СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе (5 класс). Поможет организовать работу при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации.»

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ  (1924 – 2001 г.) «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1924 – 2001 г.)

«Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой. 1939 год – попал в детский дом. 1942 год – ушёл добровольцем на фронт, награждён орденом Красной Звезды, медалями.  1951 год – начало литературной деятельности.  1953 год- первый сборник рассказов «До будущей весны» .

Основные этапы жизни:

  • Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой.
  • 1939 год – попал в детский дом.
  • 1942 год – ушёл добровольцем на фронт, награждён орденом Красной Звезды, медалями.
  • 1951 год – начало литературной деятельности.
  • 1953 год- первый сборник рассказов «До будущей весны» .
«Васюткино озеро» Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился.

«Васюткино озеро» Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился.

Словарная работа фортуна – бот (рыбосборочный) – паромы, перемёты – паромы – спаренные сети, перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки) патронташ – обколотил (кедры) – коренастый – затесь – бурелом – валежник – тягун - судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт); подводное течение ловушки для рыб небольшое парусное, гребное или моторное судно; зарубки на стволах деревьев; деревья, поваленные бурей;  сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;  залазят на деревья и сбивают кедровые шишки; крепкого сложения, невысокий и широкоплечий; сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

Словарная работа

  • фортуна –
  • бот (рыбосборочный) –
  • паромы, перемёты –
  • паромы – спаренные сети,
  • перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
  • патронташ –
  • обколотил (кедры) –
  • коренастый –
  • затесь –
  • бурелом –
  • валежник –
  • тягун -
  • судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
  • подводное течение
  • ловушки для рыб
  • небольшое парусное, гребное или моторное судно;
  • зарубки на стволах деревьев;
  • деревья, поваленные бурей;
  • сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
  • залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
  • крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
  • сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
«ГЕОГРАФЫ» «ТАЙГА – НАША КОРМИЛИЦА» «ТАЙГА ХЛИПКИХ НЕ ЛЮБИТ»  Какой автор изображает тайгу? Какие уроки даёт тайга Васютке, чему она его научила?

«ГЕОГРАФЫ»

«ТАЙГА – НАША КОРМИЛИЦА»

«ТАЙГА ХЛИПКИХ НЕ ЛЮБИТ»

  • Какой автор изображает тайгу?
  • Какие уроки даёт тайга Васютке, чему она его научила?
«ТОПОГРАФЫ»    Составьте маршрут героя. Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?

«ТОПОГРАФЫ»

  • Составьте маршрут героя.
  • Что открыл Васютка в тайге?
  • Почему так назван рассказ?
«ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ»   Сколько дней и ночей Васютка был в тайге? Когда он заблудился и когда был спасён?

«ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ»

  • Сколько дней и ночей Васютка был в тайге?
  • Когда он заблудился и когда был спасён?

«ПСИХОЛОГИ» Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями, опишите его состояние.

«ПСИХОЛОГИ»

  • Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями, опишите его состояние.
  Какими чертами характера обладал главный герой? Почему Васютка заблудился? Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?

  • Какими чертами характера обладал главный герой?
  • Почему Васютка заблудился?
  • Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?
«СПАСАТЕЛИ» СОСТАВИТЬ ПАМЯТКИ:  «Идущему в лес» и «Если ты заблудился».  НАЗВАТЬ ЗАКОНЫ ТАЙГИ.

«СПАСАТЕЛИ»

СОСТАВИТЬ ПАМЯТКИ:

«Идущему в лес» и «Если ты заблудился».

НАЗВАТЬ ЗАКОНЫ ТАЙГИ.

Памятка:  «Советы идущему в лес» Тщательно продумай маршрут Не забудь взять компас Возьми спички для костра

Памятка: «Советы идущему в лес»

  • Тщательно продумай маршрут
  • Не забудь взять компас
  • Возьми спички для костра
Памятка:  «Если ты заблудился» Не паникуй, успокойся. Прекрати бесполезные движения. Осмотри место, где находишься. Собери хворост, дрова для костра (на ночь) Разожги костёр, приготовь пищу. Приготовь из веток, травы место для ночлега. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка: «Если ты заблудился»

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезные движения.
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
  • Разожги костёр, приготовь пищу.
  • Приготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
ЗАКОНЫ ТАЙГИ Собираясь в лес необходимо брать с собой спички и хлеб. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться. Береги патроны. Будь наблюдательным, внимательным, осторожным. Умей ориентироваться по сторонам света. Помни, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме. НЕ ТЕРЯЙ ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ.

ЗАКОНЫ ТАЙГИ

  • Собираясь в лес необходимо брать с собой спички и хлеб.
  • Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
  • Береги патроны.
  • Будь наблюдательным, внимательным, осторожным.
  • Умей ориентироваться по сторонам света.
  • Помни, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
  • НЕ ТЕРЯЙ ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ.
Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?

Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?

Знания и умения, которые помогли герою выжить: Умение определять стороны света. Найти по типу леса реку. Понять проточный характер озера. Предсказать погоду на завтра. Подстрелить дичь, разделать, запечь. Пользоваться затесями. Запастись дровами. Подготовить ночлег. Экономить запасы.

Знания и умения, которые помогли герою выжить:

  • Умение определять стороны света.
  • Найти по типу леса реку.
  • Понять проточный характер озера.
  • Предсказать погоду на завтра.
  • Подстрелить дичь, разделать, запечь.
  • Пользоваться затесями.
  • Запастись дровами.
  • Подготовить ночлег.
  • Экономить запасы.