СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Человек и природа в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству В.П.Астафьева в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Человек и природа в рассказе.»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Цели урока: 

Обучающие:

·   Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности

·   Продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и составлению  комментария  художественного текста.                              

Развивающие:                                                                                  

·   Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.

·   Развивать навыки  групповой работы.

·   Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

·   Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

·   Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Тип урока:   урок изучения нового материала.


Ход урока

I.Организационный этап. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом  «Васюткино озеро». Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе.

II. Изучение нового материала.

Учитель:

-Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». 

-Какова история создания рассказа?

2.Сообщение учащегося:

-«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель:

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен.

Записи учащихся в тетради:

Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Перед тем, как мы начнём беседу по тексту произведения, я хочу объявить конкурс на самого внимательного читателя рассказа, итоги будут подведены.

3.Беседа по тексту произведения:

- Понравился ли вам рассказ?

-Что больше всего запомнилось?

1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?

(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)

2). Что беспокоило рыбаков? Нет рыбы. Зачитать. (с. 6,7 – 3 отрывка)

3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) Показать кедровую шишку, орехи, рисунок кедра.

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

(с. 9.) Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок?

С. 9. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.

Вместе с Васюткой я предлагаю тоже отправиться в тайгу.(просмотр видеофильма)

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Следил за пометками на деревьях. Зачитать. С. 9.

7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.)

б). Что узнали о повадках кедровки?

С. 11. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.

в). Какую пользу приносит эта птичка?

Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Большая черная птица – глухарь. (Картинка.)

9). Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

С. 12-13. “…глухаря часто берут с собакой…”)

10). Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки?

В нем проснулся охотничий азарт.

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

- С. 14. “.. где же затеси?...”

- С.16. “Опытный охотник…” (Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

“Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто”

Прослеживаем мысленное сравнение:

муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

С. 18. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Итак, надо “взять себя в руки”.

  • развести огонь;

  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

  • запастись на ночь дровами;

  • хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;

  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

  • пробираться через сухой валежник;

  • “почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

  • ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

15). В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

16). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (Сиг, чир, пелядь - картинки)

17). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С. 35.

18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

  • наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

  • умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

  • умение ориентироваться.

20) Кому понравился этот рассказ?

 Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; -14

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; -23

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; -25

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; -29

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; -29

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.-35

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна” – 26;

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; 28

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” - 33;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” - 27;

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” - 45.

III. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5.  Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

В заключении урока учащиеся получают дифференцированные задания: отвечают на вопросы теста, решают кроссворд, 2 группы учащихся составляют памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился».(видеофильм «Звуки леса»)

IV. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение «Как Васютка выжил в тайге?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!