СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь учителю. Подготовка к ВПР по русскому языку 5 – 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю русского языка. Подготовка к ВПР по русскому языку   для 5 – 6 классов.

Просмотр содержимого документа
«В помощь учителю. Подготовка к ВПР по русскому языку 5 – 6 класс.»

В помощь учителю русского языка.

Подготовка к ВПР по русскому языку 5 – 6 класс.

МКОУ «Арефьевская ООШ»

Составил: учитель Чистякова С.В.



5 класс: 12 заданий. 60 мин.

Задание №1 5класс

  • Переписать текст. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Орфограммы, которые отрабатываем:

  • Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные и согласные в корне.

  • -О-//-Ё- после шипящих в корне, суффиксе и в окончании.

Запомни! В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и -Ц-

под ударением – -О-

без ударения – -Е-

  • Правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

  • Правописание мягкого знака.

  • -ТСЯ//-ТЬСЯ.

Частица НЕ с глаголами.


6 класс: 14 заданий 90 мин.

Задание №1 6 класс

  • Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные и согласные в корне.

  • -О-//-Ё- после шипящих в корне.

Запомни! В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и -Ц-

под ударением – -О-

без ударения – -Е-


В корне слова после шипящих под ударением –Ё

ЕСЛИ МОЖНО ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ с –Е!

ёлк – шелка прошёл – шедший чёлка – чело жёлтый – желтеть https://resh.edu.ru/subject/lesson/1026/

!НО исключения

шов, шорох, крыжовник, капюшон, шомпол, трущоба (чащоба), чопорный, шорты, обжора, изжога

Запомните! Ожог руки. НО! Ожёг руку


  • Правописание окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

  • Правописание мягкого знака и твёрдого знака.

  • -ТСЯ//-ТЬСЯ.

  • Частица НЕ с глаголами.

  • -Н-//-НН- в прилагательных.

  • Правописание сложных прилагательных.

  • Частица НЕ с прилагательными.

  • Правописание прописной с строчной буквы.


ОРФОГРАФИЯ 5-6

Правописание гласной в корне

5-6 Проверяемые гласные в корне:

подобрать проверочное слово.


5-6 Непроверяемые гласные в корне:

выучить (сверяем по словарю)


Чередование гласной в корне


Внимание!

-бер-/-бир-… -чет-/-чит-…

это один корень! это один корень!

  • Подбирать проверочные слова нельзя!

  • Ориентируемся только на правила!

  • Учитываем лексическое значение слова!


-кос-//-кас-

если после корня стоит суффикс А, то в корне – А.

если нет суффикса А, то в корне – О.

*прикосновение, касаться


-БЕР-//-БИРА- -СТЕЛ-//-СТИЛА-

-ПЕР-//-ПИРА- -БЛЕСТ-//-БЛИСТА-

-ДЕР-//-ДИРА- -ЖЕГ-//-ЖИГА-

-ТЕР-//-ТИРА- -ЧЕТ-//-ЧИТА-

-МЕР-//-МИРА-

*стелить, упираться, собираться, сочетание(иск)


-гор-/-гар-

под ударением пишем то, что слышим

*загар, нагар

без ударения – О

*загорелый, выгореть

!Исключения - выгарки, изгарь, пригарь


-лаг-/-лож-

! Если после корня есть суффикс А, то в корне – А!

! перед Г пишется А

перед Ж - О

*изложение – излагать, расположение – располагать.

! Исключение – полог

-раст-/-ращ/-рос-

! Перед -СТ-//-Щ- пишется А!

Перед -С- пишется -О-

Исключения: СМ в учебнике


-зар-/-зор-

под ударением пишем то, что слышим.

*зарево, зорька

без ударения – А

*зарница, заря

!Исключения – зоревать, зорянка


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных


Падеж

1-ое скл.

2-ое скл.

3-е скл.

Р. п.

–и/–ы

земли, мамы

 

–и

ночи

Д. п.

–е

земле, маме

 

–и

ночи

П. п.

–е

(о) земле, о маме

–е

(о) яблоке

–и

(в) ночи


!НО!


Существительные, оканчивающиеся на -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ

В ЭТИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ при изменении по падежам ПИШЕТСЯ ТОЛЬКО -И-

*о лекции, конституции, предложении, комментарии

И. п.

армия

планетарий

задание

Р. п.

армии

 

 

Д. п.

армии

 

 

П. п.

(об) армии

(о) планетарии

(о) задании


Все глаголы можно разделить на ДВА спряжения


I спряжение

определяем по инфинитиву

Все на -ать(кроме 4) -ять

-уть -ють

-оть -ыть

-еть (кроме 7)

+ исключения

БРИТЬ

СТЕЛИТЬ

II спряжение

определяем по инфинитиву

Все на –ить, КРОМЕ двух

4 на -ать: ГНАТЬ ДЫШАТЬ ДЕРЖАТЬ СЛЫШАТЬ

7 на -еть: ЗАВИСЕТЬ ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а потом

ТЕРПЕТЬ ВЕРТЕТЬ НЕНАВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ


определяем по инфинитиву, если ударение падает на основу слова

I спряжение

-ЕШЬ/-ЁШЬ *мечтаешь

-ЕМ/-ЁМ отвечаем

-ЕТ/-ЁТ связывает / бережёт

-ЕТЕ/-ЁТЕ бреете

-УТ скажут

-ЮТ лелеют

II спряжение

-ИШЬ *слышишь

-ИМ держим

-ИТ гонит

-ИТЕ зависите

-АТ дышат

-ЯТ видят


Частица НЕ с глаголами пишется раздельно!

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/ne-s-glagolami.html


не прочитал книгу;

не смотрю в окно;

не звонит телефон;

не хотелось бы опаздывать;

не молчи

не кричите.


негодовать

недоумевать

нездоровится

неволить

неймётся

ненавидеть

невзлюбить

неистовствовать

несдобровать

невзвидеть света.




НО! Имена прилагательные, образованные бессуффиксным способом, пишутся -Н- *юный свиной румяный зелёный







Тире между подлежащим и сказуемым

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_172 ; https://www.youtube.com/watch?v=ssFKlYJFV0c (видео); https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/201-tiremegdupodlegawimiskazuemymupragniniyaitest.html (видеотьютор по русскому языку)

Тире ставится между подлежащим и сказуемым в простом предложении, когда они выражены:

двумя существительными

*Книга – источник знаний.

двумя числительными

*Пятью восемь – сорок.


Тире ставится между подлежащим и сказуемым в простом предложении, если они выражены:

двумя инфинитивами



*Жить – Родине служить.

существительным и инфинитивом 

*Превосходная должность – быть человеком.


ЗАПОМНИ!

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым в простом предложении, когда они выражены:

личным местоимением и существительным:

*Он скептик.


Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым в простом предложении, когда они выражены:

любыми частями речи или между ними есть частицы  не, точно или союзы как, как будто

*Бедность не порок.

*Пруд как сталь.


Запятая между однородными членами предложения


Запятая ставится

между двумя и более однородных членов без союзов: 

*Звуки росли, крепли, ширились.

между однородными членами

с союзами а, но, да (= но)

*Он поворчал, но согласился.

между однородными членами с повторяющимися союзами 

и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то

*И берег, и море молчали. 

*Не то север, не то восток.


Запятая НЕ ставится

между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): 

*Красные и синие цветы. 

внутри группы однородных членов, соединенных попарно: 

*Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.



Задание №2. 5 - 6 класс.

  • Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

  • (1) – фонетический разбор;

  • (2) – морфемный разбор;

  • (3) – морфологический разбор;

  • (4) – синтаксический разбор предложения.


https://textovod.com/accent тренировка


https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/17/fonetika-obrazets-foneticheskogo-razbora

Порядок фонетического разбора

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

морковь - мор-кóвь

м  – [м]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

о  –  [а]  - гласн., безуд.

р  –  [р]  - согл., сонорн. непарн., тв. парн.

к  –  [к]  - согл., глух. парн., тв. парн.

о  –  [о]  - гласн., ударн.

в  –  [ф']  - согл., глух. парн., мягк. парн.

ь  – [ ]

___________________________

7 букв, 6 звуков

http://olgadyachenko.ru/morfemnyj-razbor-slova-primery.html; Игра Составь слово из морфем .docx

Порядок морфемного разбора

1. Окончание и основа; значение окончания.

2. Корень; подобрать 2—3 однокоренных слова.

3. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).

Порядок синтаксического разбора

1. Вид предложения по цели высказывания.
2. Вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения).
3. Грамматическая основа (главные члены) предложения.
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены (если есть).
7. Обращения (если есть).





Задание №2. Синтаксический разбор предложения 6 класс.

Порядок синтаксического разбора предложения

1. Вид предложения по цели высказывания.

2. Вид предложения по эмоциональной окраске.

3. Грамматическая основа (грамматические основы).

Простое предложение

4. Главные члены предложения.

5. Второстепенные члены предложения (если есть).

6. Распространённое или нераспространённое.

7. Однородные члены предложения (если есть).

8. Обращение (если есть).

Сложное предложение

4. Простые предложения в составе сложного, их основы.

5. С помощью союзов или без союзов соединены части сложного предложения.


Простое предложение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7650/conspect/301714/




Примеры заданий

1.Определите, чем осложнено предложение?

О Русь, Русь, куда же ты мчишься? (Н. Гоголь)

1) однородными членами;

2) обращением.

Разбор задания: Вспоминаем, Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение. Ответ: 2.

2.Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.

1) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое;

2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;

Разбор задания: Внимательно читаем характеристику предложения и анализируем самостоятельно: по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по составу грамматической основы – двусоставное, есть второстепенные члены – распространённое, в предложении три сказуемых – осложнённое. Первый вариант неверный.

Ответ: 2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми

Сложное предложение

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7652/conspect/301745/


Примеры заданий

Определите, верную характеристику предложения.

Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох

  1. простое, осложнено однородными членами;

  2. сложное, союзное;

  3. сложное, бессоюзное

Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.


Определите сложное предложение.

1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.

2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.

4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.

Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.

Ответ: 2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.


Языковые разборы 5 - 6 класс

Порядок морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: начальная форма (именительный падеж единственного числа); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; || падеж, число.

III. Синтаксическая роль.


Порядок морфологического разбора прилагательного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:
начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

/качественное, относительное или притяжательное – 6кл/
/степень сравнения – 6кл/;
краткая или полная форма; род (в ед. ч.); || падеж, число.

III. Синтаксическая роль.

Порядок морфологического разбора глагола

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

начальная форма (неопределённая форма); вид; спряжение; /переходность, возвратность – 6кл/ || число; время; лицо; род (если есть), /наклонение – 6кл/.

III. Синтаксическая роль.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?

  2. Н. ф. – Москва.
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?

  2. Н. ф. – отделение.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.


После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем (песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?

  2. Н. ф. – горячий.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное (6кл); есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.

  3. В предложении выполняет роль определения.

(От) южного (солнца)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?

  2. Н. ф. – южный.
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.

  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?

  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?

  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несов., вид;
        2) невозв;     3) перех;     4) II спр.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявит накл;    2) наст вр;
        3) ед. ч;     4) 2-го л.

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки 1) несов вид;    2) возврат     3) неперех;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?

  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) несовершенный вид;
        2) невозвратный;
        3) переходный;
        4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) повелительного наклонения;
        2) единственного числа;
        3) 2-го лица.

  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

 

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?

  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
        1) совершенный вид;
        2) возвратный;
        3) непереходный;
        4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
        1) изъявительного наклонения;
        2) прошедшего времени;
        3) единственного числа;
        4) женского рода.

  3. В предложении является сказуемым.


Задание №3. 5 - 6 класс. -Поставьте знак ударения в следующих словах.

столЯр, тОрты, арбУз, красИвее, дЕфис, понялА, облегчИть, шАрфы, досУг, алфавИтный, положИла, статУя, киломЕтр, звонИт, щавЕль, портфЕль, докумЕнт, началА, инструмЕнты, срЕдство, тУфля, подбодрИть, дремОта, премировАть, недУг, тОтчас, Изредка, экспЕр, каталОг.


Задание №4. 5 - 6 класс.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.


Рядом с каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

В (пред) ночной (прил) тишине (сущ) отчётливо(нар) слышу (глаг) дыхание (сущ) земли (сущ).


Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.


Выбери части речи, которые отсутствуют в предложении:

1.Спят в каменных домах люди, редко прошумит машина. (По И.С. Соколову-Микитову)

а) существительное б)прилагательное в)числительное г)местоимение д) глагол е)наречие ж)союз з)предлог и)частица к)междометие

2. Один кошель я купил у него. (По И.С. Соколову-Микитову)

а)существительное б)прилагательное в)числительное г) местоимение д) глагол е) наречие ж) союз з) предлог ичастица к) междометие

3. Ох! У меня триста рублей. (По Н.В. Гоголю)

а)существительное б)прилагательное в)числительное г) местоимение д) глагол е) наречие ж) союз з) предлог и) частица к) междометие

Части речи. 5 – 6 класс.


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное – 6кл

Местоимение

Глагол

Наречие: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?


СЛУЖЕБНЫЕ

Предлог

Союз

Частица

Задание №5 - 7. 5 - 6 класс. Знаки препинания.




Задание №8 – 12//14. 5 - 6 класс. Лексика. Фразеология. Типы речи.


Лексика – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

-общеупотребительные слова,

-слова высокого стиля (книжная лексика: *лик-лицо),

-антонимы, синонимы, омонимы,

-профессионализмы,

-неологизмы,

-диалектизмы

-устаревшие слова.


Фразеологизм – устойчивое словосочетание, употреблённое в переносном значении (его можно заменить одним словом).

Фразеологизм является одним членом предложения.

*Засучив рукава – усердно.

*Бить баклуши – бездельничать.


Типы речи 5 класс

Повествование https://www.youtube.com/watch?v=_vdjfClE_oI

Что происходит?

Когда?

Где?

Сообщение

о чём-либо

(можно снять фильм)


Описание https://www.youtube.com/watch?v=DJFWZ0v2lbk

Какой?

Какая?

Какие?

Описывается помещение или личность


Рассуждение https://www.youtube.com/watch?v=Jg3nkqdoLyA

Что?

Что из этого следует?

Тезис.

Доказательства.

Вывод.




Примечание! Многие материалы взяты: из Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/ ; https://infourok.ru/ ; https://multiurok.ru





Подготовка к ВПР по русскому языку 5 – 6 класс.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!