СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»

Технологическая карта


Предмет

литературное чтение

Тема

В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»

Класс

3 класс

Учитель

Гоц Е.А.

Цели

познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемые результаты

Предметные:

формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.

Метапредметные

Познавательные: – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные:– формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.


Основные понятия

Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.

Оборудование

Презентация






Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности.

Слайд 1

Организует эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.

– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)


Самопланирование учебной деятельности.

Осознание насколько важен для него материал

Познавательные

формулирование познавательной цели


Личностные

Жизненное самоопределение


II. Работа по теме. Актуализация знаний.

(5 мин)

Слайд 2


Слайд 3

Развивает учебно-познавательную активность детей

–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»


Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.


Игра в сказки.

1.Сказки бывают.

2. Героями сказки могут быть:

3. Сколько раз в сказке повторяются события?

4. Признаки волшебные сказки.

5. Структура сказки.



Предлагаю выдвинуть предположения о теме урока

–Посмотрите на экран.

Соотнесите автора и его произведения


В.М .Гаршин

Сказка про храброго зайца»

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Мороз Иванович

В.Ф. Одоевский

Лягушка-путешественница

– На какие 2 группы можно разделить все сказки?

– К какой группе можно отнести предложенные сказки?

– С каким произведением мы еще не познакомились?

–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.




Отвечают на вопросы

Правильные ответы:

1.Волшебные, бытовые, о животных;

2.Люди, животные, предметы

3. 3 раза

4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;

5. Зачин, основная часть, концовка



Выполняют задание


Авторские и народные.

Авторские сказки.

«Мороз Иванович»


Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Личностные

 профессиональное самоопределение

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

III. Постановка учебной задачи

Слайд 4


IV. Целеполагание

(5 мин)











Слайд 6 (1–4)


Учит определять тему урока

– Прочитайте тему урока.

–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»


Формулирует вместе с детьми цель урока.


– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?

– Какая главная идея сказки?


– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.

Глаголы–помощники:

–познакомиться;

– узнать.

(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)


– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?

– А почему Иванович?


–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)


–Посмотрите на портрет писателя.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.


Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.

Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.

Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».

Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.

Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.

Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.

Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.


Физкультминутка для глаз.






формулируют тему урока


сказка

Добро побеждает зло




Оформляются несколько целей (учителем – для себя, учениками – для себя)






Деда Мороза

уважительное отношение к герою сказке







Знакомятся с биографией В.Ф Одоевского
























Выполняют физкультминутку для глаз

Познавательные

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Познавательные (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков


Слайд 7

Слайд 8


V . Открытие нового знания.

Чтение текста.

( 10 мин)















Слайд 9

















VI. Первичное закрепление (3 мин)










VII. Анализ текста сказки. (5 мин)








Словарная работа.

Эту удивительную сказку написал В. Одоевский 1841 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их.

ИССТАРИ

ПЛАТКИ РУБИТЬ

СТУДЕНЕЦ



ГОРНИЦА

ПОЧИВАТЬ

ОКОСТЕНЕЛИ

ЗАТЕЙНИЦА

ГОРЕМЫЧНАЯ

– Скажите, где мы можем знать значение данных слов?


– А теперь давайте прослушаем сказку В. Одоевского «Мороз Иванович», а вы следите за чтением актера в учебнике с.199.







–Понравился ли вам отрывок из произведения? Чем?

–Кто является главными героями сказки?

–Почему автор назвал свою сказку «Мороз Иванович»?

–Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича?

–Почему автор дал девочкам такие имена?

–Только ли именами отличаются девочки?

– Давайте проверим, как вы поняли содержанием 1 части сказки. Выполните тест.


1. Имя автора произведения « Мороз Иванович»?

а) В. Ф. Одоевский б) В. М. Гаршин

в) Д. Н. Мамин – Сибиряк г) И. А. Бунин – два Мороза

2. Что означает выражение «платки рубить»?

а) парадная половина крестьянской избы

б) привлекать внимание в) подшивать платки

г) старинное оружие

3. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

а) упала с горки б) упало ведро в колодец

в) порвался платок г) сломала спицы

4. Что Рукодельница увидела в печке?

а) пирог б) пирожок в) хлеб г) булочку

5. Сколько дней попросил послужить у себя Мороз Иванович Рукодельницу?

а) три б) один в) пять


6. Из чего была перина Мороза Ивановича?

а) из снега б) из листьев в) из перьев

г) у него не было перины

7.Какие диковинки показал Мороз Иванович под своей периной?

а) камни драгоценные б) травку зеленую

в) запасы на зиму г) морозные узоры

Демонстрация экрана учителя, где отображается количество правильных и не правильных ответов учащихся.





издавна

подшивать платки

колодец (от слова «студеный» – холодный).

парадная половина крестьянской избы

спать

замерзли

выдумщица

жалкая, несчастная


в Толковом словаре.


ученики слушают сказку в исполнении актера, а затем своих одноклассников.

Дети слушают и по учебнику следят за чтением актёра и учащихся.



Выборочное чтение








Выполняют тест.





















Регулятивные

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов;


Познавательные

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов


Личностные

 профессиональное самоопределение


Коммуникативные

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;

Личностные формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Познавательные

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной форм в другую.

VIII Рефлексия

(2 мин)









В начале урока вы поставили цели, достигли ли вы поставленной цели?

–Почему сказка так называется?

–Чему учит эта сказка?

–Дайте характеристику главным героям. Выполните задание.

.Оцените свою работу на уроке.

(У меня все получилось. Я доволен уроком.

У меня почти все получилось, но я делал ошибки.

У меня было много ошибок, мне нужна помощь.)



отвечают на вопросы.


Выполняют задание по ссылке и проверяют себя.

Высказывания детей.


Познавательные формировать умение употреблять пословицы обычной речи;

Личностные формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы.

IX. Домашнее задание


Домашнее задание (по выбору).

Перечитать 1 часть сказки.

Краткий пересказ 1 части сказки;

Придумайте продолжение сказки;

Нарисовать иллюстрацию к прочитанной части сказки.


Спасибо за урок!


Личностные

умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!