СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». Самобытность героев рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». Самобытность героев рассказа.»

Конспект урока


1.Тема урока: «В.П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой». Самобытность героев рассказа.

2. УМК: программа, учебник (автор, год издания): УМК В.Я. Коровиной

3.Класс: 6 «Б»

4.Тип урока: «открытие» новых знаний

5.Форма проведения урока: урок-беседа

Цели урока:

Деятельностная цель – развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать речевую культуру учащихся; развивать навыки осмысленного чтения; совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;

формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова;

Содержательная цель – познакомить с чертами личности писателя; познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева; показать автобиографический характер рассказа; отметить особенности его композиции; помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание эстетической ценности русского языка;

стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД: самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать; работать по плану, сверяя свои действия с целью; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; находить ответы на поставленные вопросы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.


Коммуникативные УУД: правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения; умение слушать точку зрения другого; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.


Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык (определение лексического значения слова), с литературой (анализ художественного текста).


Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): портрет В.П. Астафьева, сборники его рассказов; толковый словарь русского языка (Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова), раздаточный материал (таблицы).


Оформление доски:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Шестое марта.

Классная работа.

В.П. Астафьев. Слово о писателе.

Изображение жизни и быта сибирской деревни

в рассказе «Конь с розовой гривой».


Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.




Записывают число, классная работа, название темы и эпиграф к уроку в тетради.




Ход урока



Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные,

познавательные)

I. Организационный момент (3 мин.)

(мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы приступаем к изучению творчества Виктора Петровича Астафьева.

Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим.

Проверка домашнего задания

Но прежде мы проверим, как вы подготовили ваше домашнее задание, выразительное чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые»


Приветствуют учителя.

Воспринимают информацию на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Входят в пространство учебной деятельности.

Несколько учащихся выразительно читают стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые», оценивают друг друга, делятся впечатлениями.

Формирование мотивации учения.(Л)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


II.Актуализация знаний (4 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося























III. Целеполагание и урока (3 мин.)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, определение темы урока










IV.Изучение нового материала (15 мин.)

(получение новых знаний)

Цель этапа: объяснение нового материала.










































































































VI. Первичное закрепление знаний (применение новых знаний на практике)

(10 мин)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию











































































VII. Рефлексия деятельности

(2 мин)
















VIII. Домашнее задание

(дифференцированное Д/З)

(2 мин.)

-Ребята, прошлым летом Светлана Леонидовна задавала вам читать произведения, в этом списке было произведение В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Кое-что вы уже знаете о В. П. Астафьеве. Напомните мне биографию писателя.

-Молодцы, спасибо!











-А что вы знаете о творчестве

В.П. Астафьева?


-Молодцы, ребята!











В 5 классе вы изучали произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Сегодня мы подробнее рассмотрим следующее произведение из книги «Последний поклон» «Конь с розовой гривой».

Итак, записываем тему урока:

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».

-А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какую цель вы ставите для себя.

Запишите в свои рабочие тетради.

-Правильно, ребята.





Беседа по вопросам.

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?



- В первую очередь, читая то или иное произведение, мы обращаем внимание на его название. Вот и

сегодня наш урок мы начнём с работы над названием произведения.

Ребята, дома вы прочли рассказ «Конь с розовой гривой». Как вы думаете, почему он носит такое красивое название?

-Какие ассоциации у вас возникают?

- Что это такое «конь с розовой гривой»?



- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

-Что это было за время? Как жилось людям?






-От чьего лица ведется повествование?






-Каким рисует автор мальчика?









-В какой семье растет герой?














-Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?

-Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик?












- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?


- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами






Словарная работа

- Какие слова вам показались необычными?







-Что такое диалект, диалектизм?



- Какие диалектные слова встретились вам в тексте? Назовите их и объясните их ЛЗ.











Хорошо, если дети отметят не только те слова, что даны в сносках, но и другие, например: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».


- Ребята, сегодня мы будем говорить, о каких людях рассказывает писатель, знакомя нас с их бытом, с привычками и особенностями характера.

- Скажите, а как вы понимаете слово «быт»?

- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.


- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста.




Составление таблицы

-С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт, каких двух семей рисует нам автор?

-Совершенно верно.

-Чем эти семьи отличаются друг от друга?

В каком отношении мы можем их сравнить?

-Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

-Что еще можно сравнить в этих двух домах?

Составление сопоставительной таблицы.

Сделайте вывод.













Дополнительно!

-Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
      




-Как же Виктор относится к этим двум мирам?







-В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора?





-Что ему тоже хочется быть такими?

-Что же там происходит?








-Какой же выбор делает Виктор в итоге?

-Какой мир ему остается дорог?











- Понравился ли вам сегодняшний урок?

Кому понравился, поднимите руки.

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

- Ребята, сейчас я попрошу вас дать оценку своей работе на сегодняшнем уроке в соответствии с критериями, указанными на доске:

5 – Понял всё сам(а) и смогу объяснить, рассказать другому

4 – Сам(а) понял(а), но объяснить, рассказать другому не смогу

3 – Понял частично

2 – Ничего не понял

Выставление и комментирование оценок.



Вариант 1 (обязательно)

Пересказать один из эпизодов рассказа

(по выбору)

Например: пересказать эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

Вариант 2 (по желанию, на оценку)

Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.

Вариант 3 (2 ученика)

Подготовить выразительное чтение по ролям (эпизод «Разговор с бабушкой перед походом на увал за земляникой»)

Инсценировка сцены из рассказа

Действующие лица: бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже

продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей! Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыт тоже розовые. Я его засуну под рубаху, буду бегать, и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

-Ребята, спасибо за урок!

-До свидания!

Ответы учеников:

Виктор Астафьев родился  в 1924 году в Сибири, на берегу Енисея, в поселке, со всех сторон окруженном тайгой. Виктор рано осиротел: его мать утонула в Енисее, а отец не жил со своей семьей, занимался бродяжничеством.

Детства, как такового, у Виктора не было: он голодал, беспризорничал, жил в детском доме, но на его долю выпадали и светлые моменты, проведенные у бабушки Екатерины Петровны и у деда Ильи Евграфовича.

Когда ему еще не исполнилось 18 лет, он ушел добровольцем на фронт. Вернувшись с войны, начал заниматься литературой.


Став писателем, Виктор Петрович написал автобиографическую книгу «Последний поклон». Эта книга представляет собой целостное произведение, которое состоит из отдельных законченных рассказов. В этих рассказах Астафьев вспоминает те радостные и светлые моменты своего детства, которые он провел с бабушкой Екатериной Петровной.


Один из таких рассказов – рассказ «Конь с розовой гривой», который мы прочитали дома к сегодняшнему уроку.







Слушают учителя.

Записывают тему и цель урока.

Тема урока: В. П. Астафьев. Слово о писателе. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».

Цель урока: проанализировать основные вехи жизни и творчества писателя; дать общее представление о рассказе «Конь с розовой гривой»; разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа.




После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.



Ответы учеников:


-сказка, детство, волшебство – слова записываются на доске

- конь с розовой гривой – пряник




- действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.


Время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.

-повествование ведется от первого лица. Это воспоминания писателя о собственном детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.



-он мечтатель, фантазёр, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня, т.е., для других детей пряник просто вкусный, для рассказчика же с появлением необычного вида хлеба весь мир преображается.


-маленький мальчик, герой рассказа, - сирота. Мать у него утонула, об отце ничего неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать-то ты хоть помнишь?» Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедушки – радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи.



-Учащиеся высказывают своё мнение

-дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо». Быт деревни беден и убог.

-Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей)


-Автор использует сибирские диалектизмы


-Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том, как говорят люди данной местности.

- Автор использует диалектизмы для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни.


Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. 

Диалéкт — местное наречие, говор.
Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.
Значения этих слов даны в сносках.
Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.
Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.

 Бадоги — длинные поленья.

 Заполóшная — суетливая.

  Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.
 Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.

Поскóтина — пастбище, выгон.
Яр — крутой край оврага.
Сенцы – передняя часть строения.

Шуровать – беспокоить.

Зариться – завидовать.

Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме.

Рушник – полотенце.



Быт – 1) Общий уклад жизни, совокупность обычаев, нравов, присущих какому-л. народу, определенной социальной среде и т.п. 2) Повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит (ТСЕ).

-Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки




-Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»


- Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.

- Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

-Описание дома Левонтьевых автор дает концентрированно, описание же дома бабушки Катерины Петровны, семья которой воплощает в себе лучшие традиции русского крестьянства, дается постепенно на протяжении всего рассказа.

Таблицу см. в Приложении № 1.

Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.


Дополнительно!

Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане».



Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.


О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод о походе за ягодами.


-Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.


-Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.











Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают получившиеся на уроке, и выявляют возникшие трудности в освоении материала.













Записывают домашнее задание в дневник.































Благодарят учителя за урок.

-До свидания.

Принимать выделенные действия в учебном материале (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Анализировать Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К),

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П)














Взаимодействие обучающихся со сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации (К)

Формируем умение ориентироваться в статье учебника, представлять информацию в виде плана (П)

Целеполагание (постановка проблемы) (Р)

Построение речевого высказывания (К)

Постановка и формулирование проблемы (П)





















Умение строить речевое высказывание. (К)

Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К)

Самоконтроль и самооценка.(Р)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

Умение работать в группах, строить речевое высказывание. (К)

Умение работать по плану, умение сравнивать.(П)

Выполнение действий по алгоритму (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Учет разных мнений (К);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)






































































Умение строить речевое высказывание. (К)

Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К)

Самоконтроль и самооценка.(Р)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)























































Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Оценивание качества и уровня усвоения (Р);

Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)



Умение составлять собственный текст(П)

Формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)




Приложение № 1



Семья Катерины Петровны                              

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.


«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.


В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.


2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.


Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.



Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.


4. Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.


3