II.Актуализация знаний (4 мин.) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося III. Целеполагание и урока (3 мин.) Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, определение темы урока IV.Изучение нового материала (15 мин.) (получение новых знаний) Цель этапа: объяснение нового материала. VI. Первичное закрепление знаний (применение новых знаний на практике) (10 мин) Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию VII. Рефлексия деятельности (2 мин) VIII. Домашнее задание (дифференцированное Д/З) (2 мин.) | -Ребята, прошлым летом Светлана Леонидовна задавала вам читать произведения, в этом списке было произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Кое-что вы уже знаете о В. П. Астафьеве. Напомните мне биографию писателя. -Молодцы, спасибо! -А что вы знаете о творчестве В.П. Астафьева? -Молодцы, ребята! В 5 классе вы изучали произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Сегодня мы подробнее рассмотрим следующее произведение из книги «Последний поклон» «Конь с розовой гривой». Итак, записываем тему урока: В. П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой». -А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какую цель вы ставите для себя. Запишите в свои рабочие тетради. -Правильно, ребята. Беседа по вопросам. – Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? - В первую очередь, читая то или иное произведение, мы обращаем внимание на его название. Вот и сегодня наш урок мы начнём с работы над названием произведения. Ребята, дома вы прочли рассказ «Конь с розовой гривой». Как вы думаете, почему он носит такое красивое название? -Какие ассоциации у вас возникают? - Что это такое «конь с розовой гривой»? - Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? -Что это было за время? Как жилось людям? -От чьего лица ведется повествование? -Каким рисует автор мальчика? -В какой семье растет герой? -Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? -Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? - Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? - С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами Словарная работа - Какие слова вам показались необычными? -Что такое диалект, диалектизм? - Какие диалектные слова встретились вам в тексте? Назовите их и объясните их ЛЗ. Хорошо, если дети отметят не только те слова, что даны в сносках, но и другие, например: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!». - Ребята, сегодня мы будем говорить, о каких людях рассказывает писатель, знакомя нас с их бытом, с привычками и особенностями характера. - Скажите, а как вы понимаете слово «быт»? - Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. - Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду. - Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста. Составление таблицы -С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт, каких двух семей рисует нам автор? -Совершенно верно. -Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить? -Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно. -Что еще можно сравнить в этих двух домах? Составление сопоставительной таблицы. Сделайте вывод. Дополнительно! -Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых? -Как же Виктор относится к этим двум мирам? -В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? -Что ему тоже хочется быть такими? -Что же там происходит? -Какой же выбор делает Виктор в итоге? -Какой мир ему остается дорог? - Понравился ли вам сегодняшний урок? Кому понравился, поднимите руки. - Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? - Ребята, сейчас я попрошу вас дать оценку своей работе на сегодняшнем уроке в соответствии с критериями, указанными на доске: 5 – Понял всё сам(а) и смогу объяснить, рассказать другому 4 – Сам(а) понял(а), но объяснить, рассказать другому не смогу 3 – Понял частично 2 – Ничего не понял Выставление и комментирование оценок. Вариант 1 (обязательно) Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору) Например: пересказать эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной». Вариант 2 (по желанию, на оценку) Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов. Вариант 3 (2 ученика) Подготовить выразительное чтение по ролям (эпизод «Разговор с бабушкой перед походом на увал за земляникой») Инсценировка сцены из рассказа Действующие лица: бабушка и внук. Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику. Внук: Да? Баба, можно и я пойду? Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник Внук: Конём, баба? Бабушка: Конём, конём. Внук: Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей! Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыт тоже розовые. Я его засуну под рубаху, буду бегать, и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё! -Ребята, спасибо за урок! -До свидания! | Ответы учеников: Виктор Астафьев родился в 1924 году в Сибири, на берегу Енисея, в поселке, со всех сторон окруженном тайгой. Виктор рано осиротел: его мать утонула в Енисее, а отец не жил со своей семьей, занимался бродяжничеством. Детства, как такового, у Виктора не было: он голодал, беспризорничал, жил в детском доме, но на его долю выпадали и светлые моменты, проведенные у бабушки Екатерины Петровны и у деда Ильи Евграфовича. Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой. Став писателем, Виктор Петрович написал автобиографическую книгу «Последний поклон». Эта книга представляет собой целостное произведение, которое состоит из отдельных законченных рассказов. В этих рассказах Астафьев вспоминает те радостные и светлые моменты своего детства, которые он провел с бабушкой Екатериной Петровной. Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который мы прочитали дома к сегодняшнему уроку. Слушают учителя. Записывают тему и цель урока. Тема урока: В. П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой». Цель урока: проанализировать основные вехи жизни и творчества писателя; дать общее представление о рассказе «Конь с розовой гривой»; разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства. Ответы учеников: -сказка, детство, волшебство – слова записываются на доске - конь с розовой гривой – пряник - действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны. Время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил. -повествование ведется от первого лица. Это воспоминания писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами. -он мечтатель, фантазёр, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня, т.е., для других детей пряник просто вкусный, для рассказчика же с появлением необычного вида хлеба весь мир преображается. -маленький мальчик, герой рассказа, - сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедушки – радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи. -Учащиеся высказывают своё мнение -дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо». Быт деревни беден и убог. -Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей) -Автор использует сибирские диалектизмы -Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том, как говорят люди данной местности. - Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни. Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Диалéкт — местное наречие, говор. Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке. Значения этих слов даны в сносках. Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность. Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой. Бадоги — длинные поленья. Заполóшная — суетливая. Шáньга — булочка с творогом, ватрушка. Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем. Поскóтина — пастбище, выгон. Яр — крутой край оврага. Сенцы – передняя часть строения. Шуровать – беспокоить. Зариться – завидовать. Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме. Рушник – полотенце. Быт – 1) Общий уклад жизни, совокупность обычаев, нравов, присущих какому-л. народу, определенной социальной среде и т.п. 2) Повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит (ТСЕ). -Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки -Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа. - Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его. -Описание дома Левонтьевых автор дает концентрированно, описание же дома бабушки Катерины Петровны, семья которой воплощает в себе лучшие традиции русского крестьянства, дается постепенно на протяжении всего рассказа. Таблицу см. в Приложении № 1. Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним. Дополнительно! Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане». Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая. О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод о походе за ягодами. -Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды. -Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок. Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают получившиеся на уроке, и выявляют возникшие трудности в освоении материала. Записывают домашнее задание в дневник. Благодарят учителя за урок. -До свидания. | Принимать выделенные действия в учебном материале (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Анализировать Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К), Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П) Взаимодействие обучающихся со сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации (К) Формируем умение ориентироваться в статье учебника, представлять информацию в виде плана (П) Целеполагание (постановка проблемы) (Р) Построение речевого высказывания (К) Постановка и формулирование проблемы (П) Умение строить речевое высказывание. (К) Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К) Самоконтроль и самооценка.(Р) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); Умение работать в группах, строить речевое высказывание. (К) Умение работать по плану, умение сравнивать.(П) Выполнение действий по алгоритму (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); Учет разных мнений (К); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Умение строить речевое высказывание. (К) Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К) Самоконтроль и самооценка.(Р) Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); Самооценка на основе критерия успешности (Л); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Оценивание качества и уровня усвоения (Р); Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Умение составлять собственный текст(П) Формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |