СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В прекрасном и яростном мире"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гуманного отношения к людям, положительного отношения к дружбе и товариществу.

Просмотр содержимого документа
«"В прекрасном и яростном мире"»

Урок по творчеству А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».


Цели урока: *показать актуальность и вневременную ценность произведения Платонова;

*раскрыть образную систему рассказа;

*помочь детям понять скрытый смысл, выделить художественные особенности прозы Платонова;

*развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять существенные признаки и свойства;

*воспитывать гуманное отношение к людям, положительное отношение к дружбе и товариществу.


Оборудование: портрет писателя, паровозик с пятью вагончиками.


Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, игровые моменты.


Ход урока.


  1. Приветствие и организационный момент.

  2. Эпиграф урока. Надо относиться к

людям по – отцовски.

А.Платонов.

  1. Слово учителя. Рассказ писателя во многом автобиографичен. А.П.Платонов (Климентов) родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано- с 14 лет- начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии- был помощником машиниста на паровозе. Тогда же начал и писать. Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный и даже тоскливый. На нас смотрит человек, который познал много горя в жизни.

Обобщим основные сведения из биографии.

*Нищета, голод;

*горечь утрат;

*непосильный труд (работал уже с 14 лет);

*смерть сына;

*ранение на фронте.

Но! Оставил нам свои книги, полные добра и человечности.

  1. Итак, обратимся к произведению. Главный герой рассказа, кто он? Александр Васильевич Мальцев - лучший паровозный машинист в Толубеевском депо. Обратите внимание на особенности прозы Платонова, его мастерство: главный герой назван лучшим, профессионалом и показано уважительное к нему отношение других людей, автор называет его по имени и отчеству. С самого начала мы узнаем место действия рассказа – Толубеевское депо.

  2. Для того, чтобы прочувствовать и понять смысл данного рассказа, мы с вами тоже отправимся в путешествие и тоже на поезде, а звание «лучший машинист» достанется тому, кто будет самым активным на уроке. Итак, в путь? Назовем наш маршрут «Дорога к счастью». *Ребята, а что вы понимаете под словом счастье? (ответы детей).

    • А.Платонов вывел свою формулу счастья.

    • Это Родина, любимая работа, семья.


Итак, в путь!

* Открываем 1 главу. Взяли в руки простой карандаш и легонько, чтобы не испортить книгу, подчеркнем фразы о таланте машиниста Мальцева. Первая наша станция – «Талант».

Для самого автора техника значит многое. Он восхищается мощью механизма. В некоторых строчках ясно видно, как Платонов уважительно относится к человеку, придумавшему машину. Да и мы с вами разве не восхищаемся людьми, придумавшими, например, компьютер? А еще Платонов и его герой испытывают радость от работы, нужной людям. Вот он пишет, что это радость, как при первом чтении стихов Пушкина. А ведь Пушкин- это гордость нации, литературы. Давайте и мы с вами, чтобы испытать эту радость, прочитаем всем известное стихотворение «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче…. Погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


А вот и следующая станция. Сейчас у нас с вами проверят билеты. А чтобы все прошли этот контроль, давайте поговорим о профессиональных словах, которые встречаются в этом тексте. Кстати, как вы думаете, зачем автор их в таком большом количестве включает в рассказ? ( Они придают интерес, значительность, весомость.) Игра называется «Крестики- нолики». А станция, на которую мы прибыли называется «Профессионализм».

На всех словах - события

печать,

Они дались недаром человеку.

Букса-

*А) деталь в колесе вагона

Б) сам вагон

В) крыша вагона

Тендер-

А) запасная дверь

*Б) вагон для запасов воды

В) паровоз

Реверс-

А) поклон

*Б) прибор

В) труба вагона

Инжектор-

А) человек, проверяющий пути

Б) светофор

*В) насос

Петарда-

А) фуражка машиниста

*Б) снаряд сигнальный для остановки поезда

В) кобура.

Бандаж-

*А) приспособление для колеса

Б) рычаг

В) рельсы

Наволочь-

*А) тучи

Б) мешок

В) снег

Кичиться-

А) радоваться

*Б) хвастаться

В) плакать

Кучный-

А) серый

Б) прозрачный

В) густой


Молодцы! Едем дальше.


Третья станция называется «Последняя поездка машиниста Мальцева».

*Каким мы видим машиниста Мальцева 5 июля? (Его увлекло зрелище грозы).

*Почему поездка оказалась последней? (Удар высших сил. Человек не в силах противостоять природе. Мальцев бросил вызов. Вел поезд автоматически, допустил ряд нарушений: мимо желтого светофора, красного, сигналов. Он ослеп от близкого разряда молнии).


Полустанок. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, какая погода была в тот день.




Четвертая станция называется «Следствие».

3 гл.

*Каким автор изображает следователя?

(Недоверчивым, равнодушным).

*Почему следователь говорит о тюрьме?

(Мог создать аварийную обстановку).


Внимание! Вы устали? Рассказ действительно требует концентрации внимания, так как интонация напряженная и тревожная. Давайте выйдем из вагона и сделаем небольшую разминку.

(Физминутка)


Льет дождь, холодный точно лед,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.



Пятая станция. «Неудачный эксперимент».

Проблемный вопрос: «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»

*Почему Костя не успокаивается?

(Пытается помочь).

*Почему Мальцев постарел?

(Потерял смысл жизни).

*Как расстаются Костя и следователь?

(Дружелюбно).



Ну вот и конец нашего пути. Мы прибыли на станцию «Спасение».

Ученик спасает учителя своей верой и преданностью.

Давайте подведем итог.

Как представлены в рассказе 2 мира?

Прекрасный Яростный


Радость Враждебность

Творчество Стихия

Красота природы Неудачи

Болезни


Против Мальцева:


*гроза *слепота *равнодушие

(беспомощность) людей



Вывод: яростный мир дает человеку возможность проявить себя, утвердиться и понять красоту мира и смысл жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!