Просмотр содержимого документа
«В мире живой природы.На опушке леса.»
Материал к уроку во 2 классе
по «Окружающему миру»
по УМК «Планета знаний»
Представим себе, что мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес. Подходим к лесу. Край леса. Как по-другому его назвать?
Да, мы пришли на опушку леса.
Растения
Какие растения мы с вами можем встретить на опушке леса? Как вы думаете?
Сегодня мы с вами поговорим о некоторых растениях, которые можно встретить на опушке лесов.
Выслушать ответы учеников, обобщить. Сообщить, что сейчас познакомимся с некоторыми из них.
Клевер
Это ценнейшее кормовое растение.
Красная головка – соцветие из многочисленных цветков.
В цветках много нектара и вокруг них всегда кружат пчёлы.
Клевер полезен человеку. Высушенные головки – хорошая заправка для супа.
Цветки и листья клевера используют в народной медицине при заболеваниях лёгких, бронхитах, астме, а также как потогонное, антисептическое и общеукрепляющее средство .
Колокольчик
- На Руси раньше было поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купала леса и поля наполняются звоном колокольчиков.
- На самом деле колокольчики молчат.
- Так их назвали за форму венчика, листья которого срослись, образовав крошечный колокол.
Ромашка
- Ромашка из семейства сложноцветных.
- У неё разветвлённый стебелёк с более мелкими соцветиями и листочками, похожими на листья укропа.
- За форму листьев её назвали ободранной, а за лекарственные свойства – аптечной.
- Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и противовоспалительными свойствами.
Иван – чай
Иван – чай бывает в рост человека.
Из листьев этого растения в старину готовили чай.
В цветках много нектара, поэтому они привлекают пчёл.
По цветкам можно узнавать погоду. Перед дождём они закрываются.
Иван – да – Марья
- Посмотришь на растение и кажется, что на нём есть жёлтые и фиолетовые цветы. Будто девушка в жёлтом сарафане стоит рядом с парнем в фиолетовой рубахе. Так и назвали цветок Иван – да – Марья.
Таволга
Прямой не очень высокий стебель таволги заканчивается метельчатым соцветием из мелких бело-розовых цветков.
На тонких корнях утолщения. Это запасы питательных веществ.
Клубеньки таволги съедобные, их можно есть даже в сыром виде.
Медуница
- Медуница лекарственная с древних времён использовалась в качестве лекарственного растения.
- У растений этого вида наблюдается нечастое среди цветковых растений явление изменения окраски венчика в процессе цветения: розовые в начале, к концу цветения венчики становятся синими.
- Этот вид медуницы с древних времён использовался в качестве лекарственного растения для лечения лёгочных заболеваний
- Листья медуницы лекарственной добавляют в салаты и супы.
Зверобой продырявленный
- Представители рода — многолетние, очень редко однолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники.
- Зверобой в народных представлениях считается одним из тех растений, которые произошли из крови или пера и т. п. птицы (молния), которая принесла небесный огонь на землю и была при этом ранена враждебным существом. Позднее зверобою приписано свойство прогонять нечистую силу.
- Применяется при легких формах депрессии, психо-вегетативных тревожных расстройствах.
Физминутка
Мы поговорили о растениях. А каких животных можно встретить на опушке леса?
Сегодня вспомним и о насекомых. Каких насекомых вы знаете?
Насекомые. Бабочки.
Крылья бабочек покрыты мельчайшими чешуйками, располагаясь в определённом порядке, образуют разные узоры. У них 4 крыла.
Их называют живыми цветами.
Чем они похожи и чем различаются?
А каких бабочек вы ещё знаете?
Крапивница
Бабочки
Перламутровка Аглая
Репейница
Лимонница
Адмирал
Голубя́нк а
Насекомые. Жуки.
У жуков, как и бабочек , 4 крыла. Но у них 2 крыла жёсткие, а 2 – мягкие.
Чем они похожи и чем различаются?
Каких жуков ещё знаете?
Жуки
Бронзовка золотистая .
Божья коровка
Усач
Жук-носорог
Что означает слово «среда»? Как вы думаете? Найдите ответ в тексте на с. 101.
Окружающая среда.
Что будет окружающей средой для любого цветка, например, колокольчика?
Без чего он не может обойтись?
Без чего не могут обойтись животные?
Вывод.
- Условия необходимые для жизни растений: свет, тепло, вода, воздух и почва.
- Условия необходимые для жизни животных: свет, тепло, вода, воздух и пища.
Повторим.
- Что называют окружающей средой?
- Каких насекомых увидели?
- Что произойдёт, если насекомые исчезнут?
- Какие растения увидели?
- Части каких растений можно употреблять в пищу?
- Какие растения лекарственные?
Домашнее задание.
- Подготовить сообщение о каком-нибудь животном и растении, которых можно встретить на опушке леса.
- Нарисовать или сфотографировать их для альбома.