СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" В музее матушки Зимы"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке ребята совершат виртуальную экскурсию в музей матушки Зимы и познакомятся с картинами русских художников, которые изображали на своих полотнах зиму. Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года. 

Просмотр содержимого документа
«" В музее матушки Зимы"»

ОГБОУ « Шацкая кадетская школа – интернат»



















Подготовила и провела

учитель ИЗО

Маркушова Т.Е



Шацк 2015 год

Цели и задачи:

-Познакомить учащихся с картинами русских художников.

- Научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного.

- Развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.

- Прививать любовь к природе.

- Формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки и живописи.

Оборудование: ПК, проектор; репродукции картин, музыкальные записи П. Чайковский "Времена года. Зима", Римского-Корсакова « Прощай, масленица»

































Ход мероприятия.

- Ребята, давайте подумаем, а может ли музыка рисовать? (Ответы учащихся)

А чем рисует музыка? (звуками)

Что можно нарисовать с помощью музыки? (настроение, природу, человека, чувство).

Прослушайте следующие произведения великого русского композитора П.Чайковского, и попробуйте решить, какое время года изобразил композитор?

( прослушивание музыки П.Чайковский "Времена года. Зима»)


Как вы думаете, какое же время года изобразил композитор? Почему вы так решили? Какое настроение передает эта музыка?


Зима всегда очень разная. На первый взгляд все одно и то же: снег, холод, мороз. Но, если приглядеться, то зима предстанет во всех красках: она и стылая, морозная, она и бурная, вьюжная, она и задорная, солнечная, веселая, она и мрачная, унылая.

-Скажите, в чём особенность зимы? А какого цвета снег? (Белого).

Конечно, белого. Для всех, но не для художников. Художники всё видят особенным образом. Это очень интересно посмотреть на снег глазами художника. Но художникам удается передать не только красоту зимней природы, но и настроение, передать эмоции, которые вызывает зимняя погода.

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила.
Всем деревья чистые
Блёстки серебристые.
А на улице - ребят
Разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
Кто играет – красит красным.
Кто боится шевелиться – краска синяя годится.
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить!

-Сегодня мы с вами отправимся в музей матушки Зимы. В любом музее есть различные залы. Есть экскурсовод (учитель берет роль экскурсовода). Вы будете следовать за мной. В музее существуют свои правила.

Правила:

1. Всегда слушать экскурсовода и друг друга.

2. Шагать в музее тихо и громко не разговаривать.

3. Внимательно смотреть картины.

Зима в картинах художников

Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.

Изображая различные времена года в своих работах, русские художники стремились в первую очередь показать настроение природы. Как правило, зима в русских картинах – это безмятежное время, когда все вокруг скрывается за белоснежным покровом. Многие живописцы стремились показать, что зима – именно русское время года.

Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека - выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Все это мы можем наблюдать в картине А. Пластова "Первый снег".

Зрелище первого снега, принесшего преображение земле, рождает светлые чувства. Еще вчера все было полно печальным запахом увядания, все залито печальным, мутным светом осени. А сегодня – все в белом праздничном наряде.

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона. 
Герои картины – девчушка в платке, накинутом на легкое ситцевое платье, да паренек, на всякий случай одевшийся по-зимнему: в пальто, валенки и ушанку.  Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости. 
 Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.  Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.



Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой.

- Так незаметно мы подошли к картине художника И. И. Шишкина «Зима».

-Но для начала послушаем музыку зимы.( звучит музыка Б. Дварионаса «Прелюдия» )

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

- Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу.

О чем его картина? Что изображено на картине?

- Какое настроение у зимы на этой картине?

—  А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Картина «Зима» была создана в 1890 году. Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. День как бы дремлет. Лес кажется сказочным, заколдованным. Никто не нарушит его покой. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец... Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот-вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Зима началась уже давно, лес полностью занесён снегом. Мы видим старые стволы, которые лежат на земле. Их закрывают большие сугробы. Лес выглядит пустынным, здесь нет ни следов человека, ни следов зверей. Жизнь точно замерла в этом заснеженном лесу.

Для картины художник использовал только белый и чёрный цвета. Нельзя не обратить внимания, что картина очень похожа на фотографию. Художнику удалось точно передать самые мельчайшие детали. Фотографиче­ская точность произведения делает его совершенно особенным».




Зима — волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

Такую природу мы можем наблюдать в картине А.М. Васнецова «Зимний сон»



-На картине изображена опушка зимнего леса. С левой стороны виднеются чёткие линии дорожки, оставшейся от саней, которые направляются в сторону слегка заметной вдали деревни. Снег мягко лежит большим пушистым покрывалом на мохнатых лапах высоких многолетних, и совсем маленьких, только что выросших елей.

Чувствуется какая-то звенящая тишина, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Глубь леса, находящаяся справой стороны, манит, и одновременно немного пугает.

Уже вечер. Спокойствие и безмолвие царит вокруг. Автору удалось предать всю глубину и чувства в этом произведении.

Опушка леса изображена,
А тот, уже морозом скован,
Молчит, зимою заколдован,
И прячется средь сосен тишина.
Приду под вечер в этот сонный лес –
Прекрасен он, когда заснежен.
Под ним закат лимонно-нежен;
И кажется, что я в краю чудес.
Дрожит в бору неверный, мягкий свет,
Под снегом прячутся деревья;
Вдали виднеется деревня,
Куда ведёт от леса санный след.

Услышать можно голоса ребят,
Когда к ним подойдёшь поближе, –
Они катаются на лыжах,
И на морозе щёки их горят.
Поскрипывает старенькая ель.
Возможно, снятся ели лето,
Потоки солнечного света, 
Хотя трещит мороз, поёт метель.
И не очнуться ели ото сна
Под белым покрывалом снега.
Над нею розовеет небо,
И далека пока ещё весна! Иван Есаулков

А теперь подойдем к другой картине К. Юона "Волшебница-зима"





Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…


Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка. Перед нами деревня - справа и слева на среднем плане картины художник изобразил деревянные деревенские дома. Вдали виднеется белый заснеженный лес, слева угадывается купол деревенской церкви на пригорке. Это пейзаж. Но он стал живым и динамичным благодаря группам людей и лошадей, умело вписанным в него.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Кое-кто затеял возню в сугробах. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми, а за ними едут дровни. Немало людей вышло просто прогуляться. Вероятно, это воскресенье - все одеты довольно нарядно, на женщинах - яркие юбки. Как и полагается в деревне, тут же бегает парочка собак - прибежали за своими хозяевами-мальчишками.

Эта картина задорного зимнего настроения, , о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.



Перед нами картина Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова «Солнце – на лето, зима – на мороз».

Морозный солнечный день. На лазурном фоне неба чётко видны покрытые инеем ветки садовых деревьев. Всё вокруг устлано пушистым, блестящим снегом. Его так много навалило, что он так и лежит нетронутым, нигде не видно человеческих следов: не пройти пешему.

Но солнце уже светит не по-зимнему, не скользящими лучами, а поднялось повыше, и тепло его лучей становится губительным для снежного величия зимы. В народе говорят: «Новый год – к весне поворот». Хотя зима ещё долго будет прочно удерживать свои позиции, но людей радует уже хотя бы то, что «солнце – на лето», что круговорот жизни продолжается к лучшему, к теплу и солнышку, к надежде на лучшее.
На подобные размышления нас наталкивает низенькая деревянная избушка, в которой теплится жизнь. Её обитатели протопили печь, приготовили обед и пьют чай, любуясь в окошко солнечной погодой.
Картина оставляет ощущение радости жизни в её незаметных будничных проявлениях.



Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права - за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. Нам кажется, все довольны, что все скрыто под снегом. И только животным нерадостно. Где же теперь им брать корм? Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.


Холодной до мурашек предстает перед нами красивая картина зимнего леса и одиноко бродячего волка И. Левитана "Зимой в лесу. Волк".

Вечереет. Стоят «дубы-колдуны» почти неразличимые в наступающих сумерках. Лес укутан снегом, только тонкие сухие былиночки торчат из-под него. Все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным.

На прогалине стоит волк. Он весь напряжен, что то вынюхивает. Для него это вопрос жизни и смерти - надо хотя бы что поесть. Вот он и стоит в напряженной позе, готовый в любой момент сорваться в погоню.
Пока он молчит, но, если учует добычу, то волчий вой разнесется по окрестностям, созывая братьев-волков в погоню. Горе тогда оленю, или косуле, не побрезгует и зайцем. И все же немного жаль волка. Мороз, безжизненный лес, нет даже птиц.

Интересный факт.

Левитан дружил с другим художником-пейзажистом, Алексеем Степановым. В то время они много ездили вдвоем, искали материал для своих картин и даже жили вместе. В их картинах много похожего и различного. Например, Левитан больше любил "чистый пейзаж" - без присутствия в нем живых существ или людей. А Степанов очень любил выразить настроение через фигуры присутствующих в картине животных или людей. Этот художник был также выдающимся анималистом - он умел не просто точно нарисовать животное, но и придать ему характер. Особенно удавались ему волки. Однажды на охоте - а Степанов был еще и хорошим охотником - он целился в волка и уже готов был выстрелить, но опустил ружье, пораженный красотой зверя.

Когда Левитан закончил свой пейзаж "Зимой в лесу", он показал его другу. Они оба видели, что картина удалась и все же ей не хватает еще одного акцента, чтобы услить тему одиночества, отчаяния, тоски. И тогда мастер-анималист Степанов твердой рукой внес в пейзаж Левитана фигуру одинокого волка - сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом, как и остальные. И картина стала называться "Зимой в лесу. Волк".



Радость приближающейся весны  мы можем увидеть в картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи.

Передо мною – яркий праздник
Природы, спящей поутру,
Февраль – заснеженный проказник
Задумал яркую игру.
Художник в небе перезвоны
Увидев, сказочность цветов
В лазури зимней, все каноны
Отвергнуть сразу был готов.
Убрал он все рефлексы света
На белом в солнечных лучах,
Насытив синим силу цвета,
Как свет от лампы при свечах.
Березы спят у края леса,
Густым прописаны мазком,
И в бусах ледяных принцессы,
Склонились вновь под ветерком.
Чуть слышен в тихой зимней лени
Уснувших веток перезвон.
Лежат сапфировые тени,
Простор и снег со всех сторон
В разливе солнечного света
Индиго маревая даль.
Приходит к нам с картины этой
Волшебной сказкою февраль. Таисия Медведева


Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля и погода часто напоминала о том, что вот-вот придет весна. Художник любил гулять по окрестностям. Вокруг росли березовые рощи, а береза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать березы в своих пейзажах и часто гулял в березовых рощах, набираясь вдохновения. 

Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром береза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками, когда он взглянул на это под другим углом, снизу. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок. 

  На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу, когда смотришь на нее снизу и она делается перламутровой от солнца, а небо кажется еще синее. Он выкопал яму, разместил там мольберт особым способом, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и вдохновенно писал этот пейзаж.

Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину и душа радуется. В Третьяковской галерее, где она хранится, возле этой картины всегда останавливается много людей - все хотят пережить чувство радости, приближающейся весны, которое дарит картина.




Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом. На родине Василия Ивановича Сурикова есть необычная забава. Из снега возводятся снежные крепости, а в последний день Масленицы устраивали потешный штурм. Посмотреть на взятие городка из снега всегда собиралось много желающих.

Именно этой необычной забаве и посвящена работа Сурикова «Взятие снежного городка». Картина была написана в 1891 году.

События, которым посвящена картина, разворачиваются на заснеженном просторе. Далеко вдали видны снежные холмы. По центру картины собралась нарядная толпа крестьян - в белых тулупах, полушубках, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Почти все с восхищением смотрят на всадника в высокой собольей шапке, который берет снежное препятствие на черном скакуне. Он прорвался через толпу защитников городка, "вооруженных" ветками и палками. Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами.  Зимняя гамма цветов звучит в картине радостным перезвоном.

А к этой картине Третьяков Анатолий Иванович написал стихотворение:

Вряд ли такое из памяти выбросишь:
Удаль сибирская, вишни-глаза!
Нынче и снега такого не выпросишь,
Как на холсте, – видно, Бог наказал! 

Смех и азарт. И никто не в обиде.
Конь хоть лохмат, - не подвёл казака.
Словно и вправду я сам это видел –
Взятие снежного городка. 

Даже к девахам подкатывал дуриком,
А красноярочки – кровь с молоком!
Кстати, Василий Иванович Суриков
Был с Третьяковым прекрасно знаком. 

Брать городок. Всех конём опрокидывать. –
Жаль, не вернуть нам старинных утех!
Однофамильцу не грех позавидовать.
И земляком похвалиться не грех!



 Ведя разговор о зиме, нельзя оставить без внимания творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Перед нами его знаменитая «Масленица». 





-Что вы видите на картине? 
В какой цветовой гамме написана эта картина? 
А как вы думаете, почему в теплой цветовой гамме выполнил художник свою картину? 
Правильно идет веселье, праздник в городе, масленица. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивание каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью. ( прослушивание музыки Римского-Корсакова « Прощай, масленица»)

Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине - суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может. В золотисто-розовых лучах солнца, в красочных полнокровных формах разворачивается широкая панорама русской зимы. 

Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.



Зима – настоящая волшебница! Ей свойственно преображать все вокруг. Ни жуткий холод, ни пробирающий до самых костей хлесткий ветер не могут отобрать у зимы ее чарующего волшебства. Ее белые краски способны превратить даже самый унылый пейзаж в искусную картину, написанную лучшим художником в мире.