Вызов Цель этапа: создать мотивацию, определить тему урока, цели и задачи | 1.Полилог. Учитель: – Поговорим? Дети: – Поговорим! Учитель: - А знаете о чём? Дети: – О чём? Учитель: – О разном , о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? Дети: – Поговорим! Нам будет интересно! Предлагает ответить на проблемные вопросы. -Знаете ли вы, что такое нравственность? - Как понимаете слово ценности? Лексическое значение слова «нравственность», «ценности» по словарю Ожегова… -Что такое нравственные ценности? (Духовные качества человека, идеалы) - Из ряда понятий выберите те, которые можно отнести к нравственным ценностям. Выберите ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». (честность, доброта, понятие долга и др) - Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? Подводит учащихся к определению темы и цели урока. | Просмотр и осмысление притчи Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Сообщают подготовленные ученики. Анализируют ряд понятий и делают выбор. (Справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства) Пытаются сформулировать тему и цель урока. | Фронтальная работа | Познавательные: поиск информации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Устные ответы | |
Осмысление Цель этапа:научить извлекать информа цию из текста | - Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. 1.Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж. 1 и 2 группы «Как воспитывали Витьку?» 3 и4 группы « Как воспитывали детишек Левонтия?» 2.Вывод. Предлагает ответить на вопросы. - Какие нравственные ценности есть в семье Вити? - Есть ли такие ценности в семье Левонтия? В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним. 3.Над чем эта взаимосвязь заставила их задуматься? 4.Предлагает провести промежуточную рефлексию работы в группе . Оцените, как работала группа? - Дружно ли вы разбирали задания? - Все ли активно участвовали в обсуждении? - Прислушивались ли вы к мнению друг друга? -Что было трудным? 5.Предлагает обсудить содержание рассказа при помощи ромашки вопросов («Ромашка Блума»). Простой вопрос: -Как герой был втянут в обман? Уточняющие вопросы: -Как менялось настроние героя после того,.как он вернулся домой1и 2гр, и на следующий день?3и4гр. - То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке,в каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте. Интерпретационные вопросы: -Почему же бабушка, несмотря на обман внука всё-таки купила ему пряник? -Почему считается, что уроки доброты- самые действенные уроки? Творческие вопросы: Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана. Что бы вы ему посоветовали? Оценочные вопросы: - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом вы испытывали? Практические вопросы: -Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории? -Можно ли у него чему-нибудь поучиться? | Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Готовят отчёт. Выступления учащихся о семья Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод, какая семья нравственна, а какая безнравственна. Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению. Заполнение опросного листка Отвечают на вопросы, при необходимости просят помощи у одноклассников, рассуждают, представляют себя в похожей ситуации, обращаются к своему личному опыту, делают выводы на основе сказанного и почитанного. ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)
(потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».) Задаёт вопросы, побуждающие сделать вывод о прочитанном рассказе -Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок -Признайся в содеянном -Раскаяние приносит облегчение -Спешить делать добро -Надо быть милосердным всегда -Люби ближнего своего как самого себя | Фронтальная работа Групповая работа Фронтальная работа | Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. Познавательные: обосновывать свое мнение, на основе взаимосвязей и сопоставлений делать выводы. Коммуникативные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке. Познавательные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию | Взаимоконтроль, монолог, мини-размышления Лист обратной связи Устные ответы | |
Рефлексия Цель этапа: формулирование выводов | Предлагает учащимся попросить прощения от лица Вити у бабушки (приём «РАФТ») - --- -Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него. Роль – Витя Аудитория – бабушка Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно) Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил - Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания) - О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении) Предлагает выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Домашнее задание: Домашнее задание: стр.84, творческое задание; синквейн- бабушка, пряник; нарисовать иллюстрацию | Обращаются к личному опыту. В устной или письменной форме (записка, письмо) выражают мысли, чувства Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальная работа | Познавательные: умение делать вывод. Регулятивные: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать. | Письменные работы, монологи учащихся | |