Урок по творчеству А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Цели урока: *показать актуальность и вневременную ценность произведения Платонова;
*раскрыть образную систему рассказа;
*помочь детям понять скрытый смысл, выделить художественные особенности прозы Платонова;
*развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
*воспитывать гуманное отношение к людям, положительное отношение к дружбе и товариществу.
Оборудование: портрет писателя, паровозик с пятью вагончиками.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, игровые моменты.
Ход урока.
Приветствие и организационный момент.
Эпиграф урока. Надо относиться к
людям по – отцовски.
А.Платонов.
Слово учителя. Рассказ писателя во многом автобиографичен. А.П.Платонов (Климентов) родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано- с 14 лет- начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии- был помощником машиниста на паровозе. Тогда же начал и писать. Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный и даже тоскливый. На нас смотрит человек, который познал много горя в жизни.
Обобщим основные сведения из биографии.
*Нищета, голод;
*горечь утрат;
*непосильный труд (работал уже с 14 лет);
*смерть сына;
*ранение на фронте.
Но! Оставил нам свои книги, полные добра и человечности.
Итак, обратимся к произведению. Главный герой рассказа, кто он? Александр Васильевич Мальцев - лучший паровозный машинист в Толубеевском депо. Обратите внимание на особенности прозы Платонова, его мастерство: главный герой назван лучшим, профессионалом и показано уважительное к нему отношение других людей, автор называет его по имени и отчеству. С самого начала мы узнаем место действия рассказа – Толубеевское депо.
Для того, чтобы прочувствовать и понять смысл данного рассказа, мы с вами тоже отправимся в путешествие и тоже на поезде, а звание «лучший машинист» достанется тому, кто будет самым активным на уроке. Итак, в путь? Назовем наш маршрут «Дорога к счастью». *Ребята, а что вы понимаете под словом счастье? (ответы детей).
А.Платонов вывел свою формулу счастья.
Это Родина, любимая работа, семья.
Итак, в путь!
* Открываем 1 главу. Взяли в руки простой карандаш и легонько, чтобы не испортить книгу, подчеркнем фразы о таланте машиниста Мальцева. Первая наша станция – «Талант».
Для самого автора техника значит многое. Он восхищается мощью механизма. В некоторых строчках ясно видно, как Платонов уважительно относится к человеку, придумавшему машину. Да и мы с вами разве не восхищаемся людьми, придумавшими, например, компьютер? А еще Платонов и его герой испытывают радость от работы, нужной людям. Вот он пишет, что это радость, как при первом чтении стихов Пушкина. А ведь Пушкин- это гордость нации, литературы. Давайте и мы с вами, чтобы испытать эту радость, прочитаем всем известное стихотворение «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче…. Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А вот и следующая станция. Сейчас у нас с вами проверят билеты. А чтобы все прошли этот контроль, давайте поговорим о профессиональных словах, которые встречаются в этом тексте. Кстати, как вы думаете, зачем автор их в таком большом количестве включает в рассказ? ( Они придают интерес, значительность, весомость.) Игра называется «Крестики- нолики». А станция, на которую мы прибыли называется «Профессионализм».
На всех словах - события
печать,
Они дались недаром человеку.
Букса-
*А) деталь в колесе вагона
Б) сам вагон
В) крыша вагона
Тендер-
А) запасная дверь
*Б) вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
А) поклон
*Б) прибор
В) труба вагона
Инжектор-
А) человек, проверяющий пути
Б) светофор
*В) насос
Петарда-
А) фуражка машиниста
*Б) снаряд сигнальный для остановки поезда
В) кобура.
Бандаж-
*А) приспособление для колеса
Б) рычаг
В) рельсы
Наволочь-
*А) тучи
Б) мешок
В) снег
Кичиться-
А) радоваться
*Б) хвастаться
В) плакать
Кучный-
А) серый
Б) прозрачный
В) густой
Молодцы! Едем дальше.
Третья станция называется «Последняя поездка машиниста Мальцева».
*Каким мы видим машиниста Мальцева 5 июля? (Его увлекло зрелище грозы).
*Почему поездка оказалась последней? (Удар высших сил. Человек не в силах противостоять природе. Мальцев бросил вызов. Вел поезд автоматически, допустил ряд нарушений: мимо желтого светофора, красного, сигналов. Он ослеп от близкого разряда молнии).
Полустанок. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, какая погода была в тот день.
Четвертая станция называется «Следствие».
3 гл.
*Каким автор изображает следователя?
(Недоверчивым, равнодушным).
*Почему следователь говорит о тюрьме?
(Мог создать аварийную обстановку).
Внимание! Вы устали? Рассказ действительно требует концентрации внимания, так как интонация напряженная и тревожная. Давайте выйдем из вагона и сделаем небольшую разминку.
(Физминутка)
Льет дождь, холодный точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Пятая станция. «Неудачный эксперимент».
Проблемный вопрос: «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
*Почему Костя не успокаивается?
(Пытается помочь).
*Почему Мальцев постарел?
(Потерял смысл жизни).
*Как расстаются Костя и следователь?
(Дружелюбно).
Ну вот и конец нашего пути. Мы прибыли на станцию «Спасение».
Ученик спасает учителя своей верой и преданностью.
Давайте подведем итог.
Как представлены в рассказе 2 мира?
Прекрасный Яростный
Радость Враждебность
Творчество Стихия
Красота природы Неудачи
Болезни
Против Мальцева:
*гроза *слепота *равнодушие
(беспомощность) людей
Вывод: яростный мир дает человеку возможность проявить себя, утвердиться и понять красоту мира и смысл жизни.