Конспект урока по литературе 6 класс
Тема урока: В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Краткие сведения о писателе. Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты
Тип урока : открытие новых знаний
Цели:
Образовательные цели:
Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе
В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
Развивать навыки осмысленного чтения.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
Воспитательные цели:
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Оборудование: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, учебник «Литература - 6 класс» под редакцией В. И. Коровина
Предварительное домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» наизусть.
Прочитать биографию В. Астафьева ,данную в учебнике .
Прочитать произведение « Конь с розовой гривой»
Ход урока
Эпиграф:
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
I . Организационный момент
- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим.
- Но прежде давайте проверим , как вы подготовили домашнее задание , выразительное чтение стихотворения Д. С .Самойлова «Сороковые» наизусть.
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся выразительно рассказывают стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые» , оценивают друг друга , делятся впечатлениями .
II. Изучение нового материала
Слово учителя
(Слайд 1 Портрет писателя)
Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны , почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем».
(Слайд 2 Задачи урока)
Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
2 . Беседа
– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
- Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )
– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)
– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)
– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)
– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)
- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)
- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том , как говорят люди данной местности .)
3. Словарная работа (Слайд 3)
- Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
4 . Чтение отрывка произведения по ролям
- Итак , дома вы читали рассказ , а кото-то даже готовился к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.
Двое учащихся читают отрывок по ролям
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в
город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
5. Работа с текстом
- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)
6. Составление таблицы (Слайд 4)
(Работа в тетрадях)
- С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?
(Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа)
- Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?
(Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его)
- Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.
- Что еще можно сравнить в этих двух домах?
Семья Катерины Петровны | Семья Левонтия |
1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка. |
Было свое хозяйство. Чистота, порядок в доме. «Вытряхивала половики, занималась хозяйством. | «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни». Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. |
О чём нам говорит обстановка в этих домах? |
| |
2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты. |
Обстоятельная бабушка-генерал. Дед немногословный. Дед аккуратно одет. | Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня. Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький. Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались. |
3. Отношение к деньгам. |
Запас на черный день. | Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню. |
4. Ценности дома. Отношение к детям. |
Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские. | Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни. |
Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.
- Как же Виктор относится к этим двум мирам?
(Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая)
- В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?
- О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод о походе за ягодами.
- Что же там происходит?
(Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды)
- Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?
(Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок)
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок ?
- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?
- Какие жизненные уроки получил герой?
(Слайд 5)
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?
- Как вы считаете, на какую оценку вы работали сегодня?
IV . Выставление оценок
V. Домашнее задание (Слайд 6)
1. Выделить и пересказать эпизоды произведения, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
3. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.