СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. П. Астафьев. «Капалуха».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. П. Астафьев. «Капалуха».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 88»

Г.Оренбург

Учитель начальных классов : Абдуллаева Нажия Раисовна


Литературное чтение


Тема. В. П. Астафьев. «Капалуха».

Планируемые результаты. УУД:

  • Познавательные общеучебные действия: формировать умения извлекать необходимую информацию, умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, формировать умение смыслового чтения, расширять словарный запас умение самостоятельно делать выводы.

  • Коммуникативные действия: формировать умения работать в коллективе, полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

  • Регулятивные учебные действия формировать умения контролировать (сличением способов действия и его результата с учебником). Определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи;

  • Личностные: развивать познавательный интерес, формировать умение нравственно-этической ориентации, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;

  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

  • умение определять основную мысль;

  • умение определять жанр произведения;

  • умение составлять план произведения;

  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

1 Организационный момент..

1. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Посмотрите друг на друга, улыбнетесь, друг другу улыбнитесь. Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.

II . Речевая разминка:

- Сели ровно, руки вместе,

Ноги рядышком у всех.

На сегодняшнем уроке

Ожидает нас успех.

Наш урок начнем, ребятки,

С фонетической зарядки.



Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул, глухариха глуха и глухарь оглох.

- Прочтите глазками

- Жужжащее чтение

- Вместе по слогам.

- Какие звуки чаще всего повторяются? х,р.г

-Чтобы наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко. Читаем вместе проговаривая каждое слово.

Громко-тихо, быстро - медленно

-Кто попробует прочитать чётко и быстро?

-Молодцы! Наш речевой аппарат готов.

-На столах у вас лежат листы самооценки. Нашли цифру 1, оцените себя как Вы поработали над фонетической зарядкой.

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

- Какое произведение вы читали дома? (Мышонок Пик)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Кто его написал? (В. Бианки)

- Назовите главного героя произведения?

-Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие?

- Можно ли связать содержание рассказа со словами французского писателя Сент-Экзюперни: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

(Оцените себя под цифрой 2)

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и задач урока.

1).– Вслушайтесь в строчки стихов Агнии Барто:

Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы

Можно только сердцем.

- Как вы понимаете «прикоснуться к красоте природы можно только сердцем?» (Радоваться всему живому, беречь, любить всех, улыбаться бабочкам, цветам, восхищаться, понимать…)

- Всему этому надо учиться! А у кого мы можем этому учиться?

V.Краткое сообщение об авторе:

- А поможет нам все это увидеть, услышать, прочувствовать, а может и прикоснуться сердцем - писатель. Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать. (1 ученик выделит буквы у доски)



SLВИWGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL

Виктор Петрович Астафьев

1.- Как вы думаете кто такой В.П.Астафьев? (презентация СЛАЙД №1)



Виктор Петрович Астафьев- пишет о том, что отлично знает. У писателя было очень трудное детство, Когда мальчику было 7 лет, его мать утонула в реке Енисей и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка с бабушкой, которые не только заботились о нём, но и научили любить природу. Все было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбивалась из сил, старалась, чтобы ее сиротинушке - внуку жилось не хуже других. Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме. На войну Астафьев попал в 19 лет. Был дважды ранен, контужен.

После войны сменил много профессий, но стал писателем. Посмотрите на его произведения. Астафьев пишет об Урале, Сибири, об их природе, о назначении человека на земле ( Выступление о писателе рассказывает ученик)




VI. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

-Прослушайте загадки и назовите отгадки

    1. Отгадывание загадoк про глухаря.(Слайд №2)

*Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?(птицы)

*Колыбель для деточек
Из травы и веточек.(гнездо)


*Сухие листочки
На сучках-сучочках.
В них лежат яички -
Выведутся птички.

- Чему будет посвящён наш урок?

- Сегодня мы с вами снова окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева.

- У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками …(Глухаря)

 Фазановых семейка, отряд – курообразных,
Ест хвою, как индейка, да насекомых разных.
Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает»,
К тому ж про осторожность, токуя, забывает.
(Глухарь)

- Что интересного вы узнали о глухарях?

2) (Рассказ ученика о глухаре.)презентация Слайд №3

-Глухарь держится преимущественно в сплошных высокоствольных хвойных, а также в смешанных лесах, редко в лиственных. Очень любит моховые болота в лесу, богатые ягодами. Ведёт в целом оседлый образ жизни, но иногда предпринимает перекочёвки с гор в долины и обратно; иногда совершает сезонные кочёвки. Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями, и не делает больших перелётов. День обыкновенно проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен, обладает прекрасным слухом и зрением, и потому охота на него вообще трудна. Ранней весной глухари, до того времени державшиеся по одиночке, собираются в известных частях леса, причём из года в год на одни и те же места — так называемые токовища. Здесь ранним утром самцы начинают токовать, то есть издавать своеобразные звуки, похожие на треск, сопровождая их специфическими телодвижениями. По окончании тока, продолжающегося 3—4 недели, самки выбирают места для гнёзд, которые представляют ямку в земле, выстланную иногда веточками. Число яиц в кладке, смотря по возрасту самки, может колебаться от 6 до 8, изредка до 12—16. Яйца жёлто-серого или грязно-жёлтого цвета, с тёмными пятнами. Насиживанием, которое длится 25—28 дней, занимается только самка-капалуха . Как и яйца, птенцы самоотверженным образом охраняются одной самкой.


6.Работа над произведением:


-. Сегодня прочитаем рассказ “Капалуха”.

1. Словарная работа(презентация Слайд №4)

Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Нас ждут труднопроходимые леса, в которых растут ели, сосны, пихты – это ТАЙГА (показ слайда), мы будем проходить по АЛЬПИЙСКИМ ЛУГАМ- это луга , расположенные высоко в горах(показ слайда), будем пробираться через упавшие старые деревья – ВАЛЕЖНИК (показ слайда), и только на очищенной от деревьев и кустарников – ПРОСЕКЕ, заросшей мхом будто КОСМАМИ (Спутанными Прядями волос, (показ слайда) немного отдохнем, услышим птичьи голоса, найдем ЧЕРНИЧНИК и полакомимся лесной ягодой черникой с седоватым налётом(показ слайда).

2. Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах. Словесный метод.-СЛАЙД №5



В новом произведении есть слова, которые могут затруднить наше чтение. Потренируемся их читать.. Потренируемся их читать.

Показ слайда (читаем по слогам и целым словом)

При-бли-жа-лись

К аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ные

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За-рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший

Оцените себя, как вы поняли значение слов, их произношение.

4)Чтение произведения и работа над содержанием.

- Начнем знакомство с произведением. Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Почему ребята шли устало?

- Какую ягоду нам подробно описывает автор?

- Поднимите руку, Кто из Вас пробовал эту ягоду?

- Кто создал шум у черничного бугорка?



- Предположите, что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.



Чтение 2 части (до слов «Капалуха металась…») Читает ученик

-Что нашли ребята?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо?

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

- Как могли поступить ребята?

-Как вы думаете, как повела себя капалуха?



Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)Аудиозапись

- Почему капалуха не могла взлететь?

- Почему живот у капалухи был голый?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

- Как вы думаете как поведут себя дети? (вопрос врасплох)



Чтение 4 части (до конца)Жужжащее чтение

- Почему дети весело побежали?

- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

- Почему её сердце билось сильными толчками?

Физминутка

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присели,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как капалуха поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть

и готовы в дальний путь.



- Работа по содержанию текста

1)Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД №6)

- Расскажите, какой момент изображён?

- Найдите строчки для подписи.

- Прочитайте.


Анализ первичного восприятия

. - Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

-Почему птицу носят такое название? Кто такая капалуха? (самка глухаря) Почему глухарь носит такое название?

(от слова Копала - глухой... пришло из карельского языка - Глухой как коппала - так говорят.. ну и по аналогии глухари на току)

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

- Что значит быть добрым к природе? (СЛАЙД №7)

- Вспомним слова М. М. Пришвина:

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.


Кто догадался , о чем еще хотел сказать нам автор?

- О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам.

Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе(СЛАЙД №8)

Мама - это значит нежность,

Мама - это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Мама - это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Мама - это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Мама - это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Мама - это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!


Рефлексия .Итог урока.

- Оцените себя в нашем плане работ. Получилось ли у вас поработать ?

Я узнал, что…

Мне было интересно узнать….

Я расскажу всем…

-Вы все молодцы, но особенно мне бы хотелось отметить работу на уроке…


Домашнее задание: (СЛАЙД №9)

Подготовить пересказ текста от имени глухарки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!