Образы рассказчика, Вадика, Птахи, Тишкина в повести В. Г. Распутина «Уроки французского»
Цель: учить анализировать образы рассказчика, Вадика, Птахи, Тишкина; закрепить термины «автобиография», «портрет»; показать мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей; закреплять навыки анализа эпического текста; способствовать развитию внимания, абстрактного мышления, коммуникативных навыков.
Оборудование: учебник по литературе, презентация.
Тип урока: урок-поиск истины
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Слово учителя
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
Рассказ учителя о В.И. Распутине с показом презентации, включающей портреты писателя, изображений мест, связанных с его именем.
Ответьте на вопросы 1-2 из раздела учебника «Проверьте себя» на странице 86.
Как понять слова Л.Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях», ставшие эпиграфом к уроку?
Повторение и систематизация материала
Стадия вызова
Вам надо составить небольшой кластер по теме «В.И. Распутин», отразив сведения о жизни и творчестве писателя, которые запомнили
В.И. Распутин
4.Работа с текстом. Чтение с остановками.
-Повесть, которую мы будем анализировать, называется «Уроки французского». Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
Ориентировочные ответы:
Дети в классе изучают французский язык.
Ученик занимается с репетитором французским языком.
Загадочный язык для любого ребёнка.
Можем ли по названию определить содержание произведения (Да, но в общих чертах).
Чтение текста подготовленными учениками до слов
Стадия осмысления
Что нового узнали? Кто главные герои?
Какая ситуация описана?
О чем говориться в начале произведения?
Чтение следующего фрагмента текста
Стадия осмысления
Чтение следующего фрагмента текста
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Как бы вы ответили на вопрос
Современна ли проблема, затронутая в произведении?
Принес ли пользу урок? Над чем заставило задуматься произведение?
Основное содержание урока. Общение главного героя с Лидией Михайловной. Доброта и сострадание героев. Учительница и директор. Размышления и характеристики героев.
Основные виды деятельности учащихся. Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа литературоведческими словарями для повторения терминов «портрет», «антитеза», сопоставление использования автором внешней и характерологической формы при изображении персонажей, составление плана их сравнительной характеристики (герой, Вадик, Птаха, Тишкин). Поиск цитат, характеризующих портреты персонажей. Работа с таблицей «Портреты персонажей» (по группам).
Практическая работа. Анализ портретных описаний и определение их функций в повести. Определение по деталям портретов авторской оценки.
Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев (по выбору). Подготовка выразительного чтения фрагментов повести и различных видов пересказов.