СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.О. Богомолов "Иван"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и героизм детей в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«В.О. Богомолов "Иван"»

В.О. Богомолов  Повесть «ИВАН»

В.О. Богомолов Повесть «ИВАН»

Цель урока: Дать представление о Великой Отечественной Войне, изображенной в повести «Иван». Проследить за жизнью детей в годы Великой Отечественной Войны. Героизм детей в годы войны. Воспитать у учащихся чувство любви и Родине, гордость к Отечеству и её героям.

Цель урока:

  • Дать представление о Великой Отечественной Войне, изображенной в повести «Иван».
  • Проследить за жизнью детей в годы Великой Отечественной Войны.
  • Героизм детей в годы войны.
  • Воспитать у учащихся чувство любви и Родине, гордость к Отечеству и её героям.
Богомолов Владимир Осипович Автор повести «Иван» родился 3 июля 1926 г. в селе Кирилловка Московской губернии. При рождении фамилия и отчество у писателя были другие - Владимир Иосифович Войтинский. В 1953 году Владимир Войтинский принял фамилию матери – Богомолец. А в 1958 году он вошёл в нашу литературу с повестью «Иван» уже под фамилией Богомолов. В 15 лет приписал себе два года и ушел воевать. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Трижды был контужен, тяжело ранен. Осколки в основании черепа остались до конца жизни. Дошел до Берлина. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952 года. Произведения Владимира Богомолова многократно переиздавались крупными тиражами на десятки языков мира. За некоторые из них, автору было присуждено множество премий (от некоторых отказался). Некоторые произведения неоднократно экранизировались. Наиболее известные: повести – «Иван», «Зося»; роман – «В августе 44». 1926-2003 гг.

Богомолов Владимир Осипович

  • Автор повести «Иван» родился 3 июля 1926 г. в селе Кирилловка Московской губернии. При рождении фамилия и отчество у писателя были другие - Владимир Иосифович Войтинский. В 1953 году Владимир Войтинский принял фамилию матери – Богомолец. А в 1958 году он вошёл в нашу литературу с повестью «Иван» уже под фамилией Богомолов.
  • В 15 лет приписал себе два года и ушел воевать. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Трижды был контужен, тяжело ранен. Осколки в основании черепа остались до конца жизни. Дошел до Берлина. Награжден орденами и медалями. Служил в армии до 1952 года.
  • Произведения Владимира Богомолова многократно переиздавались крупными тиражами на десятки языков мира. За некоторые из них, автору было присуждено множество премий (от некоторых отказался). Некоторые произведения неоднократно экранизировались. Наиболее известные: повести – «Иван», «Зося»; роман – «В августе 44».

1926-2003 гг.

«Иван» Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского. В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна. Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма. Идея - война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

«Иван»

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея - война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Первая встреча Ивана с автором? Старшего лейтенанта Гальцева разбудили и доложили, что задержали мальчика.  «Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:  - Ползал в воде возле берега. Зачем - не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал...»

Первая встреча Ивана с автором?

Старшего лейтенанта Гальцева разбудили и доложили, что задержали мальчика.

«Васильев зажег сплющенную сверху гильзу и, повернувшись ко мне, доложил:

- Ползал в воде возле берега. Зачем - не говорит, требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром. Вроде ослаб, а может, прикидывается. Младший лейтенант приказал...»

Литературный портрет Ивана?

  • «… у самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего; на нем были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи; при виде его дрожь пробрала меня.»
  • «Грязная рубашонка до бедер и узкие короткие порты на нем были старенькие, холщовые, как я определил, деревенского пошива и чуть ли не домотканые; говорил же он правильно, заметно акая, как говорят в основном москвичи и белорусы; судя по говору, он был уроженцем города.»
  • «Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать.»
  • «Мальчишка стоял возле печки спиной ко мне - меж торчавшими острыми лопатками чернела большая, величиной с пятиалтынный, родинка. Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам от пулевого ранения.»
  • «Вымывшись, он оказался светловолосым и белокожим; только лицо и кисти рук были потемней от ветра или же от загара. Уши у него были маленькие, розовые, нежные и, как я заметил, асимметричные: правое было прижато, левое же топырилось. Примечательным в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, удивительно широко расставленные; мне, наверно, никогда не доводилось видеть глаз, расставленных так широко.»
Как вел себя Иван при первой встречи с автором?

Как вел себя Иван при первой встречи с автором?

Каковы были требования Ивана?

Каковы были требования Ивана?

Как Гальцев выполнял требования Ивана? В начале Гальцев позвонил командиру полка – Маслову, тот поднял его на смех. Мальчик же требовал, что бы Гальцев позвонил в штаб армии подполковнику Грязнову. Гальцев, беря на себя ответственность, связался с Грязновым. «- Молодец! - Я не понял сразу, к кому относилась эта похвала: ко мне или к мальчишке. - Слушай внимательно! Выгони всех из землянки, чтобы его не видели и не приставали. Никаких расспросов и о нем - никаких разговоров! Вник?.. От меня передай ему привет. Холин выезжает за ним, думаю, часа через три будет у тебя. А пока создай все условия! Обращайся поделикатней, учти: он парень с норовом. Прежде всего дай ему бумаги и чернила или карандаш. Что он напишет - в пакет и сейчас же с надежным человеком отправь в штаб полка. Я дам команду, они немедля доставят мне. Создашь ему все условия и не лезь с разговорами. Дай горячей воды помыться, накорми, и пусть спит. Это наш парень. Вник? - Так точно! - ответил я, хотя мне многое было неясно.»

Как Гальцев выполнял требования Ивана?

  • В начале Гальцев позвонил командиру полка – Маслову, тот поднял его на смех. Мальчик же требовал, что бы Гальцев позвонил в штаб армии подполковнику Грязнову.
  • Гальцев, беря на себя ответственность, связался с Грязновым.
  • «- Молодец! - Я не понял сразу, к кому относилась эта похвала: ко мне или к мальчишке. - Слушай внимательно! Выгони всех из землянки, чтобы его не видели и не приставали. Никаких расспросов и о нем - никаких разговоров! Вник?.. От меня передай ему привет. Холин выезжает за ним, думаю, часа через три будет у тебя. А пока создай все условия! Обращайся поделикатней, учти: он парень с норовом. Прежде всего дай ему бумаги и чернила или карандаш. Что он напишет - в пакет и сейчас же с надежным человеком отправь в штаб полка. Я дам команду, они немедля доставят мне. Создашь ему все условия и не лезь с разговорами. Дай горячей воды помыться, накорми, и пусть спит. Это наш парень. Вник?
  • - Так точно! - ответил я, хотя мне многое было неясно.»
Приезд Холина за Иваном. «Вскоре приехал Холин. Рослый темноволосый красавец лет двадцати семи, он ввалился в землянку с большим немецким чемоданом в руке. С ходу сунув мне мокрый чемодан, он бросился к мальчику: - Иван! При виде Холина мальчик вмиг оживился и улыбнулся. Улыбнулся впервые, обрадованно, совсем по-детски. Это была встреча больших друзей, - несомненно, в эту минуту я был здесь лишним. Они обнялись, как взрослые; Холин поцеловал мальчика несколько раз, отступил на шаг и, тиская его узкие, худенькие плечи, разглядывал его восторженными глазами…»

Приезд Холина за Иваном.

  • «Вскоре приехал Холин. Рослый темноволосый красавец лет двадцати семи, он ввалился в землянку с большим немецким чемоданом в руке. С ходу сунув мне мокрый чемодан, он бросился к мальчику: - Иван! При виде Холина мальчик вмиг оживился и улыбнулся. Улыбнулся впервые, обрадованно, совсем по-детски. Это была встреча больших друзей, - несомненно, в эту минуту я был здесь лишним. Они обнялись, как взрослые; Холин поцеловал мальчика несколько раз, отступил на шаг и, тиская его узкие, худенькие плечи, разглядывал его восторженными глазами…»
Как Иван доставлял сведения в штаб? Тогда я положил перед ним на стол бумагу, конверты и ручку, поставил чернила, затем, выйдя из землянки, приказал Васильеву отправляться на пост и, вернувшись, запер дверь на крючок. Мальчик сидел на краю скамейки спиной к раскалившейся докрасна печке; мокрые порты, брошенные им ранее в угол, лежали у его ног. Из заколотого булавкой кармана он вытащил грязный носовой платок, развернув его, высыпал на стол и разложил в отдельные кучки зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою - иглы сосны и ели. Затем с самым сосредоточенным видом пересчитал, сколько было в каждой кучке, и записал на бумагу.

Как Иван доставлял сведения в штаб?

  • Тогда я положил перед ним на стол бумагу, конверты и ручку, поставил чернила, затем, выйдя из землянки, приказал Васильеву отправляться на пост и, вернувшись, запер дверь на крючок. Мальчик сидел на краю скамейки спиной к раскалившейся докрасна печке; мокрые порты, брошенные им ранее в угол, лежали у его ног. Из заколотого булавкой кармана он вытащил грязный носовой платок, развернув его, высыпал на стол и разложил в отдельные кучки зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою - иглы сосны и ели. Затем с самым сосредоточенным видом пересчитал, сколько было в каждой кучке, и записал на бумагу.
Вторая встреча Гальцева с Иваном. «- Здравствуй! - говорит мне мальчик, как только мы заходим в землянку, и, улыбаясь, с неожиданным дружелюбием протягивает руку. Он выглядит посвежевшим и поздоровевшим, щеки румянятся, Катасонов отряхивает с его полушубочка сенную труху…»

Вторая встреча Гальцева с Иваном.

  • «- Здравствуй! - говорит мне мальчик, как только мы заходим в землянку, и, улыбаясь, с неожиданным дружелюбием протягивает руку. Он выглядит посвежевшим и поздоровевшим, щеки румянятся, Катасонов отряхивает с его полушубочка сенную труху…»

Иван отправляется в разведку

  • - Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось. Он и в партизанах был, и в Тростянце - в лагере смерти... У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестренку - трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть...
  • - Мы тут два дня бились - уговаривали его поехать в суворовское училище. Командующий сам убеждал его: и по-хорошему и грозился. А в конце концов разрешил сходить с условием: последний раз! Видишь ли, не посылать его - это тоже боком может выйти. Когда он впервые пришел к нам, мы решили: не посылать! Так он сам ушел. А при возвращении наши же - из охранения в полку у Шилина - обстреляли его. Ранили в плечо, и винить некого: ночь была темная, а никто ничего не знал!.. Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там, допустим, пять - десять дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. Дело в том, что взрослый в любом обличье вызывает подозрение. А подросток, бездомный побирушка - быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу... Если б ты знал его поближе - о таком мальчишке можно только мечтать!.. Уже решено, если после войны не отыщется мать, Катасоныч или подполковник усыновят его...

При каких обстоятельствах Гальцев узнал о гибели Ивана?

  • 26.12.43 г. Секретно.
  • Начальнику полевой полиции группы «Центр»...
  • ...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 - 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи - Клинск.
  • При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя «Иваном») оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...
  • При обыске «Ивана» были найдены... в карманах носовой платок и 110 (сто десять) оккупационных марок. Никаких вещественных доказательств, уличавших бы его в принадлежности к партизанам или в шпионаже, не обнаружено... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой - шрам касательного пулевого ранения...
  • Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер «Иван» никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса, не дал.
  • На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55.
  • ...Титкову... выдано вознаграждение... 100 (сто) марок. Расписка прилагается...»
Повесть была экранизирована в 1962 г. под названием «Иваново детство» режиссером Андреем Тарковским. Премьера фильма состоялась 9 мая. Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие призы на Международных кинофестивалях. Андрей Тарковский
  • Повесть была экранизирована в 1962 г. под названием «Иваново детство» режиссером Андреем Тарковским. Премьера фильма состоялась 9 мая.
  • Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие призы на Международных кинофестивалях.

Андрей Тарковский

Николай Бурляев в роли юного разведчика Ивана

Николай Бурляев в роли юного разведчика Ивана

Валентин Зубков в роли капитана Холина Евгений Жариков в роли старшего лейтенанта Гальцева

Валентин Зубков в роли капитана Холина

Евгений Жариков в роли старшего лейтенанта Гальцева

Степан Крылов в роли старшины Катасонова Валентина Малявина в роли Маши

Степан Крылов в роли старшины Катасонова

Валентина Малявина в роли Маши

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс