СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Астафьев "Бабушка с малиной". 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. - Где происходит действие? - На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора.

- Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте. Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка

- Как понимаете значение слова гвалта? Шум, крик, гам, тревога, суматоха

- Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (бабка)

- Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)

- Помогает ли это слово представить героиню? (Да, перед нами сухонькая, маленькая, юркая бабка, именно бабка, а не бабушка)

- Как понимаете значение слов тамбор и туес? Тамбор – закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона. Туес – круглая коробка из бересты для хранения меда, ягод и др.

3. «И в это время случается…трагедия!» В чем и для кого трагедия? («Авария», «трагедия» происходит с бабулей: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.»)

– Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося на перроне. «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину». «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню». «Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.» Рассказчик обращает внимание на руки. Этим он подчеркивает, что жизнь старушки была не проста, трудна, прошла в труде.

4. – Давайте вернемся в вагон.

- Как повели себя пассажиры – ребята, ехавшие в этом вагоне? т(поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины – ведь предлагали же помощь)

- Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (пустой фонарь с открытой дверцей)

-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.

6. -Кому удается изменить случившееся, а заодно и настроение в вагоне?

- Как это происходит? А что придумали рыбаки?

«Молодой рыбак в соломенной драной шляпе… Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли. В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду: — Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет! И потекла малина в туес, по горсти, по две… И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.

- Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.

7. – Какую роль играет песня в рассказе? Когда хочется петь? (Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)

Отчего плачет старушка? Отчего «горе у бабки»? Неужели малину жаль? Жалеет себя старушка: стара, неловка. Жалеет напрасные старания, труд. Слезы одиночества: «Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне…». Некому помочь, поддержать.

- Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как? Да, меняется. Сначала она была веселая, потом грустная. «Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза…» Горе бабушки развеяли, но почему опять слезы? (Это уже слезы радости, слезы гордости за добрых ребятишек и рыбака.)

3. Работа с эпиграфами.

- Внимательно прочитайте слова С. Цвейга и Ирины Токмаковой.

- Как вы объясните значение слова сострадание, равнодушие?

- Можно ли их соотнести с содержанием рассказа?

- Чьи слова вам больше нравятся? Обоснуйте ответ.

- Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.

- Почему так важно не опоздать с добротой?

Какой урок нравственности преподнес нам Виктор Петрович? (Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.)

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев "Бабушка с малиной". 6 класс»

Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Мои представления о русском национальном характере… Назовите основные черты характера русского человека 1 2 3

Мои представления о русском национальном характере…

Назовите основные черты характера русского человека

1

2

3

Тема урока: «Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной» Цели: 1. Выявить основные черты характера русского человека в рассказе «Бабушка с малиной»;  2. Научиться анализировать текст, находить в нём нужную информацию (фактуальную, подтекстовую и концептуальную)

Тема урока:

«Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Цели:

1. Выявить основные черты характера русского человека в рассказе «Бабушка с малиной»; 2. Научиться анализировать текст, находить в нём нужную информацию (фактуальную, подтекстовую и концептуальную)

Рассказ В.П. Астафьева  «Бабушка с малиной»   О чём может говориться в тексте под названием «Бабушка с малиной»? (предугадывание содержания)

Рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»

О чём может говориться в тексте под названием «Бабушка с малиной»? (предугадывание содержания)

Знакомство с текстом: чтение рассказа,  просмотр экранизации (частично)

Знакомство с текстом: чтение рассказа, просмотр экранизации (частично)

Приёмы работы коммуникативной фазы восприятия текста: (вопросы после чтения текста- работа в группах) Какие чувства вызвал у вас рассказ? Какие образы показались наиболее выразительными? Анализ фактуальной информации Фактуальная информация Автор Заполните, пожалуйста, таблицу. Род и жанр произведения Время действия Место действия Герои События/ сюжет Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд «Комарихинская — Тёплая гора» Оцепенела - схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула  Формируемые читательские умения: находить, осмысливать информацию (определять род и жанр, характеризовать сюжет, формулировать тему)

Приёмы работы коммуникативной фазы восприятия текста:

(вопросы после чтения текста- работа в группах)

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  • Какие образы показались наиболее выразительными?

Анализ фактуальной информации

Фактуальная информация

Автор

Заполните, пожалуйста, таблицу.

Род и жанр произведения

Время действия

Место действия

Герои

События/

сюжет

Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка

На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд «Комарихинская — Тёплая гора»

Оцепенела - схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула

Формируемые читательские умения:

находить, осмысливать информацию (определять род и жанр, характеризовать сюжет, формулировать тему)

Анализ подтекстовой информации (1 группа) Охарактеризуйте бабушку рыбака ребят-попутчиков Ответьте на вопросы: Как ведут себя пассажиры во время посадки в поезд? А как ведут себя, когда бабушка вошла в вагон? Почему? __________________________________ Как ведёт себя сама бабушка, когда вошла в вагон? Почему? ________________________________________________________________  Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения внутренним состоянием? ___________________________________________________________________ Поспешно освободили место и притихли Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку

Анализ подтекстовой информации (1 группа)

Охарактеризуйте

бабушку

рыбака

ребят-попутчиков

Ответьте на вопросы:

  • Как ведут себя пассажиры во время посадки в поезд? А как ведут себя, когда бабушка вошла в вагон? Почему? __________________________________
  • Как ведёт себя сама бабушка, когда вошла в вагон? Почему? ________________________________________________________________
  • Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения внутренним состоянием?

___________________________________________________________________

Поспешно освободили место и притихли

Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку

Анализ подтекстовой информации (2 группа) Ответьте на вопросы: Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения. ____________________________________________ «А ведь еще какой-то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? _______________________________________________________ Символом чего является старинный фонарь в вагоне?______________________________ Кто и как разгоняет «горе у бабки»? Как реагирует бабка на придумку рыбака? ____________________________________________________________________________ Как и почему «урезонил» её рыбак? ____________________________________________

Анализ подтекстовой информации (2 группа)

Ответьте на вопросы:

  • Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения. ____________________________________________
  • «А ведь еще какой-то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? _______________________________________________________
  • Символом чего является старинный фонарь в вагоне?______________________________
  • Кто и как разгоняет «горе у бабки»? Как реагирует бабка на придумку рыбака?

____________________________________________________________________________

  • Как и почему «урезонил» её рыбак? ____________________________________________
Анализ концептуальной информации Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи Над какими проблемами призывает задуматься автор? _________________ О чем хотел сказать автор своим рассказом? ________________________ В чем актуальность сказанного автором для общества в целом? ________________________________________________________________ 4. В чём актуальность для тебя?______________________________________ 5. О каких чертах характера, ценностях и нормах поведения русского человека можно сказать на примере героев этого рассказа? (дополните свой список, который создавали в начале урока)_________________________________  Формируемые читательские умения: интегрировать, осмысливать информацию (умения формулировать идею, проблематику произведения, выражать свое отношение к прочитанному)

Анализ концептуальной информации

Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи

  • Над какими проблемами призывает задуматься автор? _________________
  • О чем хотел сказать автор своим рассказом? ________________________
  • В чем актуальность сказанного автором для общества в целом?

________________________________________________________________

4. В чём актуальность для тебя?______________________________________

5. О каких чертах характера, ценностях и нормах поведения русского человека можно сказать на примере героев этого рассказа? (дополните свой список, который создавали в начале урока)_________________________________

Формируемые читательские умения: интегрировать, осмысливать информацию

(умения формулировать идею, проблематику произведения, выражать свое отношение к прочитанному)

Анализ концептуальной информации Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи О каких чертах характера, моральных ценностях и нормах поведения русского человека можно сказать на примере героев этого рассказа? (дополните свой список, который создавали в начале урока) Доброта, взаимопомощь, оптимизм, сострадание, сердечность, сочувствие, дружелюбие, внимание, отзывчивость, доброжелательность

Анализ концептуальной информации

Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи

  • О каких чертах характера, моральных ценностях и нормах поведения русского человека можно сказать на примере героев этого рассказа? (дополните свой список, который создавали в начале урока)

Доброта, взаимопомощь, оптимизм, сострадание, сердечность, сочувствие, дружелюбие, внимание, отзывчивость, доброжелательность

 И я даю себе слово: отныне помогать любому и каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым, равнодушным, разделять судьбу каждого, постигая и превозмогая страдание могучей силой сострадания.  Стефан Цвейг

И я даю себе слово: отныне помогать любому и каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым, равнодушным, разделять судьбу каждого, постигая и превозмогая страдание могучей

силой сострадания.

Стефан Цвейг

 ... вы не знали или забыли, что в каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому -всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.   Ирина Токмакова

... вы не знали или забыли, что в каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому -всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

Ирина Токмакова

1. На чем ехала бабушка? А) На поезде;     Б) На машине;    В) В автобусе. 2.Какая была бабка? А) смелая; Б) проворная; В) весёлая.   3. На каком километре происходят события? А) Сто девятом; Б) Третьем; В) Сто втором.

1. На чем ехала бабушка?

А) На поезде;    

Б) На машине;   

В) В автобусе.

2.Какая была бабка?

А) смелая;

Б) проворная;

В) весёлая.

  3. На каком километре происходят события?

А) Сто девятом;

Б) Третьем;

В) Сто втором.

4.Сколько стоял поезд  на станции? А)2 минуты; Б) 1 час ; В) 1 минуту.    5.В чем была малина   у бабушки? А) в кастрюле; Б) в берестяном туесе; В) в бидоне.   6.Почему бабушка стала грустной?   А) рассыпалась ягода;  Б) ее толкнули;  В) у нее украли ягоду.

4.Сколько стоял поезд  на станции?

А)2 минуты;

Б) 1 час ;

В) 1 минуту.

5.В чем была малина   у бабушки?

А) в кастрюле;

Б) в берестяном туесе;

В) в бидоне.

6.Почему бабушка стала грустной?  

А) рассыпалась ягода;

Б) ее толкнули;

В) у нее украли ягоду.

   7.На какой станции зашли рыбаки? А)Теплая Гора; Б) Лямино; В) Коммуна-кряж. 8.На мотив какой песни рыбаки сочинили свою песню? А) Миллион алых роз; Б) Хуторянка; В) Соловей, соловей – пташечка. 9. Как звали внука бабушки? А) Васенька Б) Юрочка В) Ванечка 10.Кто поделился  ягодой с бабушкой? А) рыбаки; Б) грибники; В) школьники. 11. Закончи фразу «Пусто в фонаре. Пусто …»? А) в кладовке Б) на душе В) в туесе

   7.На какой станции зашли рыбаки?

А)Теплая Гора;

Б) Лямино;

В) Коммуна-кряж.

8.На мотив какой песни рыбаки сочинили свою песню?

А) Миллион алых роз;

Б) Хуторянка;

В) Соловей, соловей – пташечка.

9. Как звали внука бабушки?

А) Васенька

Б) Юрочка

В) Ванечка

10.Кто поделился  ягодой с бабушкой?

А) рыбаки;

Б) грибники;

В) школьники.

11. Закончи фразу «Пусто в фонаре. Пусто …»?

А) в кладовке

Б) на душе

В) в туесе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!