ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЯЩИКОВСКАЯ ШКОЛА №15»
УРОК – ТЕЛЕПЕРЕДАЧА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кожевникова В.Г.
2016-2017 учебный год
Тема:
Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Охрана животных».
Задачи:
Образовательные:
Повторить способы размножения животных.
Ознакомить учащихся с поговорками и приметами о ноябре.
Ознакомить учащихся с животными, занесёнными в Красную книгу.
Ознакомить учащихся с книгами о животных, находящихся под охраной.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать творческую активность детей.
Формировать экологическую компетентность.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-телепередача с использованием ИК технологий.
Оборудование: учебник, тетради, оценочные элементы, листы для рисунков, грамоты, дидактический материал, ИКТ.
Ход урока
Организационный момент
(Слайд 1)
Здравствуйте! Ребята!
Готовы ли вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс!
Все получится у нас!
(Слайд 2)
Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спинка? Прямая!
(Слайд 3)
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
II. Актуализация опорных знаний
Сегодня урок у нас необычный, но всеми любимый. Давайте же напомним себе: какой предмет нам интересен и почему мы его должны изучать? И поможет нам в этом небольшое стихотворение:
(Слайд 4)
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ПРИРОДА.
Все, что "нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы -
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек -
Жить не может человек,
Так давайте сбережем!
Наш - земной природный дом!
Учитель: Да, именно природа для нас самый важный элемент в нашей жизни. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет для нас важную роль. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Мы примем участие в интересной телепередаче. И название ее очень знакомое – «В мире животных».
(Слайд 5)
(Звучит мелодия, выходят дикторы)
Добрый день, дорогие телезрители!
В эфире увлекательная научно-популярная телепередача «В мире животных».
И с вами её ведущие – Колесникова Дарья.
И Солонина Мария.
Сегодня в нашем выпуске вы увидите:
Что мы знаем о разнообразии животного мира?
Выясним их групповые отличия.
Рубрика «Минутка календаря».
Полистаем страницы Красной Книги.
Ну, а сейчас , репортаж из Ящиковской школы № 15 с нашим специальным корреспондентом Рымской Виолетой . Внимание!
(Слайд 6)
Корреспондент:
- Добрый день студия!
Добрый день дорогие телезрители!
Добрый день ребята!
Жизнь – это удивительное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь. Всюду обитают живые существа.
Ребята, учёные -зоологи делят царство животных на большое число групп. Вы знаете на какие?
(Слайд 7)
Ответы детей
- Назовите различия групп.
(Слайд 8)
Ответы детей
Млекопитающие.
Пресмыкающиеся.
Иглокожие.
Земноводные.
Рыбы.
Птицы.
Паукообразные.
Ракообразные.
Моллюски.
Насекомые.
Черви.
Корреспондент:
- Ребята, вы просто молодцы! Мне было очень приятно побывать у вас в гостях . Надеюсь, что вскоре мы с вами встретимся вновь. До новых встреч. Это был специальный корреспондент Рымская Виолета специально для программы «В мире животных».
1. Благодарим, Виолету.
2. Ребята хорошо изучили тему «Разнообразие животного мира».
1. А сейчас рубрика «Минутка календаря».
(Слайд 9)
(Звучит мелодия)
Ведущий рубрики:
- Добрый день, друзья! С вами рубрика «Минутка календаря» и её ведущий Солонина Мария.
Ноябрь – последний месяц осени. С деревьев осыпается листва, в воздухе пахнет сыростью, возможны заморозки, мокрый снег и слякоть. По народной пословице, «в ноябре зима с осенью борется». Все вокруг готовится к зимнему сну, небо становится пасмурным, все реже появляется солнышко.
Сегодня 18 ноября , пятница. По народным приметам «Если в этот день большой снегопад, то зима будет снежная».
Сегодня ожидается ночью -2 С, днем 0С, возможен снег с дождем, ветер – юго-восточный 1-2 м /с, давление -766, влажность -84 %.
А я вам желаю, несмотря на все невзгоды,
Прекрасной, солнечной погоды.
С вами была Солонина Мария и рубрика «Минутка календаря». До новых встреч!
(Звучит мелодия – ведущий уходит).
Мы продолжаем нашу передачу.
И у нас прямое включение из Ящиковской школы № 15. Эфир онлайн.
Учитель.
- Ребята! Вы молодцы! Домашнее задание приготовили очень хорошо.
И каждый из вас получает за участие в рубрике «Разнообразие животного мира» жетон умника и умницы.
А сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая из групп получит увлекательное задание, которое нам прислали из телестудии. В каждом конверте есть вопросы по теме, пройденной на прошлом уроке. И вам необходимо всё это выполнить.
1 карточка
Развитие бабочки:
Яйца- личинка- гусеница- куколка-бабочка
2 карточка
Развитие рыб:
Икра- мальки- рыбы
3 карточка
Развитие птиц:
Яйца- птенец – птица
Проверка знаний
(Слайд 10)
Учитель:
Молодцы! Вы очень хорошо справились с домашним заданием.
У каждого из вас есть оценочные элементы:
Цветочек – отлично.
Листочек – хорошо.
Тучка – плохо.
А сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему многие животные стали редкими и как нужно их охранять.
Будем учиться оценивать поступки людей по отношению к природе.
Работа в тетрадях.
(число, классная работа, тема)
- Ребята, вспомните, какое значение имеют животные для растений и человека?
Ответы детей
Физминутка (Бабушка Яга)
Ребята, Баба Яга оставила для нас задание.
Необходимо нарисовать в ваших тетрадях животного, которого необходимо охранять. Рисуете сейчас простым карандашом, а дома раскрасите.
А теперь давайте, узнаем из передачи « В мире животных», почему необходимо охранять животный мир. И мы предоставляем слово студии. Студия!
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и людям. Не только потому , что дают продукты питания и ценные меха, но и потому что почти все животные красивы и интересны.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река – дом.
Морж, тигр, орёл-беркут, фламинго… Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они внесены в Красную Книгу. Люди обязаны их спасти!
Учитель:
- Ребята, а давайте вспомним из курса 2 класса, что же такое Красная книга?
Ответы детей.
Учитель:
- Молодцы, ребята!
Красная Книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных .Она предупреждает , что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Красная Книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. В Красной Книге представлены различные виды животных и растений. И о некоторых мы узнаем прямо сейчас.
Выступление учеников
Ученик: Тигр
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.
Ученик: Фламинго
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг. Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха. Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.
Ученик: Морж – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны (1500 кг) Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.
Учитель:
- Ребята, а сейчас для вас игра «Художник»
Учитель: Ну, а теперь мы поработаем с учебником и узнаем на с.109 ,
какие существуют правила друзей природы.
(Работа с учебником)
Учитель:
- Спасибо, ребята! Ну, а сейчас для вас рубрика «Мир загадок».
ЗАГАДКИ
1.
Домик- хатка на реке,
И плотина на реке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? (бобр)
2.
Ползла букашка по большой ромашке,
но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети, кто расставил сети? (паук)
3.
Это что за вертолёт
над водой кружит, поёт
и глядит во все глаза
Вертолёт тот: (Стрекоза)
4.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)
5.
На дне, где тихо и темно
лежит усатое бревно. (сом)
6.
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
7.
Она легка. Красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
8.
Потеряла пол - хвоста!
Только это - не беда!
У неё же снова
Отрастает новый!
С кем же так бывает?
Кто отгадку знает? (ящерица)
9.
Прыгает зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка (лягушка)
10.
Полоска чёрная, полоска белая.
Как будто красила рука умелая. (зебра)
Итог урока
- Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
- Понравился ли вам урок?
- Какая была тема нашего урока?
- Куда вносят исчезающие виды животных?
-Какие правила друзей мы должны помнить?
Учитель:
- Молодцы ребята! Вы сегодня активно принимали участие в уроке.
- Поблагодарим нашу телепрограмму.
Песня « Если б только-только-только…»
Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Всё живое берегли, То возможно - можно- можно, То наверно - верно- верно, Книги Красной точно-точно Никогда б не завели! Припев: А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! | А-а, крокодилы-бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зелёный попугай! И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни - помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! Припев. |
Оценивание
Домашнее задание
- с. 106-109, прочитать и ответить на вопросы;
-записать в тетрадь « Правила друзей» на с. 109.
Учитель:
- Спасибо за внимание!