Урок чтения в 4 классе
Тема: В.П.Голявкин «После зимы будет лето»
Цель: познакомить детей с творчеством В. В. Голявкина и рассказом «После зимы будет лето».
Планируемые результаты:
предметные: совершенствовать речевые умения, навыка плавного, осознанного чтения; развивать положительные мотивы в учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности; развивать навык работы с книгой, умение находить нужный материал в книге; знакомить обучающихся с произведениями нравственной направленности, умения прогнозировать содержание произведения, , воспринимать на слух художественное произведение,
метапредметные: Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке
Коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста , осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные:учиться выражать свое отношение к герою и его поступкам; воспитывать чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, карточки с заданиями, литературные тексты.
1. «Индукция» — ( Мотивация к учебной деятельности)
У: Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"
- Доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился интересным и продуктивным?
Д. – Настроение должно быть хорошим, деловым.
У. – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение.
У вас на столе лежат смайлики. Покажите мне ваше настроение в начале урока. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
2. Актуализация знаний
Подготавливает речевой аппарат к чтению.
Дети повторяют за учителем.
а) Чистоговорка (в образе: как учительница)
ла-ла-ла-сняли скатерть со стола.
лу-лу-лу-не могу найти пилу
льё-.льё-льё- постирали мы бельё
оль-оль-оль-на крыльце сидит король
б) Скороговорка: Лена искала булавку, а булавка упала под лавку
Какой раздел мы с вами изучаем? (Лето пришло)
3. Постановка цели и задачи урока
Предлагает угадать название текста
- Ребята, предлагаю вам отгадать название нашего рассказа.
Загадка
-Возьмите в руки листочки.
- Зачеркните все числа.
-Что у вас получилось? (После зимы будет лето.)
Сегодня мы познакомимся с творчеством Виктора Владимировича Голявкина и его произведением .
4.Изучение нового материала
Родился Виктор Владимирович 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучало фортепиано. и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках.
Родители очень хотели, чтобы сын стал музыкантом, но музыка давалась крайне тяжело. Виктор Владимирович мечтал о живописи. Окончил художественное училище и Академию художеств по специальности театрально- декорационной живописи.
Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос".
Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть.Пишет о школе, о школьниках, о весёлых и интересных происшествиях с детьми. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. В.В.Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть.
-Что вы узнали об авторе?
- Для кого писал автор?
Физкультминутка.
Презентация
Чтение текста учителем (учащиеся внимательно слушают).
Словарная работа
Рот разинул
Плескаются
5.Первичное закрепление. Беседа по вопросам.
-Кто главный герой рассказа?
-Расскажи, как Ника учился плавать.
-Как ты думаешь, почему Ника не решился плавать в пруду?
- Научится ли Ника плавать, если будет тренироваться только в комнате?
- Что бы ты посоветовал Нике?
6.Организация деятельность учащихся
Чтение учащимися по цепочке.
7.Гимнастика для глаз (презентация)
Глазки широко открыли,
Огляделись, удивились.
Глазки закрываем – они у нас отдыхают.
Снова глазки открываем,
Быстро, быстро все моргаем.
Глазки отдохнули – глубоко вздохнули!
Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!
8.Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте строчки о том, как мальчик учился плавать.
Иногда Виктор Голявкин свои произведения иллюстрировал сам. - Я расскажу вам о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
Давайте и мы с вами представим, что каждый из нас- это автор произведения «После зимы будет лето» и попробуем нарисовать в своих тетрадочках эпизод из рассказа.
8.Подведение итогов урока
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Как вы думаете научился ли Никита плавать?
-Понравился ли вам Никита? Почему?
9.Рефлексия
Рассказы Виктора Владимировича заставляют взрослых вернуться в детство, а детей задуматься о главном, поразмышлять и, конечно, посмеяться от души. А «ЕСЛИ БЫ» вы были детским писателем, какой бы интересный случай из своей школьной жизни описали? Закончите предложение:
«Если бы я был писателем…»
Предлагает высказать своё мнение об уроке.
-Покажите своё настроение.
-Доволен ли ты своей работой?
10. Выставление оценок.
-Оцените свою работу на уроке.