Мастер п/о: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Кротенко И.А. старший мастер: зам. дир. по УПР:
______________ ________________ __________________
План урока
Адресная категория
Условия проведения: учебная лаборатория
Группа: организация питания
Специальность, квалификация: повар
Курс, год обучения: третий, первый
Учебная тема: Приготовление холодных блюд и закусок
Тема занятия: Приготовление салата «Винегрет», «Бутерброды»
Вид урока: урок практикум
Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ
Организационная форма: индивидуальная, работа в парах
Межпредметные связи: технология приготовления пищи: «Холодные блюда и закуски»; охрана труда: «Требования к эксплуатации оборудования»; основы физиологии питания, санитарии и гигиены; «Санитарные требования к организации производства», «Личная гигиена»; оборудование предприятий питания «Тепловое оборудование»: товароведение «Свежие овощи, плоды, грибы и продукты их переработки»; торговые вычисления: «Расчет сырья технологических карт»; Рыночная экономика: «Издержки производства»; Основы стандартизации, метрологии и сертификации «Сертификаты»; химия «Изменение белков, углеводов, жиров при тепловой обработке»; физика «Диффузия», «Тепловые процессы»; математика «Свойства объемов тел», «Многогранники», «Тела вращения»; русский язык: «Терминология»; Информатика «Алгоритмизация – окна формы и объекты, события и методы»
знать:
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении холодных блюд и закусок;
последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья и при приготовлении холодных блюд и закусок;
способы и варианты оформления холодных блюд и закусок;
правила хранения и требования к качеству холодных блюд и закусок;
виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
уметь:
проверять органолептическим способом качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления холодных блюд и закусок;
оценивать качество готовых изделий холодных блюд и закусок;
Цели урока:
-сформировать у обучающихся знания технологического процесса приготовления салата винегрет, бутербродов.
-способствовать обеспечению правильной последовательности ведения технологического процесса при приготовлении салата винегрет, бутербродов;
- развивать самостоятельность, уважение друг другу, наблюдательность, трудолюбие, интерес к выбранной специальности.
Методическая цель: «Формирование у студентов профессиональных способностей использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий».
Планирование урока
№ этапа | Этапы урока (шаги) | Время (мин) | Содержание этапа | Метод обучения (методические приёмы) | Средства, учебные материалы |
1. | Организационный этап | 3-7 минут | Приветствие на 3-х языках. Выявление отсутствующих/староста/; | Информационный, регистрационный Установка контакта с группой | Журнал |
Организация внимания и готовность участия студентов к уроку: - проверка готовности студентов к уроку\санитарное состояние формы\
- мотивация студентов на работу «Шеф-повар»
| Организация внимания Визуалиация | Демонстрация видеоролика |
2. | Вводный этап | 5 минут 3 минуты 15 минут | Повторение правил поведения на уроке: - один говорит, остальные слушают; - сначала подумай, а потом говори; - сначала подумай, а потом делай. Ребята, назовите изучаемую тему, которую мы разбираем на протяжении в течении недели («Французская кухня совершенство кулинарии»). Ребята учебная тема сегодняшнего урока «Приготовление холодных блюд и закусок», а тема занятия приготовление салата «Винегрет» и бутербродов. Господа 3-го курса вскоре вы окончите наш колледж и выйдите специалистами. Есть у в нашей группе и такие студенты, которые на протяжении всего времени учатся хорошо. И не случайно сегодня у нас присутствуют студенты первого курса. Наставниками для первокурсников сегодня станут наши хорошисты. Ваша задача помогать во всем и обучить простой нарезке овощей и приготовлению салата «Винегрет», а также бутербродов. И так, наш урок будет строиться следующим образом: 1. На вводном инструктаже мы посмотрим презентацию, заполним учебной модуль, выполним задания в специальной программе на персональных компьютерах. 2. На текущем инструктаже вы приготовите блюда согласно расчетам инструкционно-технологических карт, оформите их для подачи. 3. На заключительном инструктаже мы подведем итоги, разберем ошибки. | Информационный погружение в тему | План урока (опорный конспект) Мультимедийная презентация |
4.Холодные закуски – это блюда, с которых начинается любая трапеза. В первую очередь к холодным закускам относят бутерброды, сандвичи, тартинки, канапе, мясные и рыбные изделия, а также пирожки, маринованные грибы и соленья, салаты. * Салаты из овощей - вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырных и вареных овощей. Современный, словарь толкует слово «салат» как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Чем можно заправить салат? Салат из свежих овощей заправляют смесью подсолнечного масла, сахара, соли, слабого раствора уксуса, перца, салатными заправками; салат из вареных овощей – сметаной или майонезом. Знаете ли Вы, что бутерброд изобрел математик живший в германии. Внимание на экран. 5.А теперь я вас прошу открыть учебный элемент и ознакомиться с его содержанием. На странице 3 вы ознакомитесь кухонным инвентарем, а также основой для закусочных бутербродов. Страница 4 вас проинформирует об истории канапе, тартинок и винегрета. Обратите внимание на следующей странице инструкционно-технологическая карта салата «Винегрет овощной». В данной карте ваша задача рассчитать ингредиенты на одну порцию. Страница 7 содержит инструкционно-технологическую карту на бутерброды. Обратите внимание, что она пуста. Сейчас вам нужно выбрать вид бутерброда который вы хотели бы приготовить. И воспользовавшись сетью интернет вы можете найти свой рецепт. Согласно своему рецепту вы заполняете данную карту, а также составляете алгоритм выполнения работы. К примеру вам предоставлена инструкционно-технологическая карта на тартинки «Овощные с сыром». время на выполнения задания 10 минут. Студенты оглашают ответы. 6.А теперь перейдем к работе у персональных компьютеров с программой OMS Module file. Работа студентов с приложениями «Приготовление, оформление и отпуск салатов». 7. Техника безопасности | Актуализация знаний Историческая справка Фронтальный опрос Компьютерный контроль и обучение Репродуктивный (анализ студентов) | Презентация PowerPoint |
3. | Текущий этап | 120 минут | Инструктирование по Т/Б на рабочем месте . Перед началом урока хочу напомнить следующие правила ТБ: при работе с ножом, при заправке салатов специями посыпать аккуратно, во избежание попадания в нос и глаза. Также, нагрев плиты, проверять тыльной стороной ладони, при работе с жиром растительным не допускать разбрызгивания, попадания на плиту электрическую, так как жир легко воспламеняется. Во время выполнения заданий, необходимо строгое соблюдение правил личной гигиены и санитарии, так как могут возникнуть пищевые отравления. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части | Информационный Опорный конспект | Лаборатория |
Организация рабочих мест. | Практический (работа с инвентарем, продуктами) | Лаборатория (подбор посуды, приспособлений и сырья) |
Выполнение студентами трудовых приемов при приготовлении салата «Винегрет» и бутербродов. | Наглядно-демонстрационный | инструкционно-технологические карты |
Обход мастером п/о с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. | Практический (наблюдение) | Показ профессиональных приемов |
4. | Заключительный этап | 10 минут | Анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с использованием технологической карты; | Репродуктивный (словесная цепочка) | |
Разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ при приготовлении салата «Винегрет» и бутербродов. | Практический (работа с дефектами) | Бракераж готовых изделий. |
Демонстрация работ; | Наглядно-демонстрационный (использование критериев) | Инструкционно-технологические карты |
Сообщение оценок студентам, комментарии; Рефлексия./А сейчас подведем итог. Нашими целями сегодня на уроке являлись: -сформировать знания технологического процесса приготовления салата винегрет и бутербродов. -способствовать правильную последовательность ведения технологического процесса при приготовлении салата винегрет и бутербродов; - развивать самостоятельность, уважение друг другу, наблюдательность, трудолюбие, интерес к выбранной специальности. Достигли ли мы этих целей сегодня? Проанализируйте свою деятельность на уроке, результаты которых вы достигли. В учебном элементе на последней странице пожалуйста дополните фразу…../. Вы справились с производственной задачей. Желаю вам здоровья. А ведь вы здоровы потому, что вы умеете готовить здоровую и полезную пищу, вы счастливы потому, что радуете этой пищей окружающих, и вы успешны потому, что здоровый и счастливый человек всегда успешен. | Информационный (документальный) | Журнал |
Сообщение темы следующего урока: «Приготовление мясных горячих блюд».Спасибо за урок! | Информационный (дополнительная информация) | Дневники производственного обучения |
Выдача домашнего задания: повторить тему «Холодные блюда и закуски». |
Уборка рабочих мест | Практический | Лаборатория (кухонный инвентарь) |
Мастер п/о: ______________ Кротенко И.А.
Наблюдательный протокол
№ | ФИО Студентов | Работа с учебным элементом | Фронтальный опрос | Работа с ПК /программное обеспечение/ | Организация рабочего места | Соблюдение техники безопасности | Трудовая дисциплина | Приготовленное блюдо | Итоги работы за день |
винегрет | бутерброд | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | |
итог | | | | | | | | | | |
Критерии оценки трудовой деятельности обучающегося при приготовлении блюд.
Оценка Показатели трудовой деятельности
5 Безошибочное, самостоятельное выполнение всех приемов при обработке продуктов. Соблюдение технологии приготовления блюд. Правильная организация рабочего места. Соблюдение требований техники безопасности. Эстетически оформленное блюдо.
4 Правильное, самостоятельное выполнение всех приемов при обработке продуктов. Незначительные нарушения технологии приготовления. Правильная организация рабочего места. Соблюдение требований техники безопасности.
3 Наличие грубых нарушений при обработке продуктов и технологии приготовления блюд. Несоблюдение организации рабочего места и техники безопасности.
Выполнение приемов работы с помощью мастера или товарища по группе. Наличие незначительных дефектов которые можно исправить. Незначительное нарушение в организации рабочего места. Соблюдение требований техники безопасности.
Правила безопасного ведения работы. Соблюдение техники безопасности.
Техника безопасности:
а) при работе с ножом соблюдать осторожность, передавать нож другому только ручкой вперёд;
в) убирать с пола сразу пролитую жидкость, упавшие продукты;
г) во время работы не отвлекаться и не отвлекать других;
д) передвигать посуду с жидкостью по поверхности плиты осторожно, без рывков;
е) использовать прихватки – не брать горячую посуду руками;
ж) крышки кастрюль с горячей пищей открывать от себя;
з) класть продукты в сковороду с разогретым жиром осторожно в направлении от себя;
Самоанализ урока производственного обучения
по специальности «Организация питания», квалификации «Повар»
мастера производственного обучения Кротенко Инны Азатовны
Урок проведен: в группе № ОП 15-75 3 курса и ОП 17-90 1 курса, 15.12.2017 г.
Присутствовало: 13 человек.
Тема раздела: Холодные блюда и закуски.
Тема урока: Приготовление салата «Винегрет» и «Буребродов».
Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ.
Вид урока: урок-практикум.
Цели урока:
-сформировать у обучающихся знания технологического процесса приготовления салата винегрет, бутербродов.
-способствовать обеспечению правильной последовательности ведения технологического процесса при приготовлении салата винегрет, бутербродов;
- развивать самостоятельность, уважение друг другу, наблюдательность, трудолюбие, интерес к выбранной специальности.
Группа ОП 15-75 является группой третьего курса обучения по квалификации «Повар». На уроке присутствовало 13 студентов. Хорошо развиты такие мыслительные операции как память, мышление, воображение, внимание. Все студенты общительные, хорошо учатся. В группе прислушиваются к мнению лидера, активно участвуют в жизни группы, колледжа, участвуют в различных мероприятиях. Обладают следующими качествами как: трудолюбие, эрудиция, честность, вежливость, общительность, самостоятельность, организованность.
На уроке был создан благоприятный психологический климат.
Структура урока соответствует требованиям, предъявляемым к уроку по выполнению сложных комплексных работ.
Особое внимание было обращено внимание на мотивацию с целью формирования познавательного интереса перед работой.
Вводный инструктаж состоял из следующих этапов:
1. Просмотр презентации, заполнение учебного модуля, выполнение практического задания в специальной программе на персональных компьютерах.
2.На текущем инструктаже приготовление блюд согласно расчетам инструкционно-технологических карт, оформление и подача.
3.На заключительном инструктаже подведение итогов, разбор ошибок.
Студенты активно отвечали на все поставленные вопросы. При проверке опорных знаний был применен фронтальный опрос. После знакомства студентов первого курса с ребятами третьего, были назначены наставники для ребят первокурсников. Наставники были определены следующим образом: так как в течение всего обучения ребята Козявкин В., Шортанов Ч. и Мишкин А. и по настоящее время являются отличниками. В их распоряжение были приглашены из группы ОП 17-90 следующие ребята: Шайхинов Д., Райымбекова А. и Бондаренко В. Их задача помогать во всем и обучить простой нарезке овощей и приготовлению салата «Винегрет», а также бутербродов. После распределения наставников ребята третьего курса дали информацию для первокурсников о том, как должен выглядеть повар. Далее была дана характеристика по теме «Холодные блюда и закуски», а также классификация по бутербродам. Шайхиновым Дильшатом был прочтен стих о возникновении бутерброда. После ребята перешли к «Учебному элементу», где их задачи состояли из:
Ознакомление с учебным элементом
Рассчитать количество продуктов, салата «Винегрет» на 1 и 2 порции, если расчет дан на выход 1000гр.
Поиск, выбор типа и ингредиентов для бутерброда, посредством сети «Интернет»
Заполнение инструкционно-технологической карты на бутерброд.
Разработка алгоритма в лаборатории.
Повторили материал теоретического обучения, применила показ и выполнение практических трудовых приемов.
На основном этапе урока проведен текущий инструктаж, студенты в журнале по технике безопасности поставили подпись.
На заключительном этапе урока провела заключительный инструктаж, провели дегустацию и бракераж готовых блюд. Каждая команда с наставниками представляла свои блюда, но и без внимания не остались другие ребята третьего курса. У каждого блюда был свой вкус, оформление и презентация. После чего ребятам была предложена рефлексия:
Все ребята справились с заданиями, но наставники остались под впечатлением и предложили повторить урок такого плана на тему «Сладкие блюда и напитки».
На уроке применила следующие принципы:
1) дидактические: научности, доступности, последовательности, технологичности, наглядности, межпредметная координация, профессиональная компетентность;
2) лингвистические: системность;
3)психологические: мотивация, учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся;
4) собственно-методические: коммуникативность, профессиональная направленность, ситуативно-тематическая организация обучения.
На уроке применила следующие методы обучения:
1) по деятельности мастера:
- словесный: беседа при вводном, текущем, заключительном инструктаже, опрос при выполнении заданий;
- наглядный: показ учебного фильма, использование схемы - алгоритма, демонстрация готовых блюд;
- практический: выполнение сложных комплексных работ, проведение дегустации и бракераж.
2) по деятельности обучающихся: репродуктивный, частично-поисковый (при актуализации знаний и умений студентов, при оформлении блюда), практический (самостоятельное приготовление блюд салата «Винегрет», «Бутерброды»).
Урок был оснащен следующим:
Учебным оборудованием: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, видеокамера, доска.
Дидактическими материалами: учебный элемент с инструкционно – технологическими картами, карточки-задания, наблюдательный протокол этапов урока.
Техническими средствами обучения: видеоролик «Шеф».
Производственное оборудования, инструменты, инвентарь и посуда, сырьё.
Применяла фронтальную, индивидуальную, групповую формы организации процесса обучения.
Урок производственного обучения достиг поставленных целей.
Домашнее задание было дано в конце урока. Считаю данный урок прошел на высоком уровне.
Мастер производственного обучения Кротенко И.А.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/17/s_5a362f71a5087/775303_6.jpeg)