

ТРЕНИНГ
Жмака Л .В.
«Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо,
и что такое плохо»? –
В.В. Маяковский
Хороший родитель, тот родитель, который понимает что такое самооценка личности и ее значение в воспитании своего ребенка. Самооценка на первом месте среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии их как личности. Самооценка это способность человека честно, с любовью оценить себя еще и по достоинству.
Когда формируется самооценка? В школе, в семье, с рождения или в утробе матери? Когда формируется компетентность? Когда ребенок скажет «я смогу, я могу, я умею, у меня получится, я справлюсь и т.п.» умеет ли он давать себе оценку, завышая ее или занижая. Признается ли он себе или родителям «я слабый, я не очень умный, все говорят, что я плохой, нет у меня таланта, я не красивый и т.п.» А может наоборот произносит себе и родителям «я лучше всех, все хуже меня, я самый красивый и т. п.»
Можно ли считать завышенный или заниженный самоанализ неблагоприятным фактором?
Цель тренинга:
привлечь внимание родителей к своему ребенку и оценить состояние компетентности и социальной значимости в его воспитании.
Родителям предложить ситуацию, но при условии, что они дома с ребенком об этом не говорили, и воспитатель с детьми эту беседу не проводил.
Давайте выясним самооценку вашего ребенка. Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из десяти ступенек или просто шкала 0 до 10.
Ситуация.
Представьте себе, на верхней ступеньке находятся самые красивые, умные, веселые и находчивые ребята. У них все получается, их любят родители, они хорошо учатся. А на самой низкой: те кого часто бьют в школе другие дети, с ним никто не дружит, плохо учится, не может добиться успеха, конфликтен и часто конфликтует с родителями. Все остальные дети расположились на других ступеньках. Найдите место своего ребенка.
Обсуждение ситуации.
Родителям не нужно говорить, на какой ступени находится их ребенок, если они этого не хотят. Они могут просто включаться в беседу, выступать и обсуждать. Да и воспитатель тоже не знает, как дети оценивают сами себя.
Если ребенок, по мнению родителей, находится на 1 – 3 месте, это тревожный симптом. Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз говорили с сыном (дочерью) последний раз по душам, когда вы последний раз произносили слова «ты у меня красавица, ты у меня молодец». Говорили ли вообще эти слова?
Назрела необходимость пересмотреть свои отношения с ребенком. Может проблема в семейном укладе. Может быть его беспокоят школьные проблемы, «Достучитесь до него и покажите, что он вам не безразличен и его проблемы, это и ваши проблемы».
Беседуя с ребенком, набирайтесь терпения. Сосредотачивайтесь на том, что он делает много хорошего. Главное прояснить, верит ли он в свой успех, сможет ли он быть выше, лучше. Не пытайтесь за любую провинность сразу наказывать детей, а может, он искал ответ и ошибся, имеет он на это право? Да имеет. Чаще хвалите его, но в меру, чтобы не зазнался. Отмечайте успехи всей семьей, радуйтесь вместе с ним. Говорите правду ему, ничего искусственно не придумывайте, не преувеличивайте. Дети особо чувствуют фальши взрослых и потом нас же в этом обвиняют. И часто подобные ситуации отталкивают детей от родителей, и тогда говорим себе, что мы хотели как лучше. Нужно прислушиваться к мнению ребенка, иногда оно оказывается верным, даже если идет в разрез с вашим. Дайте ему возможность самореализовать себя.
Чаще говорите ему «ты у меня молодец, я горжусь тобой». Но, если была ситуация, и вы сильно огорчились, не накидывайтесь на него, оскорбляя его, а лучше скажите «я была лучшего мнения о тебе или ты меня разочаровал». Старайтесь в каждой ситуации быть с ребенком своим добрым и желать ему удачи и успехов.
Родителям предложить ситуацию, но при условии, что воспитатель уже знает самооценку детей, так как провел с ними предварительную беседу.
Самое неожиданное и интересное может оказаться, что мнение родителей и детей может не совпадать. И в таком случае педагогу нужно быть очень корректным и не пытаться останавливаться и сосредотачиваться на том, что сказали дети о себе. Это вызовет в родителях не желание общаться с педагогом.
Родители же в свою очередь такую самооценку могут провести с ребенком дома. И, если окажется совпадение мнений, то это уже похвально. А, если мнение не совпало, то будет понятно, кто ошибается. Но все равно, родитель должен похвалить своего ребенка. Говорите с ребенком словами «ты оказался на таком уровне, но ты нашел в себе мужество признаться в этом и это уже достойно похвалы». Я думаю, что мы будем вместе стремиться, чтобы ты преодолевал препятствия и достойно выходил из любых ситуаций, а главное поднимался все выше и выше.
Общаясь с родителями, педагог должен знать, что родители по разному предъявляют требования к своим детям и им кажется, что это верный шаг в достижении той или иной цели. Например, одни исполняют тактику в отношениях с ребенком, сознательно отгораживаясь от него. Так они считают, воспитывается сильная личность. Они предоставляют ему возможность быть самостоятельным. Часто мало интересуются его проблемами и нередко оказываются перед фактами, когда необходимо их вмешательство в события, чтобы заглушить серьезные проблемы.
Гиперсоциальные родители это те, родители, которые требуют незамедлительного подчинения к себе. Они требуют безоговорочного послушания и дисциплины, жестко контролируют жизнь своего ребенка, стараются навязать ему свою волю, свое «правильное» понимание. Они следят за ребенком и требуют от него социальной успешности. Ребенок для них как продолжение своей собственной жизни.
Инфантильные родители вообще считают ребенка не готовым к жизни без их помощи, потому они ограждают его от всех жизненных трудностей. И трудно оказаться такому человечку на пути преодоления препятствий.
В продолжении тренинга предложить родителям высказаться по вопросам:
1. приняты в семье запреты и запрещения и на что ваш ребенок имеет право, а на что не имеет?
2. чем чаще вы воздействуете на ребенка: внушением, наказанием или чем- то другим?
3. часто ли вы с ним общаетесь, или от случая к случаю?
4. с кем чаще всего делится своими впечатлениями ребенок?
В конце занятия можно сформулировать основные правила правильного или неправильного воспитания, что и будет основной памяткой для родителей.
Ошибки неправильного воспитания
Не пугайте детей и не угрожайте им.
Не воспитывайте тогда, когда лопнуло терпение.
Не выделяйте своего ребенка среди сверстников, говоря ему, что он хуже их или не обращай внимания на них. Они все хуже тебя.
Выполняйте всегда сами требования, если предъявляете их ребенку.
Плохо требовать сегодня одно, а завтра другое.
Не вводите ребенка в обман. А когда он откроется, то кто будет виноват?
Не исполняйте мгновенно его просьбы, может он сам исполнит свое желание.
Не перегружайте его удовольствиями. Я не дополучил этого в детстве, так пусть хоть мой ребенок получит.
Воспитательная задача:
Часто ребенок в истерике и просит и бьется головой, чтобы исполнили его просьбу. Есть даже дети шантажисты. Если это не болезнь, игнорируйте. Не беспокойтесь, ему не больно, но позаботьтесь, чтобы он действительно не ушибся. И он скоро поймет, что это не проходит и придумает что-то другое. И если оно снова не пройдет, ребенок кое - что поймет, а вы ловите это время и не упускайте шанс сделать ребенка своим большим другом.