В. П. Астафьев и его рассказ «Конь с розовой гривой»

Категория: Литература

В. П. Астафьев и его рассказ «Конь с розовой гривой»

Просмотр содержимого документа
«В. П. Астафьев и его рассказ «Конь с розовой гривой»»

Конспект урока

Образовательное учреждение: МБОУ СШ №3 им.В.П. Чкалова г. Арзамаса

Учебный предмет: литература

Образовательная программа: учебник под редакцией Коровиной

Класс: 6

Тема: В. П. Астафьев и его рассказ «Конь с розовой гривой»

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Деятельностная цель: дать общее представление об авторе и его рассказе

Содержательная цель: проанализировать основные вехи жизни и рассказ «Конь с розовой гривой»

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1)Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются в ответ.

2)Актуализация знаний.


Ребята, прошлым летом Елена Ивановна задавала вам читать произведения, в этом списке было произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Кое-что вы уже знаете о В. П. Астафьеве. Напомните мне кое-что.













Молодцы, спасибо!

А что вы знаете о творчестве Астафьева?









Молодцы!


Ученики:

Виктор Астафьев родился в 1924 году в Сибири, на берегу Енисея, в поселке, со всех сторон окруженном тайгой. Виктор рано осиротел: его мать утонула в Енисее, а отец не жил со своей семьей, занимался бродяжничеством.

Детства, как такового, у Виктора не было: он голодал, беспризорничал, жил в детском доме, но на его долю выпадали и светлые моменты, проведенные у бабушки Екатерины Петровны и у деда Ильи Евграфовича.

Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой.





Став писателем, Виктор Петрович написал автобиографическую книгу «Последний поклон». Эта книга представляет собой целостное произведение, которое состоит из отдельных законченных рассказов. В этих рассказах Астафьев вспоминает те радостные и светлые моменты своего детства, которые он провел с бабушкой Екатериной Петровной.

Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку.


3) Постановка учебной задачи

В 5 классе вы изучали произведение Астафьева «Васюткино озеро». Сегодня мы подробнее рассмотрим следующее произведение из книги «Последний поклон» «Конь с розовой гривой».

Итак, записываем тему урока: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Слушают учителя.





Записывают тему урока.


4)

Первичное закрепление.

Теперь перейдем непосредственно к сюжету рассказа.

Кто напомнит нам сюжет? Можно от первого лица.















































































Спасибо, молодец.




Ученик:

Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.

О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.

Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач — как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился — и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснувшись, я обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.

Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».

А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».


5) Этап реализации построенного проекта.

Вот из пересказа сюжета ученика вроде бы ясно, с кем дружил мальчик, каков быт семьи Мальчика и левонтьевских ребятишек. Можете ли сравнить в виде таблицы дома соседей произведения? Задание «заполните таблицу».















































Молодец, хорошо поработал!



Как же Виктор относится к этим двум мирам?











В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?



Что же там происходит?







Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?







Теперь ответьте на следующие вопросы:

Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»?Можно было бы назвать его, например, «Обман»?.











А почему пряник в форме коня?



Молодцы, хорошо поработали все!



Ученик у доски:

Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

  1. Описание жилья.

Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме. вытряхивала половики, занималась хозяйством.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

4. Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.


«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.


Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.







Ученик:

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.





Видно, когда ребята пошли за ягодами.



Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.



Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.





Пряничный конь с розовой гривой — мечта деревенских ребятишек. Чтобы получить такого коня, Витя отправляется с соседскими ребятами собирать малину. Заигравшись, он поддаётся уговорам своего приятеля Саньки набить туесок травой, а малину насыпать сверху. Однако, его начинает мучить совесть и тревога: «А вдруг обман раскроется». В конце концов обман действительно раскрывается. Вите стыдно посмотреть в глаза бабушке, но он все-таки просит у нее прощения. Бабушка прощает своего внука, вручает ему заветный пряник.

Пряник – это символ преображения характера мальчика, становление его как настоящей личности. Неслучайна и форма пряника – «конем» -это символ сельской жизни.



6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Сейчас письменно в тетради я вас попрошу написать мини-сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», а именно ответить на такой вопрос: Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой? У двоих-троих я возьму тетрадь на проверку.







Дети пишут мини-сочинение в тетради.

7)Этап включения в систему знаний и повторения.

Ребята, так чем же произведение В.П. Астафьева отличается от других его произведений?



И, возвращаясь к книге «Последний поклон», ответьте, пожалуйста, на вопрос: кому же этот поклон? Что означает этот поклон?



Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?



Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.



Поклон бабушке, ее жизненным урокам. Поклон за доброту, умение прощать. Это знак благодарности за то, что Виктору дала бабушка.



Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия.

8)Этап рефлексии учебной деятельности.

- Ребята, сейчас я попрошу вас дать оценку своей работе на сегодняшнем уроке в соответствии с критериями, указанными на доске:

5 – Понял всё сам(а) и смогу объяснить, рассказать другому

4 – Сам(а) понял(а), но объяснить, рассказать другому не смогу

3 – Понял частично

2 – Ничего не понял


Д/з: повторить рассказ Распутина «Уроки французского».

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают получившиеся на уроке, и выявляют возникшие трудности в освоении материала.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей