Владимир Высоцкий «Прерванный полет»
Открытый классный час в 11 классе «А»
Слайд № 1. Владимир Высоцкий.
- Скажите, пожалуйста, ребята, знаете ли вы кто такие барды? На уроках музыки вам наверняка рассказывали кто это. (Это авторы исполнители своих песен, чаще под гитару. Само слово бард – древне ирландское, которое означает людей, ходящих по миру, рассказывающие свои истории).
- Знаете ли вы, что Высоцкого тоже можно назвать бардом? (Да) Почему? (Он тоже сам писал и исполнял свои песни под гитару)
Мы приглашаем вас в литературно-музыкальную гостиную, посвященную творчеству поэта, композитора, певца, актера Владимира Семеновича Высоцкого. И называется наша гостиная «Прерванный полет»
Посвящение В. Высоцкий
Автор: Владимир Приходько 27 ноября 2015
Вопреки лицемерия
Людского и лжи,
Антипатии снобов,
Дурацкой молвы,
Интерес не упал,
Мы забыть не смогли,
Известного барда
Российской земли.
Во имя совести и чести,
И против алчности и зла,
Свои писал нам бард все песни,
Опережая времена.
Слайд № 2. Ролик «Песня о фатальных датах и цифрах».
Слайд № 3. Прерванный полет.
Павел. Поэт в России больше, чем поэт
В России суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Ольга. Чтоб ваших дум в ответ звучали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучиться и думать.
Он не дожил, не досказал всего,
Что билось пульсом и в душе звучало.
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Никита Высоцкий
Слайд № 4.
В нашей стране он был Че Геварой, Джеймсом Дином и Джоном Ленноном в одном лице. Борцом за свободу, певцом, собиравшим стадионы, талантливым актёром, великим поэтом. Высоцкий никогда не был антисоветчиком, но у партийных чиновников даже упоминание его имени вызывало аллергическую реакцию.
Высоцкому не давали сниматься в кино, заводили уголовные дела, первым вычеркивали из списков представленных к государственным наградам и званиям. О том, чтобы увидеть напечатанными свои стихотворения, поэт, которого сегодня ставят в один ряд с Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и Иосифом Бродским, даже не мечтал.
Слайд №5.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в 9 часов 40 минут утра в роддоме на Третьей Мещанской. Первые годы жизни он провел в том же районе.
Слайд № 6.
Родители Владимира Высоцкого прожили вместе недолго. В 1941 году Семён Владимирович Высоцкий ушёл на фронт. Он больше не вернулся в дом на Первой Мещанской.
Слайд № 7.
Во время войны отец Володи познакомился с Евгенией Степановной Лихолатовой и, придя с фронта, поселился у неё на Большом Каретном.
Слайд № 8. «На большом Каретном» (запись включается автоматически)
Слайд № 9.
Но пока до этого было ещё очень далеко. Нина Максимовна, мать Володи, и её сын дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, прятались в бомбоубежище. Потом были два года эвакуации в уральском селе: спиртзавод имени Чапаева, где работала Нина Максимовна, бревенчатая изба, сорокоградусные морозы. Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку.
Слайд № 10.
В 1943 году они вернулись в Москву, а через два года Володя пошел в школу. Учился он хорошо, но отличником не был – много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. Высоцкого считали талантливым лентяем.
Слайд № 11.
В 1946 году родители Высоцкого официально развелись. В этом же году Семен Владимирович получил назначение в Группу советских войск в Германию, было решено, что Володя отправится вместе с отцом и его новой женой.
Слайд № 12.
Жизнь в Германии любому его ровеснику должна была казаться сказкой: отдельная трёхкомнатная квартира, сшитая специально для Володи новая военная форма, подаренный отцом велосипед…
Слайд № 13.
Правда, на этом велосипеде он катался недолго – отдал жившему по соседству немецкому мальчишке. Семёну Владимировичу он объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб».
Слайд № 14.
В историю с велосипедом нельзя не поверить: Владимир и спустя много лет, не задумываясь, раздаривал свои вещи. Пару лет спустя, на подмосковной даче, он подговорил друзей отвязать соседскую лодку и дать ей уплыть по реке. Мальчишки отомстили жившей в посёлке семье врачей, которые отказались помочь заболевшему ребёнку.
Слайд № 15.
Когда Володе исполнилось 16 лет, в его жизни появилась первая гитара. Примерно в то же время он стал заниматься в драмкружке.
Слайд № 16.
В 1955 году Владимир закончил 10-й класс и поступил на механический факультет МИСИ. Поступать в театральный ему запретил отец: Семён Владимирович считал, что его сын должен сначала получить «нормальную профессию». (Щелчок). Но рисовать чертежи и делать расчёты Владимиру категорически не нравилось. Проучившись весь первый семестр, перед зимней сессией он забрал документы из института.
Слайд № 17.
На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. Это оказалось непросто. Считалось, что его голос не приспособлен для сцены. Его даже пытались отчислить за профнепригодность из-за хриплого голоса, (щелчок) но руководитель курса Павел Владимирович Массальский не позволил.
Слайд № 18.
Однако в театре для Высоцкого долгое время просто не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Ему приходилось играть Лешего в «Аленьком цветочке», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». После окончания школы-студии МХАТ Владимир сменил не одно место работы.
Слайд № 19.
Молодого актёра-выпускника приняли в театр имени А.С. Пушкина. Роли давали маленькие, очень маленькие, проходные. Это не могло не отразиться на настроении. Часто Высоцкий бывал нетрезв, даже на сцене, и главный режиссёр несколько раз увольнял его, потом восстанавливал, делая выговоры. От реального увольнения спасло только заступничество Фаины Раневской – она едва ли не единственная в те времена верила в Высоцкого, считая его талантливым человеком.
Слайд № 20.
Первые годы в театре принесли испытание невостребованностью.
Тем не менее и они не пропали даром. Высоцкий сталпонемногу сниматься в кино. В 1959 году состоялся его дебют. В фильме режиссера Василия Ордынского Высоцкий сыграл крохотную роль студента театрального института. Роли выпадали опять небольшие, но это давало возможность ездить по странам, встречаться с новыми людьми.
Слайд № 21.
Первые песни Высоцкий стал писать и исполнять в конце 50-х – начале 60-х гг., правда, пока только в домашних компаниях. Это были песни в стиле
«дворовой романтики» и не воспринимались всерьёз ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.
Слайд № 22.
Как бард Владимир Семёнович вышел впервые на сцену в 1959 году. Игру на гитаре он освоил сразу после окончания школы и к тому времени написал несколько собственных песен. Вот их он и исполнил на сцене студенческого клуба МГУ.
Выступление Высоцкого имело огромный успех.
Слайд № 23.
Здесь будет уместно сказать о том, что Высоцкого воспринимали в основном как автора и исполнителя своих песен, как поэта – немного меньше, а уж о Высоцком-композиторе вообще речи не было.
Слайд № 24.
Впервые о Высоцком как о композиторе сказал Альфред Шнитке: «Я не согласен с теми моими коллегами, которые считают, что в музыкальном отношении Высоцкий нуль или почти нуль. Большая часть его песен отличается величайшей тонкостью и нестандартностью».
Слайд № 25.
Переломным стал 1964 год. Любимов набирал свою «Танаку». На показ Высоцкий пришел с гитарой. Пел. Впечатлил. (аплодисменты по щелчку)
Слайд № 26.
19 сентября Высоцкий уже играл у Любимова роль второго бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало – потом последовали роли Галилея, Гамлета, Хлопуши, Лопахина. (аплодисменты по щелчку)
Слайд № 27. Следующий год работы оказался для Высоцкого очень плодотворным. Он пишет стихи и песни к спектаклям театра на Таганке, которые исполняет со сцены, играет в спектаклях, снимается в кино.
Слайд № 28.
В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты Высоцкого. К этому времени Владимиром Семёновичем написано около сотни песен и будет написано еще и еще. Они будут любимы и узнаваемы. Его концертов будут с нетерпением ждать люди всех уголков нашей страны.
Слайд № 29 Фрагмент фильма. Воспоминания Любимова.
Слайд № 30.
Владимир Семёнович вошёл в русское советское искусство как многогранно одарённая личность, выдающийся музыкант, артист, сыгравший на подмостках театра больше 20-ти ролей.
Слайд № 31.
Неумолима его заслуга и в советском кинематографе, где также Высоцкий создал ряд ярких образов.
Слайд № 32.
В 1967 году выходит на экраны фильм «Короткие встречи», где Высоцкий исполняет роль геолога Максима. В этом фильме впервые прозвучали его песни-сказки.
Слайд № 33.
Летом снимается в фильме «Вертикаль». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из этого фильма.
«Вертикаль», наверное, многие знают. Я писал туда песни. Я продолжаю писать о горах и буду писать о них». В. Высоцкий (Песня из к/ф «Вертикаль»)
Слайд № 34.
Он порой спал по 4 часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днем репетировал в театре, снимался в кино. Кстати каскадёрам в кино его дублировать не приходилось. Он прекрасно скакал на коне, плавал, немного боксировал, знал основы каратэ.
Слайд № 35.
В 1967 году снялся в фильмах «Служили два товарища» и «Интервенция».
Слайд № 36.
Фрагменты из к/ф «Служили два товарища»
Слайд № 37.
В 1972 году вышел фильм «Четвёртый» по пьесе Константина Симонова. (Щелчок)1973 год – Высоцкий сыграл фон Корена в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» по повести А.П. Чехова «Дуэль». За эту роль он был награждён специальным призом фестиваля в Италии.
Слайд № 38.
Легенда о благородном разбойнике Робине Гуде, вожаке вольных стрелков, защитнике бедняков и обиженных, живёт меж людей более 800 лет.
Слайд № 39.
Цикл из 5 баллад к фильму «Стрелы Робин Гуда» стал одной из лучших песенных работ Высоцкого в кино. Эти баллады о добре и зле, о чести и справедливости, о любви. О том, что настоящее и будущее неразрывно, тысячью нитей связаны с прошлым и друг с другом.
Слайд № 40.
Фрагмент из к/ф «Стрелы Робин Гуда».
Слайд № 41.
В фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Высоцкий сыграл главную роль – Ибрагима Ганибала.
Слайд № 42.
Песня «Сын чернокожего царя» (Картинки ориентируются на содержание песни)
Слайд № 43.
В этой роли он прикоснулся к дорогим истокам – к родословной А.С. Пушкина. Страстный, деликатный, честный человек, но при этом смел, твёрд, решителен – таков Ганибал Владимира Высоцкого.
Слайд № 44.
Из воспоминаний Александра Митты: «В ходе работы над фильмом его название «Арап Петра Великого» заменили на «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Высоцкий сразу обратил на это внимание – сказал с грустной иронией: «Начал сниматься в заглавной роли, а теперь я после Петра и после запятой». Актер без честолюбия невозможен, как певец без голоса. У Высоцкого было честолюбие. Вот уж кому не было чуждо «ничто человеческое». Но все проявления его личности были столь естественны и простодушны, так располагали к нему людей! Он любил нравиться, но в этом было что-то детское. В Высоцком существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок – доверчивый, ранимый, дерзкий, застенчивый. С самого начала предполагался фильм не только про арапа, но и про Высоцкого».
Слайд № 45.
Лето 1979 года. На экраны страны вышел 5-серийный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В главной роли капитана Жиглова – Владимир Высоцкий.
Слайд № 46
(Щелчок)Братья Вайнеры, благодаря которым мы узнали Жиглова и Жиглова-Высоцкого, рассказывали, как все начиналось… (Щелчок) «В 1976 году вышел в свет роман «Эра милосердия». Следуя давно уже установившейся традиции, мы (Щелчок)пригласили отпраздновать рождение своего детища десять наиболее близких и приятных нам людей – друзей, коллег, родных – по числу полученных в издательстве авторских экземпляров романа. (Щелчок)Приехал в Центральный дом журналистов и Володя Высоцкий. Мы вручили по экземпляру книги. Володя в тот день был не в духе. Вскоре поднялся, сурово осудил наше застолье и сказал, что лучше поедет читать книгу…(Щелчок)
Слайд № 47.
Разбудил нас на следующий день ранний звонок в дверь. Это пришёл Володя.
- Поздравляю, братья, вы написали замечательный роман! – с порога возгласил он. – Я читал его всю ночь!
- Спасибо, - промямлили мы, не скрывая удивления, - и ты не поленился приехать спозаранку, чтобы…
- Конечно! Я ведь и вообще парень не ленивый, - ответил он словами Жиглова. – Впрочем дело не в этом!
- А в чём?
- Я приехал застолбить Жиглова!
- Застолбить? – изумились мы. – В каком это смысле?
- Что значит «в каком смысле?» Ваша «Эра» - это большое, очень большое кино! И так, как я вас сыграю Жиглова, его вам никто не сыграет!
Слайд № 48
Нарезка из фильма
Слайд № 49
Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского (чей образ был создан с подачи Высоцкого) и фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была помочь Шарапову спастись. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким.
Слайд № 50
Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны» («Сбивают из досок столы во дворе...»), но Говорухин отказался[ включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского», однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, исполняет «Лилового негра» (без I строки II строфы), но, будучи верным своему слову не петь, перебивает собственное пение репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана милиции НКВД.
(звуковой фрагмент – по щелчку)
Слайд № 51.
Роль капитана Жиглова закрывает блатную тему в творчестве В. Высоцкого. Былые герои окончательно развенчаны, им объявлена беспощадная война.
Слайд № 52.
На телевидение заканчивается съёмка «Маленьких трагедий» Пушкина. В роли Дон Гуана – Владимир Высоцкий.
Слайд № 53.
А в Варшаве проходит фестиваль «Театральные встречи». Высоцкий прилетает из Парижа в предынфарктном состоянии, чтобы сыграть роль Гамлета. И получает диплом фестиваля!
Слайд № 54.
На экраны страны выходит фильм «Точка отсчёта» - в фильме звучат три песни В. Высоцкого.
Слайд № 55.
13 июля 1980 год. 217-й раз идёт «Гамлет». Очень душно… Высоцкий плохо себя чувствует… За кулисами дежурит врач Скорой помощи…
Слайд № 56.
18 июля 1980 год. Опять «Гамлет». Снова очень душно… Высоцкий всегда играл Гамлета как в последний раз. Играл при любом состоянии здоровья.
(фрагмент о Гамлете – по щелчку)
Слайд № 57
Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… В первый раз его измотанное сердце перестаёт биться 25 июля 1979 года на концерте в Бухаре. Он падает на сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни.
Слайд № 58.
Год спустя –день в день – 25 июля 1980 года в 4 часа утра встреча со смертью состоялась…
Слайд № 59.
27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шёл никогда.
Слайд № 60.
28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только 4 строчки в «Вечерней Москве»… Но к вечеру о смерти В. Высоцкого знала уже вся Москва.
Слайд № 61.
На Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. В театре прощались с Владимиром Высоцким – поэтом, певцом, музыкантом, актёром.
(Ролик «Люди прощаются с Высоцким» - по щелчку на экран)
Слайд № 62.
Владимир Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл в тридцати художественных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни. Играл в театре, объездил с концертами всю страну, гастролировал за рубежом.
Слайд № 63
Никита Высоцкий «Мне выбора по счастью не дано»
Картинки меняются по щелчку.
Слайд № 64 (музыка должна прозвучать пару секунд)
В 1982 году в издательстве «Современник» выходит книга стихов Высоцкого «Нерв», в 1986 году именем Высоцкого называют планету.
Слайд № 65
В 1986 году Высоцкий был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР» посмертно.
В 1987 – звания «Лауреат Государственной премии СССР» (за участие в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен) – посмертно.
Слайд № 66.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем снимают кинофильмы и делают телепередачи, (Щелчок) выходят его пластинки и книги. Садоводы (Щелчок) называют его именем лучшие сорта цветов, (Щелчок) альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой отечественной войны. Он продолжает жить в названиях улиц, стихах, песнях.
Слайд № 67
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память.
Слайд № 68
Денис Высоцкий читает стихотворение.
Слайд № 69
Слово учителя. (На фоне слайда)
Много лет прошло со дня смерти В. С. Высоцкого, но люди до сих пор слушают его песни, поют их, читают его стихи, смотрят фильмы с его участием. Существуют музыкальные вечера, где поют песни Высоцкого, организуются дни его памяти, его сын организовал целый фонд памяти своего отца. Его именем названы улицы во многих городах и посёлках. Он был очень многогранен, имел много талантов. После его смерти, в 1981 году, был издан сборник его стихов под названием «Нерв». Да, «Нерв», потому что жизнь Высоцкого была как натянутая струна. И в этом году исполняется 35 лет с года издания этого сборника. И мне хочется, чтобы учащиеся об этом знали.
Каждый год, 25 января, в день его рождения мы смотри телепередачи, посвящённые Высоцкого и вспоминаем его. Я считаю, что у каждого человека есть свой Высоцкий и каждый понимает его по- своему. Одни любят его песни, другие ценят его за его роли в кино, знают его как композитора и прозаика. У него была куча талантов! Таких больше нет!