СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

?Обучающие:

?•   Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности

?•   Продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и составлению  комментария  художественного текста.                             

?Развивающие:                                                                                 

?•   Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.

?•   Развивать навыки  групповой работы.

?•   Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

?Воспитательные:

?•   Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

?•   Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе. Урок литературы в 5 классе

В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Урок литературы в 5 классе

Цели урока: Обучающие: • Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности • Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению комментария художественного текста. Развивающие: • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений. • Развивать навыки групповой работы. • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Воспитательные: • Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. • Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Цели урока:

  • Обучающие:
  • • Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности
  • • Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению комментария художественного текста.
  • Развивающие:
  • • Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.
  • • Развивать навыки групповой работы.
  • • Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
  • Воспитательные:
  • • Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
  • • Воспитывать любовь к родному краю, природе.
Посмотрите на предметы

Посмотрите на предметы

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие.  Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы. Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”: Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее.

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. - Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

  • - Какое противоречие возникает из сказанного?
  • Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.
  • (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)
- Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.  Китайский мыслитель Лу Синь  считал:  “Пути не открываются перед теми, кто не борется” Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

  • Китайский мыслитель Лу Синь  считал:  “Пути не открываются перед теми, кто не борется”
  • Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?
  • Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
- Можно ли назвать наш урок  “Поединок Васютки и тайги?” Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

- Можно ли назвать наш урок  “Поединок Васютки и тайги?”

  • Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
Итак, обобщая сказанное, сформулируем  тему урока: “ Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”

Итак, обобщая сказанное, сформулируем  тему урока:

Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”

Вспомним историю создания рассказа? -«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале. Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Вспомним историю создания рассказа?

  • -«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
  • Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Итак, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора .

Итак, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен

  • Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора .
Беседа по тексту произведения: 1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”? Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота. 2). Что беспокоило рыбаков? Нет рыбы. 3). Зачем Васютка отправился в тайгу? Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил. 4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. 5). Каков старинный порядок? “ Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль. 6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге? Следил за пометками на деревьях.

Беседа по тексту произведения:

1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?

Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

2). Что беспокоило рыбаков?

Нет рыбы.

3). Зачем Васютка отправился в тайгу?

Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок?

“ Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”.

Это афоризм – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль.

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Следил за пометками на деревьях.

Беседа по тексту произведения: 7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.) б). Что узнали о повадках кедровки? “ Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. в). Какую пользу приносит эта птичка? Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра. 8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек? Большая черная птица – глухарь. 9). Как обычно проходит охота на глухаря? “… глухаря часто берут с собакой…”

Беседа по тексту произведения:

7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?

(Кедровка.)

б). Что узнали о повадках кедровки?

“ Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”.

в). Какую пользу приносит эта птичка? Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра.

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

Большая черная птица – глухарь.

9). Как обычно проходит охота на глухаря?

“… глухаря часто берут с собакой…”

Беседа по тексту произведения: 11). В какой момент Васютка понял, что заблудился? “ .. где же затеси?...” 12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке? Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход. 13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился? “ Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (СЛАЙД 9).

Беседа по тексту произведения:

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

“ .. где же затеси?...”

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

“ Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (СЛАЙД 9).

Итак, надо “взять себя в руки”. •  развести огонь; •  собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки; •  запастись на ночь дровами; •  хоть хочется плакать, но надо приготовить еду; •  поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

Итак, надо “взять себя в руки”.

  • • развести огонь;
  • • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
  • • запастись на ночь дровами;
  • • хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
  • • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
Беседа по тексту произведения: 14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? •  пробираться через сухой валежник; •  “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”; •  ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба. 15). В чём увидел мальчик своё спасение? В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”. 16). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Чувство радости, восторга. Докажите словами текста.

Беседа по тексту произведения:

14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

• пробираться через сухой валежник;

• “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

• ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

15). В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

16). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста.

17). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?  Много рыбы. “В озере – белая рыба!”  (Сиг, чир, пелядь)

17). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (Сиг, чир, пелядь)

Беседа по тексту произведения: 18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья. 19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? •  наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; •  умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; •  умение ориентироваться.

Беседа по тексту произведения:

18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.

19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

• наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

• умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

• умение ориентироваться.

Кому понравился этот рассказ? Интересен и богат язык произведения.

Кому понравился этот рассказ?

  • Интересен и богат язык произведения.
Узнайте по эпитетам, о чем говорится: неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (лес) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (тайга) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; (озеро) молочный, клейкий, неподвижный; (туман) далёкие, таинственные, мерцающие; (звезды) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая. (река)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

  • неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(лес)

  • молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(тайга)

  • небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(озеро)

  • молочный, клейкий, неподвижный;

(туман)

  • далёкие, таинственные, мерцающие;

(звезды)

  • раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

(река)

Почему же так назван рассказ? Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния. - В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

Почему же так назван рассказ?

  • Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
  • - В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”.
  • Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?
Где же находится это озеро? Зачитайте. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

Где же находится это озеро? Зачитайте. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

  • Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.
Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя? Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

  • Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
Какой Васютка? Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка Василий -

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка Василий -"Царственный" (греч. ). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Домашнее задание: Написать сочинение по плану: План  1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  2. Становление характера Васютки.  1) Забота Васютки о рыбаках.  2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.  3) Знание законов тайги. Внимание к природе.  4) Забота Васютки об общем деле.  3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

Домашнее задание:

  • Написать сочинение по плану:

План 1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 2. Становление характера Васютки. 1) Забота Васютки о рыбаках. 2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение. 3) Знание законов тайги. Внимание к природе. 4) Забота Васютки об общем деле. 3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!