Лекарственные животные

  1. Какими лекарствами делится с человеком пчела? (Мед излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд – обезболивающее средство, прополис снимает воспаление.)

  2. От чего может вылечить кошка? ( В семьях, где живет кошка, реже бывают сердечно – сосудистые заболевания.)

  3. Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар? (Медицинскую пиявку. Всасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления. Кроме того, они вырабатывают вещество герудин, предотвращающее свертывание крови.)

  4. Какое животное лечит от рака? ( Для лечения опухолей современная медицина использует акулий хрящ.)

  5. Из шерсти каких животных человек изготовляет лечебную одежду? (Шерстяные жилеты и платки из собачьей и верблюжьей шерсти помогают от приступов радикулита.)

  6. Какое лекарство изготавливают из рогов северных оленей?

( Пантокрин. Это вещество используют для лечения болезней желудочно-кишечного тракта.)

  1. Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек? ( Яд кобры является хорошим болеутоляющим средством и помогает больным, страдающим бронхиальной астмой, стенокардией; яд гремучей змеи используют при лечении эпилепсии; яд гадюки обладает кровоостанавливающими свойствами.)



















Приложение 4

Что? Где? Когда?

  1. Когда- то в 15 веке моряки, впервые побывавшие на берегах неведомой земли, рассказывали, что там обитают на редкость причудливые существа. Рост их порой достигает человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки, а голова у них, как у оленей. О каких животных идет речь? (Кенгуру.)

  2. Живут они в лесах и кустарниках Австралии и Тасмании. Их два вида: австралийская и тасманская. Основная их пища – муравьи и термиты. Охотятся они на них, как и муравьеды, при помощи языка. Зимой впадают в спячку, а весной линяют, сбрасывая старую шерсть и иглы. Так же как и ежи, сворачиваются в колючий шар, быстро роют землю и вмиг закапываются. У них малый рост, а сила не росту велика. (Ехидна.)

  3. Этот гигант высотой всего в 1,5 метра, зато длиной – до 4,5 метров, а вес у него -3,5 тонны. Чаще всего покоится в реке или в озере, над поверхностью видны лишь глаза, уши и ноздри. Животное производит впечатление крайне вялого и неповоротливого. Но внешность обманчива, он прекрасно бегает, свиреп в драке. Хотя большую часть времени находится воде, кормится животное на суше. В переводе с греческого название животного звучит так: «речная лошадь». (Бегемот)

  4. Ни один отряд зверей не распространен так широко по свету, и ни в одном отряде нет такого изобилия видов – более 1700, это 2/5 всех млекопитающих. У них очень характерная зубная система. Хорошо развиты резцы, коренные зубы, а клыков нет. Что это за отряд? (Грызуны)

  5. Эти сумчатые животные – самые очаровательные представители австралийской фауны. Это ночные животные. Днем неподвижно сидят на деревьях. Единственная пища этих симпатичных флегматиков – молодые побеги эвкалипта, в сутки они съедают около 1кг. Пища у них переваривается при помощи микробов. Животное ведет малоподвижный образ жизни. Вначале европейцы звали их австралийскими ленивцами. В переводе с австралийского название их звучит так: «никогда не пьющий воду». Их почти истребили ради красивого меха, затем охота на них была запрещена. Легко приручаются и привязываются к своим хозяевам, но почти не встречаются в зоопарках, так как их невозможно прокормить. (Коала)

  6. Эти истинные вампиры обитают в Америке, у всех бульдожьи морды, у всех нет хвоста, резцы с острыми краями, клыки с отточенными вершинами, чтобы молниеносно наносить аккуратный порез. В слюне вампиров есть особое вещество, которое не дает крови свертываться. Сами по себе раны не страшны, но кровь не останавливается часами. Укушенные животные часто заражаются бешенством. Особенно страдает домашний скот. Что за животные эти вампиры? (Летучие мыши)































































Приложение 5



Найди животное.

1. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь поживы.(Щука)

2. Нашел я чей – то шлем. Ура!

Мне не страшна теперь жара.(Лемур)

3. Немногие найдут мой след:

Я здесь, а кажется, что нет. (Гиена)

4. Как жаль, что мне запрещено

Кусаться и ходить в кино. (Щенок)

5. Смотрите, лен около ив,

Как голубой ковер, красив. (Теленок)

6. Дышать легко, закат пылает,

Прохладный вечер наступает. (Коза)

7.Следы костра у самой пальмы,

Кора в ожогах – факт печальный. (Страус)

8.Гром грохотал, весь лес трясло,

Но я гулял грозе назло. (Слон)

9.Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки. (Корова)

10.Как хорошо после дождя,

Телята рады, рад и я.(Дятел)

11.Бык – неприятная особа:

Капризен, зол…Смотрите в оба. (Собака)

12.Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной. (Овца)






















Приложение 6

Исчезнувшие животные

  1. Этот красивый и мощный зверь населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. Был истреблен к 1627г. О ком речь? (О туре)

  2. Огромные стада этих животных когда-то паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо – в пищу. Кто это? (Зебра-квагга.)

  3. Эта экзотическая птица встречалась а островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Она не летала, а гнезда сооружала на земле. Погибла потому, что не могла убежать от человека. Последний раз ее видели в 1682г. Что эта за птица? (Дронт.)

  4. Эти птицы летали когда-то по всему свету. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке городе Цинциннати в США в 1914году. Как звали птицу? (Странствующий голубь)_

















































Приложение 7

Красная книга.

  1. Когда вышел первый том «Красной книги Земли»?(1963- 1965гг)

  2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Из пяти томов)

  3. Перечислите тома Красной книги.(«Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающие», «Рыбы», «Высшие растения»)

  4. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР? (в 1978)

  5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу? (Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли)

  6. Что делается для животных, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? ( Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и спасают от болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в естественные для них условия.)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!