СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Открытый урок  по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой "проведен в рамках методической  недели. Подготовлена  презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.»

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога: Ахмадиева Зульфира Сагетдиновна

Предмет: литература

Класс: 6 а

Тип урока: комбинированный

Технология: технология развития критического мышления

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная


Тема урока

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

Цель урока

Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Анализировать героев произведения.

Планируемые результаты

Личностные- создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Метапредметные- развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структуировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи

Предметные- углубить понимание идейного замысла рассказа, позиции автора.

Оборудование

Мультимедийная презентация, раздаточный материал

Виды контроля и измерители

Текущий, самооценивание, тест,

Основное содержание темы урока

Нравственные проблемы рассказа, анализ поступков героев.



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Формы контроля

Время

Организационный

момент

Приветствие, включение в деятельность

Включение в деловой режим

Фронтальная работа




Вызов

Цель этапа: создать мотивацию,

определить тему урока, цели и задачи

1.Полилог.

Учитель: – Поговорим?
 Дети: – Поговорим! 
Учитель: - А знаете о чём?
 Дети: – О чём?
 Учитель: – О разном , о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
 Дети:
– Поговорим! Нам будет интересно! 

Предлагает ответить на проблемные вопросы.

-Знаете ли вы, что такое нравственность?

- Как понимаете слово ценности?

Лексическое значение слова «нравственность», «ценности» по словарю Ожегова…

-Что такое нравственные ценности? (Духовные качества человека, идеалы)

- Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям.

Выберите ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». (честность, доброта, понятие долга и др)

- Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? 

Подводит учащихся к определению темы и цели урока.



Просмотр и осмысление притчи







Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём.


Сообщают подготовленные ученики.


Анализируют ряд понятий и делают выбор. (Справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства)



Пытаются сформулировать тему и цель урока.


Фронтальная работа

Познавательные: поиск информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Устные ответы


Осмысление

Цель этапа:научить извлекать информа цию из текста


- Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.


1.Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

1 и 2 группы «Как воспитывали Витьку?»

3 и4 группы « Как воспитывали детишек Левонтия?»


2.Вывод.

Предлагает ответить на вопросы.

- Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

- Есть ли такие ценности в семье Левонтия?

В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.




3.Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься?


4.Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе .

Оцените, как работала группа?
- Дружно ли вы разбирали задания?
- Все ли активно участвовали в обсуждении?
- Прислушивались ли вы к мнению друг друга?
-Что было трудным?

5.Предлагает обсудить содержание рассказа при помощи ромашки вопросов («Ромашка Блума»).

Простой вопрос:

-Как герой был втянут в обман?

Уточняющие вопросы:

-Как менялось настроние героя после того,.как он вернулся домой1и 2гр, и на следующий день?3и4гр.

- То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке,в каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

Интерпретационные вопросы:

-Почему же бабушка, несмотря на обман внука всё-таки купила ему пряник?






-Почему считается, что уроки доброты- самые действенные уроки?

Творческие вопросы:

Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана. Что бы вы ему посоветовали?

Оценочные вопросы:

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом вы испытывали?

Практические вопросы:

-Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?















Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Готовят отчёт.

Выступления учащихся о семья


Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод, какая семья нравственна, а какая безнравственна.

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.



Заполнение опросного листка










Отвечают на вопросы, при необходимости просят помощи у одноклассников, рассуждают, представляют себя в похожей ситуации, обращаются к своему личному опыту, делают выводы на основе сказанного и почитанного.



















( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

(потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)
Задаёт вопросы, побуждающие сделать вывод о прочитанном рассказе


-Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Признайся в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя 





Фронтальная работа








Групповая работа










Фронтальная работа

Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. Познавательные: обосновывать свое мнение, на основе взаимосвязей и сопоставлений делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке.













Познавательные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию


Взаимоконтроль, монолог, мини-размышления





















Лист обратной связи


Устные ответы
















Рефлексия

Цель этапа:

формулирование выводов

Предлагает учащимся попросить прощения от лица Вити у бабушки (приём «РАФТ») - --- -Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

Роль – Витя

Аудитория – бабушка

Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил


- Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)
- О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

Предлагает выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание:

Домашнее задание: стр.84, творческое задание; синквейн- бабушка, пряник; нарисовать иллюстрацию

Обращаются к личному опыту. В устной или письменной форме (записка, письмо) выражают мысли, чувства



Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная работа

Познавательные: умение делать вывод.

Регулятивные: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

Письменные работы, монологи учащихся




- В чем главная мысль рассказа? (быть добрым, уметь прощать).

 Вывод: После упреков и ругани можно еще раз обмануть, после пряника – нельзя. Главному герою стыдно, ведь он не заслужил пряника, а бабушка все же подарила его. 

- А почему рассказ назван «Конь с розовой гривой»? (Конь – это символ доброты).

(Конь как символ доброты).

6. Подведение итогов урока

Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой».

- Почему такими словами Астафьев заканчивает повествование? 

(Детский поступок наложил отпечаток на всю его жизнь. Стыдно до сих пор. Рассказ автобиографичен).

Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. 

- Что можете добавить по данному эпиграфу. (Нет ничего прекраснее добра!)

7. Домашнее задание.

Составить кроссворд по рассказу или 6 вопросов по рассказу.

8. Рефлексия.
Было трудно…
Было легко…
Я узнал…
Какое открытие сделал…(тесты сдать) Благодарность за работуХочется пожелать, чтобы вас окружали только добрые люди. Пусть девизом вашей классной жизни будут строки эпиграфа. В память о нашем уроке хочу подарить вам символ доброты, не обижайте друг друга.

- Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно? (Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит становление личности главного героя, воспитание характера.)


- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

- Случайна ли форма пряника – «конем»? (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

5. Мы уже говорили о том, как Санька плохо влиял на Витю. Может быть, им не нужно дружить вообще? 

Обсуждение в группах. Не только Санька влияет на Витю, но и Витя способствует своей честностью, добротой, уважением к старшим – всем лучшим, что в нем есть, влиять на Саньку. 

Совесть.

6. Какое из качеств Вити заслуживает особого уважения? Кем заложено это качество?

Обсуждение в группах.

7.А что такое «совесть»? Обсуждение в группах.

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ?

Так все-таки, чем же в данном рассказе является Конь с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)

ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.

Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:

П — "Я считаю, что…"

О — "Потому что…"

П — " Я могу доказать это на примере..."

С — "Поэтому я делаю вывод, что…"





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!