СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В музыкальном театре. Балет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"В музыкальном театре. Балет"»

Урок № 21

Класс 2.

Тема: «Балет»

Методическая цель урока: продолжение знакомства со спецификой деятельности музыкального театра, театральными профессиями;

Задачи урока: дать представления о музыкально-сценическом жанре – балете; представление в разнообразных видах музыкальной деятельности образов оперы и балета (вокализация, игры, пластические композиции); в процессе работы в группах, в коллективе формирование навыков коммуникации, сотрудничества; расширение представлений учащихся об интонационно-жанровых особенностей музыкальных характеристик главных персонажей оперы и балета.

Планируемые результаты:

предметные: научатся выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакций на музыку, связывать художественно-образное содержание с конкретными явлениями окружающего мира.

метапредметные: регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации; коммуникативные – координировать и принимать различные позиции в взаимодействии;

личностные – наличие эмоционального отношения к искусству, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия) через анализ содержания произведения искусства.

Тип урока: урок углубления знаний.

Музыкальный материал: «Вальс» и «Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева (видеофрагменты);

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, портрет С.Прокофьева.

Эпиграф: «Я снова вижу голубой далёкий свет.

Прекрасным принцем мне является балет.

Он позолоченную туфельку даёт,

И за собою в мир загадочный ведёт».

И. Резник

Ход урока: (вступление, экспозиция)

1. Организационный момент.

- Добрый день мои дорогие дети!

(читаю эпиграф).

Эпиграф: «Я снова вижу голубой далёкий свет.

Прекрасным принцем мне является балет.

Он позолоченную туфельку даёт,

И за собою в мир загадочный ведёт».

И. Резник

-Как вы думаете, о каком загадочном мире будет идти речь сегодня на уроке?

Давайте подумаем, что принесет нам сегодняшняя встреча.

2. Постановка темы и цели урока.

«Работала она не покладая рук с утра и до самого вечера…» - о каком персонаже сказки эти слова? (О Золушке)

Кто-то из вас читал эту сказку?

А кто ее написал?

Шарль Перо – известный французский писатель-сказочник.

А почему я говорю о писателе, ведь у нас урок музыки. Да потому что литература и музыка тесно связаны между собой. И вы вскоре в этом убедитесь.

Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Балет

Какие задачи будут на сегодняшнем уроке?

А сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие не просто в сказку, а в музыкальную страну, где господствует танец, в загадочный мир под названием Балет. Посмотрите на слайд- это театры оперы и балета, настоящие храмы искусства, они есть в каждом большом городе. А тема урока: «Балет».

Что такое балет?

Балет - это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца.

В основе балета – литературный сюжет. Артисты балета – балерины и танцоры.

3. Актуализация опорных знаний.

Перед вам портрет великого русского композитора XIX в. Сергея Сергеевича Прокофьева. Наша встреча посвящена великому шедевру мировой классики – балету С.С.Прокофьева «Золушка».

– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)

– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)

Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)

б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)

в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры).

– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные)

Сделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)

– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу)

– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)

– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)


1.Художественное тактирование:

Добрый – злой.

-Выразить голосом образ доброго и злого персонажа;

контролировать и добиваться соответствие жеста и голоса (атака, длительность, темп).

Внимательно послушайте задания: слушая музыку узнайте одного из героев сказки, докажите, что именно эта музыку изображает данного героя (Звучит вальс. Дети делятся своими впечатлениями. Образ Золушки положительного героя. Полночь – образ мачехи с дочками).

2.Художественное чтение стихотворения Агнии Барто «В театре».

А.Барто «В театре»

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала

- Смотрите и слушайте.

Видеофрагмент «Вальс» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».

Аудио фрагмент «Полночь» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».

Сейчас прошу обратить Ваше внимание на таблицу (с.7, 92, 93), она поможет определить характер и настроение прослушиваемой музыки;

средства музыкальной выразительности:

- характер музыки,

- настроение,

- движение мелодии,

- темп,

- динамика.

– Всегда ли музыка звучала одинаково?

– Какие средства выразительности заставили музыку звучать по-разному?

– Для чего С. Прокофьев использовал эти средства? (чтобы передать чувства героев)

– Какой приём использует композитор, чтобы показать разнообразие музыкальных звуков? (приём контраста)

– Созвучны ли средства выразительности композитора и писателя?

– Почему? Ведь писатель использует слова, а композитор звуки?

(потому что рассказывают о чувствах героев)

– Подтвердились ли ваши высказывания о чувствах героев?

– Понравилось ли вам на балу?

– Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?

Вот и подошла к концу наша сказка.

Чтение концовки сказки.

– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом).

- Какие поступки людей можно назвать красивыми? (Ответы детей).

(Кульминация).

Читаем пословицу:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

А для того, чтобы совершать добрые поступки, нужно по-доброму, с любовью относиться к окружающему миру, людям. Любить свой дом. Любить своих родных, край, в котором ты живешь, любить все то, что нам дарит день. А все это называется Родина.

Работа над художественным образом песни и ее исполнение.

Г. Гладков «Песня о волшебниках». (Обобщение содержания урока).

Итог урока

А) – С каким музыкальным жанром мы сегодня работали на уроке?

(с балетом)

– Какой это балет? (сказочный, волшебный)

– Кто написал этот балет?

– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)

– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)

Б) Правила «жизни»

1. Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.

5. Дорожи дружбой.

6. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

5. Домашнее задание

1. Продолжить знакомство с волшебным жанром музыки – балетом.

2. Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро

«Золушка».

6.Рефлексия

– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.)

Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.

На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за урок.

Учащиеся выходят из класса под музыку Г. Гладков «Песня о волшебниках».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!