Просмотр содержимого документа
«В мире формул сокращённого умножения»
В МИРЕ ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ
7 КЛАСС
Составила
учитель математики и информатики
МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска», Ставропольского края
Касьянова Татьяна Валерьевна
Цитаты урока
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
А. Нивен
«Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.»
А. Франс
Ярмарка настроений
Отлич-
ное
Удовлет-
ворит.
Плохое
Хорошее
«Проверь себя»
«Найди меня»
2
2
1. b + 20b + * = (* + *) ;
b + 20b + 100 = (b + 10) .
2. * - 42pk + 49p = (* - *) ;
9k - 42pk + 49p = (3k – 7p) .
3.100m - 4n = (10m - *)(* + 10m );
100m - 4n = (10m - 2n )(2n + 10m ).
4.64x + * = (* + 3y)(* - 12xy + 9y );
64x + 27y = (4x + 3y)(16x - 12xy + 9y).
2
2
2
2
2
2
2
4
6
2
2
4
6
2
3
3
3
2
2
3
3
2
ТАБЛИЦА ТАБЛИЦА результатов
Преобразуйте выражения, используя формулы ученика (цы) 7Б класса
сокращённого умножения ______________________________
ТЕСТ Вариант _____________
1
2
3
4
5
6
7
Таблица результатов
2
2
4a – 1
(a + 2)
9x + 12x + 4
(4x – 5)(4x +5)
49x – 14x + 1
9a – 6a + 1
(x +2)
(7x – 3)(7x + 3)
(4 – x/2)(4 + x/2)
0,04 – x
(5x + 2)
(5x – 1)
(4y – 3)
(x – 0,04)(x + 0,04)
0,25 – x + x
(x – 3) + 6x
0,04y – 1
(x + 2)
(7 – x)(7 + x)
(x – 1)
121 – x
(x – 4)
(x + 3)
(x – 8)(x + 8)
(y – x)(y + x)
(x + 8) – 8x
64 – x
(1 – y )(1 + y )
(a + 1)(a - a +1)
(x + y) – 2xy
(5x +1)
x + x + 0,25
a – 8
- (a + b)
a + 1
(1 – 2x)(1 + 2x +4x )
(1 – с )(1 + с +с )
a + 27
m + 64
- (x + 1)
(5 –a)(25 + 5a + a )
(n + 1)(n – n +1)
(a+0,1)(a – 0,1a +0,01)
a – 64
a + 216
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
2
5
2
2
2
2
2
3
3
2
2
3
6
2
3
2
3
2
ОТЛИЧНО – 9 заданий ХОРОШО – 7 заданий УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – 5 заданий ПЛОХО – 3 задания
Ярмарка настроений
Отлич-
ное
Удовлет-
ворит.
Плохое
Хорошее
Геометрическое значение квадрата суммы двух чисел (a + b) = a + 2ab + b
2
2
2
Таинственный незнакомец «Арифметика»
«Поле чудес»
2
- 16y(2 – y) + (4y – 5) = 0
- 9x(x + 6) – (3x + 1) =1
- (6y+2)(5–y)=47–(2y–3)(3y–1)
- (x + 6) – (x - 5)(x + 5) = 79
- (2x – 3) – (7 – 2x) = 2
- (2 – х) – x(x + 1,5) = 4
- (x – 7) + 3 = (x – 2)(x + 2)
- 3 1/8 Д
- 1/24 И
- 2 О
- 1,5 Ф
- 2 5/8 А
- 0 Н
- 4 Т
2
2
2
2
2
2
ДИОФАНТ
Таинственный незнакомец
«Поле чудес»
- 12 – (4 – x) = x(3 – x)
- 8m (1 + 2m)–(4m + 3)(4m -3) = 3
- (2x – 3) – 2x(4 +2x) = 11
- (3x – 1)(2x +7)–(x +1)(6x – 5) = 7
- (8 – 9a)a +40 = (6 – 3a)(6 + 3a)
- 0.8 Э
- -0,75 Й
- -0,1 Л
- 0,5 Е
- -0,5 Р
2
2
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР
Ярмарка настроений
Отлич-
ное
Удовлет-
ворит.
Плохое
Хорошее
Примеры тестов
Ответы
5
6
Б
7
В
Г
ВАРИАНТ 1
6
7
В
Б
8
А
ВАРИАНТ 2
5
В
6
7
В
Б
ВАРИАНТ 3
5
Б
6
7
А
В
ВАРИАНТ 4
Ярмарка настроений
Отлич-
ное
Удовлет-
ворит.
Плохое
Хорошее
(a+b+c) =a +b +c +2ab+2ac+2bc
2
2
2
2
b
a
c
Найдите квадрат суммы следующих чисел:
(а – х + у) ;
(а – b – c) .
2
a
ac
ab
a
2
2
b
bc
ab
b
2
2
ac
c
bc
c
Обобщение утверждения
(a + b + c + … + k + m) =
= a + b + c + … + m +
+ 2ab + 2ac + … + 2km.
2
2
2
2
2
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
Рассмотрим двучлены:
ТАБЛИЦА
из их коэф-
фициентов
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
( a + b) = 1
(a + b) = a + b
(a + b) = a + 2ab + b
(a + b) = a + 3a b + 3ab +b
ЗАКОН образования коэффициентов?
0
1
2
2
2
3
3
2
2
3
Таблица
11 1 2
11 1 1 2
11 1 2 1 2
11 1 3 3 1 2
11 1 4 6 4 1 2
11 1 5 10 10 5 1 2
. . .
0
1
2
3
4
5
Найди ошибку!
- (4у – 3x)(3x + 4y) = 8y – 9x
- 100m – 4n = (10m – 2n )(10m + 2n )
- (3x + a) = 9x – 6aх +a
- (6a – 9 c) = 36a – 108a c + 18c
8y
2n
-6ax
18c
2
2
2
2
2
2
2
6
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
СОФИЗМ
Попробуем доказать равенство 4 = 5.
Рассмотрим две разности:
16 – 36 = 25 – 45.
Добавим число 81/4. Имеем:
16 – 36 + 81/4 = 25 – 45 + 81/4.
Представим эти выражения так:
4 – 2 * 4 * 9/2 + (9/2) = 5 – 2 * 5 * 9/2 + (9/2) .
Используем формулу
(4 – 9/2) = (5 – 9/2) .
4 – 9/2 = 5 – 9/2, 4 = 5. Где ошибка?
2
2
2
2
2
2
Ярмарка настроений
Отлич-
ное
Удовлет-
ворит.
Плохое
Хорошее
Итоги урока:
- встреча с упражнениями, при выполнении которых возникала необходимость использования формул;
- формулировка гипотезы и проверка её для различных частных случаев;
- обоснование для общего случая;
- оформление результатов;
- проверили уровень подготовки к контрольной работе.
Домашнее задание
а) 1*8 + 1 = 9; 12*8 + 2 = 98; 123*8 + 3 = 987
Как дальше?
б) 1 = 1; 11 = 121; 111 = ?
а) (2а – b + c) ; б) (a + b) .
а) 976 ; б) 295 .
- Придумайте «доказательство» того, что 2=3
2
2
2
2
6
2
2