1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка оренбургской области.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего и среднего общего образования от 30.08.2013 г. №1015.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008.
5. Постановление от 10 июля 2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.2013 №1008.
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка Оренбургской области.
7. Положение о порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса ГБОУ «СКШИ», утверждена приказ № 29/5 от 31.08.2013.
Актуальность и целевое назначение программы.
Данная программа является актуальной в связи с тем, что во время занятий дети с ТМНР получат новые теоретические знания и практические умения в области жиротного мира через различные виды деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления, в процессе обучения формируется потребность сохранить для других поколений животный мир родного края.
Цели данной программы:
Задачи программы:
воспитание бережного отношения к диким и домашним животным;
расширение и конкретизация знаний о животных;
развитие основных приёмов мыследеятельности.
Общая характеристика предмета:
Данная программа составлена на основе Программы обучение детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Под редакцией Новосёловой Н.А., Шлыковой А.А. г. Екатеринбург центр «Учебная книга» 2004г.
Предмет « Мир животных» вводятся после курса развития речи и является средством формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о животном мире.
Целью курса Мир животных является развитие всесторонне развитой, познавательной и коммуникативной активности обучающихся.
При этом предполагается решение основных задач:
воспитание любви к природе и бережное отношение ко всему живому на Земле;
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении, образе жизни и значении животных).
Формы и методы реализации.
Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа.
Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности, муляжи, модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.
Практические: наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.
Программа составлена с учетом особенностей и возможностей детей с ТМНР к усвоению знаний и реализует основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, коррекционной направленности.
2. Содержание учебного курса.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- общие признаки, характерные для каждой из изученных групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы обучающимся;
- названия наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за животными.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни животных.
Содержание учебной программы.
Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание раздела | Требование к уровню подготовленности обучающихся |
Мир животных летом и осенью. | 8 ч | Мир животных. Животные летом и осенью. Дикие и домашние животные. | Знать характеристики животных, отличие домашних от диких животных. |
Увлекательные путешествия в мир природы. | 8 ч | Животные леса, луга. Животные морей и океанов. | Разнообразие мира животных. |
Мир животных зимой. | 3 ч | Насекомые и птицы зимой. Зимовка диких животных. | Жизнь насекомых и птиц зимой. |
Рядом с нами. | 3 ч | Животные живого уголка. Домашние животные, их разнообразие. | Знать домашних животных, правила ухода за домашними животными. |
Весна в природе. | 6 ч | Животные, птицы и насекомые весной. Животные, занесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. | Жизнь животных весной. Знать понятия «Красная книга», «Черные страницы». |
Повторение. | 2 ч | Животные летом. | Повторение ранее изученного материала. |
Форма проверки результатов освоения программы.
Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся по четвертям безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:
• Материал усвоен;
• Частично усвоен;
• Не усвоен.