СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире формул сокращённого умножения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации урока алгебры для 7 класса "В мире формул сокращённого умножения" представлен материал, позволяющий закрепить навыки учащихся в применении формул сокращённого умножения и развить интерес к теме через вывод формул сокращённого умножения для трёх и более слагаемых. В работе используется тест на знание формул, решение уравнений, алгебраический и геометрический смысл формулы суммы квадрата двух чисел, есть примеры на внимательность и софизм. Эта презентация поможет провести обобщающий урок по всем формулам сокращённого умножения.   

Просмотр содержимого документа
«В мире формул сокращённого умножения»

В МИРЕ ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ 7 КЛАСС Составила учитель математики и информатики МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска», Ставропольского края Касьянова Татьяна Валерьевна

В МИРЕ ФОРМУЛ СОКРАЩЁННОГО УМНОЖЕНИЯ

7 КЛАСС

Составила

учитель математики и информатики

МОУ «СОШ №3 г. Зеленокумска», Ставропольского края

Касьянова Татьяна Валерьевна

Цитаты урока  «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»  А. Нивен  «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.»  А. Франс

Цитаты урока

«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

А. Нивен

«Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.»

А. Франс

Ярмарка настроений  Отлич-  ное Удовлет-  ворит. Плохое Хорошее

Ярмарка настроений

Отлич-

ное

Удовлет-

ворит.

Плохое

Хорошее

«Проверь себя»

«Проверь себя»

«Найди меня» 2 2 1. b + 20b + * = (* + *) ;  b + 20b + 100 = (b + 10) . 2. * - 42pk + 49p = (* - *) ;  9k - 42pk + 49p = (3k – 7p) . 3.100m - 4n = (10m - *)(* + 10m );  100m - 4n = (10m - 2n )(2n + 10m ). 4.64x + * = (* + 3y)(* - 12xy + 9y );  64x + 27y = (4x + 3y)(16x - 12xy + 9y). 2 2 2 2 2 2 2 4 6 2 2 4 6 2 3 3 3 2 2 3 3 2

«Найди меня»

2

2

1. b + 20b + * = (* + *) ;

b + 20b + 100 = (b + 10) .

2. * - 42pk + 49p = (* - *) ;

9k - 42pk + 49p = (3k – 7p) .

3.100m - 4n = (10m - *)(* + 10m );

100m - 4n = (10m - 2n )(2n + 10m ).

4.64x + * = (* + 3y)(* - 12xy + 9y );

64x + 27y = (4x + 3y)(16x - 12xy + 9y).

2

2

2

2

2

2

2

4

6

2

2

4

6

2

3

3

3

2

2

3

3

2

 ТАБЛИЦА ТАБЛИЦА результатов  Преобразуйте выражения, используя формулы ученика (цы) 7Б класса   сокращённого умножения ______________________________  ТЕСТ Вариант _____________  1 2 3 4 5 6 7

ТАБЛИЦА ТАБЛИЦА результатов

Преобразуйте выражения, используя формулы ученика (цы) 7Б класса

сокращённого умножения ______________________________

ТЕСТ Вариант _____________

1

2

3

4

5

6

7

Таблица результатов 2 2 4a – 1 (a + 2) 9x + 12x + 4 (4x – 5)(4x +5) 49x – 14x + 1 9a – 6a + 1 (x +2) (7x – 3)(7x + 3) (4 – x/2)(4 + x/2) 0,04 – x (5x + 2) (5x – 1) (4y – 3) (x – 0,04)(x + 0,04) 0,25 – x + x (x – 3) + 6x 0,04y – 1 (x + 2) (7 – x)(7 + x) (x – 1) 121 – x (x – 4) (x + 3) (x – 8)(x + 8) (y – x)(y + x) (x + 8) – 8x 64 – x (1 – y )(1 + y ) (a + 1)(a - a +1) (x + y) – 2xy (5x +1) x + x + 0,25 a – 8 - (a + b) a + 1 (1 – 2x)(1 + 2x +4x ) (1 – с )(1 + с +с ) a + 27 m + 64 - (x + 1) (5 –a)(25 + 5a + a ) (n + 1)(n – n +1) (a+0,1)(a – 0,1a +0,01) a – 64 a + 216 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 2 5 2 2 2 2 2 3 3 2 2 3 6 2 3 2 3 2

Таблица результатов

2

2

4a – 1

(a + 2)

9x + 12x + 4

(4x – 5)(4x +5)

49x – 14x + 1

9a – 6a + 1

(x +2)

(7x – 3)(7x + 3)

(4 – x/2)(4 + x/2)

0,04 – x

(5x + 2)

(5x – 1)

(4y – 3)

(x – 0,04)(x + 0,04)

0,25 – x + x

(x – 3) + 6x

0,04y – 1

(x + 2)

(7 – x)(7 + x)

(x – 1)

121 – x

(x – 4)

(x + 3)

(x – 8)(x + 8)

(y – x)(y + x)

(x + 8) – 8x

64 – x

(1 – y )(1 + y )

(a + 1)(a - a +1)

(x + y) – 2xy

(5x +1)

x + x + 0,25

a – 8

- (a + b)

a + 1

(1 – 2x)(1 + 2x +4x )

(1 – с )(1 + с +с )

a + 27

m + 64

- (x + 1)

(5 –a)(25 + 5a + a )

(n + 1)(n – n +1)

(a+0,1)(a – 0,1a +0,01)

a – 64

a + 216

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

2

5

2

2

2

2

2

3

3

2

2

3

6

2

3

2

3

2

ОТЛИЧНО – 9 заданий  ХОРОШО – 7 заданий  УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО –  5 заданий  ПЛОХО – 3 задания

ОТЛИЧНО – 9 заданий ХОРОШО – 7 заданий УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – 5 заданий ПЛОХО – 3 задания

Ярмарка настроений  Отлич-  ное Удовлет-  ворит. Плохое Хорошее

Ярмарка настроений

Отлич-

ное

Удовлет-

ворит.

Плохое

Хорошее

Геометрическое значение квадрата суммы двух чисел  (a + b) = a + 2ab + b 2 2 2

Геометрическое значение квадрата суммы двух чисел (a + b) = a + 2ab + b

2

2

2

 Таинственный незнакомец   «Арифметика»

Таинственный незнакомец «Арифметика»

«Поле чудес»   2 16y(2 – y) + (4y – 5) = 0 9x(x + 6) – (3x + 1) =1 (6y+2)(5–y)=47–(2y–3)(3y–1) (x + 6) – (x - 5)(x + 5) = 79 (2x – 3) – (7 – 2x) = 2 (2 – х) – x(x + 1,5) = 4 (x – 7) + 3 = (x – 2)(x + 2) 3 1/8 Д  1/24 И  2 О  1,5 Ф 2 5/8 А  0 Н  4 Т 2 2 2 2 2 2

«Поле чудес»

2

  • 16y(2 – y) + (4y – 5) = 0
  • 9x(x + 6) – (3x + 1) =1
  • (6y+2)(5–y)=47–(2y–3)(3y–1)
  • (x + 6) – (x - 5)(x + 5) = 79
  • (2x – 3) – (7 – 2x) = 2
  • (2 – х) – x(x + 1,5) = 4
  • (x – 7) + 3 = (x – 2)(x + 2)
  • 3 1/8 Д
  • 1/24 И
  • 2 О
  • 1,5 Ф
  • 2 5/8 А
  • 0 Н
  • 4 Т

2

2

2

2

2

2

ДИОФАНТ

ДИОФАНТ

Таинственный незнакомец

Таинственный незнакомец

«Поле чудес»   12 – (4 – x) = x(3 – x) 8m (1 + 2m)–(4m + 3)(4m -3) = 3 (2x – 3) – 2x(4 +2x) = 11 (3x – 1)(2x +7)–(x +1)(6x – 5) = 7 (8 – 9a)a +40 = (6 – 3a)(6 + 3a) 0.8  Э -0,75 Й -0,1 Л 0,5 Е -0,5 Р 2 2

«Поле чудес»

  • 12 – (4 – x) = x(3 – x)
  • 8m (1 + 2m)–(4m + 3)(4m -3) = 3
  • (2x – 3) – 2x(4 +2x) = 11
  • (3x – 1)(2x +7)–(x +1)(6x – 5) = 7
  • (8 – 9a)a +40 = (6 – 3a)(6 + 3a)
  • 0.8 Э
  • -0,75 Й
  • -0,1 Л
  • 0,5 Е
  • -0,5 Р

2

2

ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР

ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР

Ярмарка настроений  Отлич-  ное Удовлет-  ворит. Плохое Хорошее

Ярмарка настроений

Отлич-

ное

Удовлет-

ворит.

Плохое

Хорошее

Примеры тестов

Примеры тестов

Ответы 5 6 Б 7 В Г ВАРИАНТ 1 6 7 В Б 8 А ВАРИАНТ 2 5 В 6 7 В Б ВАРИАНТ 3 5 Б 6 7 А В ВАРИАНТ 4

Ответы

5

6

Б

7

В

Г

ВАРИАНТ 1

6

7

В

Б

8

А

ВАРИАНТ 2

5

В

6

7

В

Б

ВАРИАНТ 3

5

Б

6

7

А

В

ВАРИАНТ 4

Ярмарка настроений  Отлич-  ное Удовлет-  ворит. Плохое Хорошее

Ярмарка настроений

Отлич-

ное

Удовлет-

ворит.

Плохое

Хорошее

(a+b+c) =a +b +c +2ab+2ac+2bc 2 2 2 2 b a c  Найдите квадрат суммы следующих чисел:  (а – х + у) ;   (а – b – c) .  2 a ac ab a 2 2 b bc ab b 2 2 ac c bc c

(a+b+c) =a +b +c +2ab+2ac+2bc

2

2

2

2

b

a

c

Найдите квадрат суммы следующих чисел:

(а – х + у) ;

(а – b – c) .

2

a

ac

ab

a

2

2

b

bc

ab

b

2

2

ac

c

bc

c

Обобщение утверждения (a + b + c + … + k + m) = = a + b + c + … + m + + 2ab + 2ac + … + 2km. 2 2 2 2 2

Обобщение утверждения

(a + b + c + … + k + m) =

= a + b + c + … + m +

+ 2ab + 2ac + … + 2km.

2

2

2

2

2

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

Рассмотрим двучлены: ТАБЛИЦА из их коэф- фициентов 1   1 1  1 2 1  1 3 3 1        ( a + b) = 1 (a + b) = a + b (a + b) = a + 2ab + b (a + b) = a + 3a b + 3ab +b  ЗАКОН образования коэффициентов? 0 1 2 2 2 3 3 2 2 3

Рассмотрим двучлены:

ТАБЛИЦА

из их коэф-

фициентов

1

1 1

1 2 1

1 3 3 1

( a + b) = 1

(a + b) = a + b

(a + b) = a + 2ab + b

(a + b) = a + 3a b + 3ab +b

ЗАКОН образования коэффициентов?

0

1

2

2

2

3

3

2

2

3

Таблица 11 1 2 11 1 1 2 11 1 2 1 2 11 1 3 3 1 2 11 1 4 6 4 1 2 11 1 5 10 10 5 1 2  . . .  0 1 2 3 4 5

Таблица

11 1 2

11 1 1 2

11 1 2 1 2

11 1 3 3 1 2

11 1 4 6 4 1 2

11 1 5 10 10 5 1 2

. . .

0

1

2

3

4

5

 Найди ошибку! (4у – 3x)(3x + 4y) = 8y – 9x 100m – 4n = (10m – 2n )(10m + 2n ) (3x + a) = 9x – 6aх +a (6a – 9 c) = 36a – 108a c + 18c 8y 2n -6ax 18c 2 2 2 2 2 2 2 6 4 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2

Найди ошибку!

  • (4у – 3x)(3x + 4y) = 8y – 9x
  • 100m – 4n = (10m – 2n )(10m + 2n )
  • (3x + a) = 9x – 6aх +a
  • (6a – 9 c) = 36a – 108a c + 18c

8y

2n

-6ax

18c

2

2

2

2

2

2

2

6

4

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

СОФИЗМ Попробуем доказать равенство 4 = 5. Рассмотрим две разности: 16 – 36 = 25 – 45. Добавим число 81/4. Имеем: 16 – 36 + 81/4 = 25 – 45 + 81/4. Представим эти выражения так: 4 – 2 * 4 * 9/2 + (9/2) = 5 – 2 * 5 * 9/2 + (9/2) . Используем формулу (4 – 9/2) = (5 – 9/2) . 4 – 9/2 = 5 – 9/2, 4 = 5. Где ошибка? 2 2 2 2 2 2

СОФИЗМ

Попробуем доказать равенство 4 = 5.

Рассмотрим две разности:

16 – 36 = 25 – 45.

Добавим число 81/4. Имеем:

16 – 36 + 81/4 = 25 – 45 + 81/4.

Представим эти выражения так:

4 – 2 * 4 * 9/2 + (9/2) = 5 – 2 * 5 * 9/2 + (9/2) .

Используем формулу

(4 – 9/2) = (5 – 9/2) .

4 – 9/2 = 5 – 9/2, 4 = 5. Где ошибка?

2

2

2

2

2

2

Ярмарка настроений  Отлич-  ное Удовлет-  ворит. Плохое Хорошее

Ярмарка настроений

Отлич-

ное

Удовлет-

ворит.

Плохое

Хорошее

Итоги урока: встреча с упражнениями, при выполнении которых возникала необходимость использования формул; формулировка гипотезы и проверка её для различных частных случаев; обоснование для общего случая; оформление результатов; проверили уровень подготовки к контрольной работе.

Итоги урока:

  • встреча с упражнениями, при выполнении которых возникала необходимость использования формул;
  • формулировка гипотезы и проверка её для различных частных случаев;
  • обоснование для общего случая;
  • оформление результатов;
  • проверили уровень подготовки к контрольной работе.
Домашнее задание Изящные пирамиды чисел: а) 1*8 + 1 = 9; 12*8 + 2 = 98; 123*8 + 3 = 987  Как дальше? б) 1 = 1; 11 = 121; 111 = ? Возведите в степень: а) (2а – b + c) ; б) (a + b) . Вычислите устно: а) 976 ; б) 295 . Придумайте «доказательство» того, что 2=3 2 2 2 2 6 2 2

Домашнее задание

  • Изящные пирамиды чисел:

а) 1*8 + 1 = 9; 12*8 + 2 = 98; 123*8 + 3 = 987

Как дальше?

б) 1 = 1; 11 = 121; 111 = ?

  • Возведите в степень:

а) (2а – b + c) ; б) (a + b) .

  • Вычислите устно:

а) 976 ; б) 295 .

  • Придумайте «доказательство» того, что 2=3

2

2

2

2

6

2

2