Целеполагание. | На доске или на проекторе написан следующий эпиграф: «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин» Вопрос к ученикам: «О чем идет речь в эпиграфе?» Следом указан кроссворд, в котором зашифрован сложный музыкальный жанр – балет (музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы?) Ученики его угадывают. Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора. Б.И. Тищенко и поговорим о его балете «Ярославна». | Дети активно участвуют в вопросе целеполагания урока. Отвечают на вопросы - о театре. Формулируют тему и цель урока | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Актуализ. Опорных знаний | Вопрос ученикам: «Кто из русских композиторов писал балеты?» «Мы с вами знаем, из чего состоит опера - это арии, хоры и т.д., а из чего состоит балет?» - Русский балет славится уже несколько веков. Имена каких знаменитых балерин и танцовщиков вы знаете? | Активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы. - Чайковский, Прокофьев, Стравинский…. па-де-де – танец двоих па-де-труа - трио гран-па – большой танец. адажио – медленный лирический танец главных героев • Анна Павлова • Галина Уланова • Раиса Стручкова • Майя Плисецкая • Вацлав Нижинский • Михаил Барышников | П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Новые занния. | «Вернемся к теме нашего урока. Скажите, в честь какого исторического персонажа композитор назвал свой балет?» «А какое литературное произведение увековечило имена этих героев?» Вспомним действующих лиц: -
Князь Игорь -
Ярославна — его жена -
хан Кончак «А кто из композиторов в своем творчестве прибегал к теме данного произведения» Композитор М.П. Бородин предложил слушателям классическую версию данного литературного произведения. Современную же интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Сегодня мы сравним музыку этих разных композиторов. Сведения о композиторе. Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Умер в 2010 году. Лауреат многих международных конкурсов, профессор (с 1986), народный артист России (1987). Образование: Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Позже окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Работа: С 1965 Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года вл класс композиции. Ученики. Среди его учеников огромное количество современных композиторов, оперных режиссеров, деятелей искусств. Среди сочинений Б. Тищенко - 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, 9 концертов для разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета ("Муха-"Цокотуха" по К. Чуковскому, "Двенадцать" по А . Блоку, "Ярославна" по "Слову о полку Игореве"), опера "Краденое солнце" и оперетта "Тараканище" по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции. «Скажите, как вы думаете, почему композитор выбрал именно такое название?» Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности. Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление. Запишите, пожалуйста, в тетрадь 5-7 слов, характеризующие данную музыку. Отметьте для себя, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление. После вступления звучит хор. «Стон Русской земли». -
С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив? -
Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный. -
Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли». Прослушивание сцены «Первая битва с половцами», сравнение ее со сценой половецких плясок в опере «Князь Игорь» М.П. Бородина. Ученики в тетради при прослушивании двух этих фрагментов должны записать в два столбика музыкальные отличия. Ответ на вопрос: «Похожи ли образы половцев у композиоров?» Слушаем музыкальный портрет главной героини под названием «Плач Ярославны» - центральный фрагмент балета, сопоставляем его с «Плачем Ярославны» у М.П. Бородина. Находим сходства и отличия. Характеризуем героиню, ориентируясь на музыкальные средства выразительности. | - в честь Ярославны – жены князя Игоря. - Слово о полку Игореве. - М.П. Бородин опера «Князь Игорь» Кратко записываем в тетрадь. Предлагают свои варианты. Слушают музыку, выполняют задание, озвучивают свои варианты. -флейта -да Слушают и отвечают на вопросы. Озвучивают свои варианты. Записывают в тетрадь отличия. Озвучивают свои варианты. Характеризуют главную героиню у Б.И. Тищенко. | Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания. Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи и письменно. Доносить свою мысль до других. Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему |