СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В русскую избу заходи – правила безопасности соблюди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мероприятия в центре русской культуры и быта «Русская изба» разработан с целью возрождение народного фольклора, сохранения национальных традиций и культуры народов России.

Просмотр содержимого документа
««В русскую избу заходи – правила безопасности соблюди»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад №3 «Лучик»











Конспект мероприятия в центре русской культуры и быта «Изба»


«В русскую избу заходи – правила безопасности соблюди»









Подготовили:

Музыкальный руководитель

Вихрова Татьяна Сергеевна


Старший воспитатель

Никифорова Екатерина Александровна








Собинка 2019год.


Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта и особенностями проживания.

2. Обогатить словарь детей народными загадками, скороговорками, пословицами и новыми словами.

3. Знакомство с правилами техники безопасности, на примере предметов старинного русского быта.

4. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.




















Ход мероприятия.


В.1. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Хлебом солью Вас встречаю

И надеюсь, удивляю разносолом на столе

И убранством во избе.

В.2. Милости прошу к нам в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

Мил гостей мы угощаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

В.1. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почётом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

В.2. В старину как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе. Собирались люди в большой избе, пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, веселили всех шутками-прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти да корзины. Такие вечера назывались Посиделками. Вот и мы с вами собрались вместе на свои посиделки. Будем шутить, загадки загадывать, в народные игры играть.

В.1. Время даром не теряем! Посиделки начинаем!

Скажите ребята, что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? (ответы детей) Я вам немного подскажу, ответ кроется в загадке.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. /Печь/

Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «плясать от печки», т.е. начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печка конечно была помощницей, но и опасным объектом в доме. Кто знает, какие правила безопасности необходимо соблюдать при использовании печи? (ответы детей)

Н еосторожное обращение с печью приводило к плачевным последствиям. Так как дома во Владимирской области строились из дерева и располагались близко друг к другу, при возгорании одного дома могла сгореть целая деревня. Поэтом для безопасности перед печью располагался металлический настил, чтобы горячие угли не попали на деревянный пол, а «свод» закрывался металлической заслонкой. Что бы, дым не попадал в избу, а выходил в трубу, открывали «вьюшку».

В.2. С печью связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага добрый и услужливый в одних случаях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином». А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь. Как вы думаете, почему переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку? (ответы детей) Потому что домовой любит превращаться в разных животных: в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

В.1. Если заболевал ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребёнка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала баба Яга с Иванушкой.

В.2. Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? (ответы ребят) По словам В. И. Даля, автора «толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Какое интересное слово – чугунок! Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Это сосуд из чугуна – углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. Что бы поставить его в разогретую печь и вынуть от туда, при этом не обжечь руки, использовали специальное приспособление. А какое, я вам скажу в виде загадки.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (ухват)

В.1. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также и в обрядовых действиях. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

А вот еще одна загадка:

Черный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

Кочерга или клюка. К кочерге наши предки относились очень уважительно, как к вещи полезной, а иногда – и вещей. То, что она повсеместно символизировала домашний очаг, неудивительно. Будучи непременным атрибутом печки, кочерга нужна была и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, и золу из подтопка выгрести. Потому и говорили: «Кочерга – в печи хозяйка». Кстати, для непосредственного использования по назначению полагалось иметь не одну, а две кочерги; одну – для действий внутри печи, другую – для выгребания золы из подтопка. Но делать это необходимо с большой осторожностью, что бы, горячие угольки не выпали на деревянный пол.

В.2. Будний день начинался с работы. Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи. Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой.

«Непряха», «неткаха»- были крайне обидные прозвища. Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей. Для шитья и вышивания мастерицы использовали иглы. Кто мне скажет, как правильно пользоваться иглой? (ответы детей)

1.Храни иглу всегда в игольнице.

2.Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4.Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5.Не втыкай иглу в одежду.

6.До и после работы проверь количество игл.

7.Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8.Не отвлекайся во время работы с иглой.

В.1. А вот и еще для вас загадка подоспела.

Пляшу по горнице

С работою моею.

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею. (веретено)

Этот элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка». Выражение «связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его долю – маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

В.2. Прослушайте следующую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (утюг)

Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду.

У нас на Руси был такой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.

В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! При неумелом использовании утюга угли могли не только выпасть и испортить одежду, но и сильно обжечь хозяйку.

В.1. Наша цивилизация не стоит на месте. Человек постоянно что-то изобретает. Появляются усовершенствованные предметы быта. Про это загадка:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова. (керосиновая лампа)

На Руси для освещения крестьянского жилища использовалась лучина. Лучина – это тонкая длинная щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили, т.е. разделяли на щепы. Чтобы получить больше света одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.

Светец и лучина – непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами.

А керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860года, со временем вхождения в быт Бакинского керосина. Керосиновая лампа – это светильник, действие которого основано на сгорании керосина. Принцип работы лампы таков: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат механизмом в горелке. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло, необходимое для обеспечения тяги воздуха, а также для защиты пламени от ветра. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

В.1. Время даром не теряем! Посиделки продолжаем!

Засиделись вы на месте.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе.

В этот самый миг и час

Пустимся в веселый пляс.

Танец «Шла коза по лесу».

Ой, вы Гости мои дорогие, натанцевались, устали. Предложу я вам сыграть в игру интересную. Кто скороговорку скажет и не ошибется, тому подарочек зачтется.

(ведущие по очереди называют скороговорку, а зрители ее повторяют)

Скороговорки:

В.2. * Рубили дроворубы сырые дубы на срубы

* Ткет ткач ткани на платье Тане

В.2. * Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

* Коля колет колья

В.1. А еще на посиделках обязательно играли в игры. И сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру, а называется она «Счастливая подкова». Раньше, в старину для игры использовали настоящие подковы, которые набрасывали на палку. Но подковы очень тяжёлые, поэтому для нашей игры мы использовать деревянные кольца.

Конкурс наш не очень новый

Он из дедовских затей,

Брось на горлышко подкову,

Попадешь – беги и пей!»

В.2.: Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах.

Правила: Я буду читать часть пословицы – ваша задача – закончить ее

Без труда не выловишь и – рыбку из пруда

Любишь кататься, - люби и саночки возить.

Скучен день до вечера, - коли делать нечего.

Рабочие руки не знают - скуки.

Глаза страшатся, - а руки делают.

Делу время - потехе час.

Кончил дело - гуляй смело.

III. Заключение.

В.1. Время даром не теряем! Посиделки завершаем! Сейчас мы проверим как Вы хорошо нас слушали.

  1. Что устраивали в доме в первую очередь? (печь)

  2. Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (ухват.)

  3. Как называется приспособление для размешивания углей в печи? (кочерга.)

  4. « вертящаяся палочка» для прядения – это …(веретено.)

  5. Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани? (рубель.)

  6. Чем крестьяне освещали свою избу? (лучина, керосиновая лампа)

В.2. Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

В.1. Вот на наших посиделках

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

В.2. Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч»