Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: В. Осеева. «Волшебное слово».
Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
познакомить с новым произведением В. Осеевой;
развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
воспитывать в себе лучшие нравственные качества.
Оборудование: презентация, тексты, карточки для работы в группах, карандаши.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Формы: коллективная, работа в парах.
Методы: словесный, практический, поисковый
Ход урока
1. Психологический настрой
Учитель:
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго утра. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
- Для чего мы говорим эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу.
2. Актуализация знаний
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю прочитать слова на доске .
- Что общего во всех этих словах? (они волшебные)
- Попробуйте разделить их на две группы (учащиеся называют, а учитель делит слова на две группы)
- По какому принципу вы это сделали? Поясните свой ответ.
- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»? (вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)Как вы думаете от каких слов засияет наше солнышко?
Девиз урока:
«Волшебное слово
помочь всегда готово».
3.Постановка учебной задачи
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?
- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этой таблице. Давайте расшифруем. Для этого вам нужно оставить только русские буквы, а остальные зачеркнуть. ( индивидуальная работа)
WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ
АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ
UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW
- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой. (появляется портрет на мониторе)
Слово об авторе
Подготовленные дети
1
-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.
Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.
Работала в детских домах со сложными детьми.
2 -Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот»
3
Награждена медалью и государственной премией.
Рассказы Осеевой учат уважать людей, заботиться о близких, приходить на помощь, быть вежливым и честным .
Готовясь к уроку ,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Что посоветовала, автор письма?
4.«Открытие нового знания»
Откроем страницу 87.
- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?
-Как вы думаете, о чем оно будет?
Словарная работа. ( На интерактивной доске)
-Прежде чем слушать рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.
Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.
Упражнение «Эхо»
про - бор - мо-та-ла
про-ти-вень
под-дал
стря-па-ет
Пробормотала - сказать быстро и невнятно.
Чуть не поддал хорошенько-- чуть не ударил.
Стряпает- готовит пищу.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.
- Первичное чтение учителем .( Аудиозапись)
Прослушивание отрывка(видео презентация)
5.Первичное закрепление
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
Кто помог мальчику? Каким был Павлик?
Заполнение кластера.(1 половину)( на интерактивной доске)
Невоспитанный вежливый
грубый Павлик ласковый
драчливый радостный
сердитый
обидчивый внимательный
Читают хорошо читающие ученики.
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
Слово оказалось по-настоящему волшебным.
Заполнение кластера.(2 половину)
Физминутка «Пожалуйста»
Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
6 Работа над содержанием.
Выборочное чтение
Подберите слова из текста по иллюстрации(Презентация): (Слайд 14)
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
(Слайд 15) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…
(Слайд 16)
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка…, пожалуйста!
7. Закрепление. (Работа в паре.)
Задание первому ряду.
Составить план рассказа.
2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
Задание второму ряду.
Раскрасить квадрат в тот цвет, который использовал автор произведения.
1.Старик подвинулся и, взглянув на □ сердитое лицо мальчика, сказал…
2. Краски -□,□,□ – лежали перед ней.
3. – Какую тебе?
- Мне □- робко сказал Павлик.
4. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе □ морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…
Задание третьему ряду.
Найдите в тексте совет старичка. Допишите недостающие слова.
«Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…»
Но помни: говорить его надо ……………….. голосом, глядя …………………… , с кем говоришь.
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа
«Добрый человек добру и учит».
« Под лежачий камень вода не течёт».
« Волшебное слово всегда помочь готово».
«Умел ошибиться, сумей и поправиться.»
8. Итог урока. Рефлексия
-Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?
- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?
- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?
- Как они действуют на людей?
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?
«Сердечко чувств».
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.
Я уважителен и доброжелателен к людям | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым |
9.Резерв | Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе? Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. |