Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Людиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСПЕКТ
внеклассного мероприятия
на тему:
«В стране добра»
для обучающихся младшего школьного возраста
Разработала:
учитель-дефектолог
Лаунова Т.В.
Цель: научить обучающихся задуматься над тем, как они поступают в разных ситуациях.
Задачи: учить давать оценку своим поступкам и действиям;
формировать общечеловеческие ценности у детей;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
коррекция нравственных начал.
Оформление: выставка детских рисунков посвященных добрым поступкам, выставка книг, мультимедийная техника, фрагменты мультфильмов: «На катке», «Посещение «Детского мира»», «Спасение птицы», «Встреча озорного мальчика с девочками».
Предварительная работа: чтение произведений:
С. Михалков «Дядя Степа»;
С. Аксаков «Аленький цветочек»;
А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»;
В. Осеева «Отомстила», «Синие листья», «Случай», «Просто старушка».
Разучивание пословиц и поговорок о дружбе.
Просмотр мультфильмов: «На катке», Встреча озорного мальчика с девочками, Посещение «Детского мира», «Спасение птицы».
Словарь: «Каланча».
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Мы с вами попали в страну с необычным названием. У каждого из вас в руках разноцветные эмблемы, не теряйте их, они вам пригодятся в путешествии. Только имея такие пропуска, можно быть гостем Страны доброты. Я думаю, что гостями этого государства вы станете впервые.
Как вы считаете, ребята, это произошло с вами случайно?
(Примерные ответы детей: Я думаю, что в эту страну мы попали не случайно, ее гостями становятся только добрые и отзывчивые ребята, способные на ответственные и хорошие поступки … Случайно, нам просто повезло … Мы попали в Страну доброты, чтобы научиться совершать добрые дела.)
Каким детям эта страна легко открывает свои двери?
А кому из ребят путь в нее навсегда закрыт?
(Примерные ответы детей: Смелые, ответственные и умные дети смогут легко попасть в эту страну, а злым и грубым не удастся там побывать).
Если человек сможет исправиться, измениться, то добрая, справедливая страна не только ему откроет свои двери, но и обязательно пригласит его к себе в гости, чтобы познакомить с людьми, совершающими добрые поступки. Научит его быть смелым и трудолюбивым человеком. Тем ребятам, которые умеют внимательно слушать, Страна доброты в награду поможет с пользой и весело провести время – поиграть и посмотреть любимые мультфильмы.
Путешествовать по стране мы будем вместе с героем книги С. Михалкова дядей Степой. Многие, наверное, не раз читали эту книгу, которая так и называется «Дядя Степа». (Педагог показывает детям портрет писателя и его книгу)
Почему именно дядя Степа попал в эту необыкновенную страну?
(Примерные ответы детей: Потому что дядя Степа помогает людям.)
Как он помогал людям?
(Ответы детей.)
Вспомнить о том, какой был дядя Степа и какие он совершал добрые дела, поможет нам книга. (Педагог зачитывает из книги отрывки).
Почему у него такое прозвище, кто знает? (За высокий рост.)
Значение любого слова можно найти в словаре. Слово «каланча» означает «высокая наблюдательная башня …»
Я прочитаю вам строки о дяде Степе, они помогут ответить на вопрос, кому же он помогал. (Читает.)
Вы внимательно слушали, пока я читала, а теперь назовите тех, кому помог дядя Степа? (Ответы детей.)
Когда дяде Степе пришло время служить в армии, то из-за высокого роста его направили на флот и он стал моряком. Отслужив старательно и добросовестно положенный срок и возвратившись домой, наш герой становится милиционером. Он приобретает профессию. У каждого человека свой род занятий, одни работают водителями, другие – кассирами, третьи – программистами и т.д. в мире огромное количество разнообразных профессий, каждая из которых имеет свое значение.
Проверить, как хорошо вы знаете профессии, нам помогут загадки. Приготовились, слушаем внимательно. Кто знает ответ. Тот поднимает руку.
(Педагог читает загадки о профессиях.)
Приятно мне и дяде Степе, что вы знаете о профессиях людей и легко их называете. Сейчас пришло время немного отдохнуть. Ребята. Наша минутка отдыха будет посвящена книгам.
Встаньте, пожалуйста, около своих мест, повторяйте за мной движения и слова:
Шли, шли, шли:
В мир добрых книг вы пришли
(Шагают),
Много нового узнали
(Разводят руками в стороны),
Разных, интересных
И чудесных книг прочитали
(Показывают перелистывание страниц).
Встретили там доброго героя
(Поворачиваются к соседям, вправо и влево, улыбаются).
Улыбнемся друг другу, мы ведь с вами добрые ребята.
Дядю Степу дорогого
(Подтягиваются вверх),
Вместе с ним
Отправились в дорогу
(Шагают),
Прихватив с собою
Книжек много
(Разводят руки в стороны):
О животных
(Имитируют рога),
Птицах
(Размахивают руками)
И растениях
(Присаживаются на корточки).
Вместе точно
Будет всем веселье
(Вновь поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Садитесь на свои места. Продолжаем наше путешествие вместе с героями мультфильмам «Дядя степа – милиционер». Посмотрев небольшие фрагменты, мы подробней познакомимся с профессией милиционера, сможем многому научиться и убедиться в том, что мир не без добрых людей, как гласит русская народная пословица.
У вас в руках эмблемы. На них у кого-то изображено улыбающееся личико, у других – грустное. Во время просмотра фрагментов мультфильма вам нужно быть внимательными, если кто-то из героев совершает хорошее, полезное дело, то вы поднимаете вверх руку с улыбающимся личиком, если же герой мультфильма делает кому-то плохо, то поднимаете вверх картинку с противоположным изображением.
Просмотр фрагментов мультфильмов:
«Н катке»;
«Встреча озорного мальчика с девочками»;
«Посещение «Детского мира»»;
«Спасение птицы».
«На катке»
Педагог. Вы с интересом, внимательно посмотрели первый сюжет мультфильма и правильно оценили поступки героев.
Теперь поговорим подробнее о том, что же произошло в этом сюжете.
Игра «Цветные шляпы»
Использовать мы будем шляпы разного цвета. Белую шляпу будет примерять тот, кто пожелает нам пересказать этот фрагмент.
Красную наденет тот из вас, кто поднял вверх доброе личико, отметив хороший поступок героев.
Черную шляпу примерит, заметивший нехорошие дела персонажей.
Приступаем. Кто желает примерить белую шляпу, поднимите руку.
Задание. Пересказать понравившийся фрагмент мультфильма.
Какую шляпу уместно примерить, чтобы рассказать о поступке героя? Давайте примерим красную шляпу и сделаем вывод из ситуации.
«Встреча озорного мальчика с девочками»
Кто наденет белую шляпу и перескажет нам этот фрагмент?
Какие вы личики подняли, когда его смотрели?
Какую уместно примерить шляпу, посмотрев сюжет?
Кто примерит черную шляпу и расскажет о плохом поступке?
Теперь наденем красную шляпу, чтобы рассказать, как нужно было повести себя мальчику с девочками, чтобы этот поступок превратился в доброе дело.
Посещение «Детского мира»
Что произошло? Кто желает примерить белую шляпу?
Какую эмблему вы подняли, когда смотрели фрагмент?
Ребята, скажите, пожалуйста, почему за поведение мальчика в магазине детских игрушек нам становится стыдно?
Какую шляпу нам следует примерить, чтобы оценить поступок героя?
Что герой здесь сделал не так? (мальчик испортил игрушки, не заплатив за них, можно сказать, он без спроса брал чужие вещи, а каждый из нас знает, что это нехорошо, такое действие приравнивается к воровству, преступлению.)
Кто сможет рассказать, примерив красную шляпу, как нужно вести себя в магазине?
«Спасение птицы»
Кто наденет белую шляпу и расскажет о том, что произошло?
Дядя Степа нашел выход из этой ситуации. И вы отметили его поступок, подняв вверх эмблемы с улыбающимися личиками.
Какую нам следует примерить шляпу, чтобы обсудить поступок героев?
Это благородное дело повлекло за собой разрешение еще одной ситуации. Он спас птицу, которая попала в светофор. Светофор заработал, и одновременно наладилось движение на трудном участке дороги, предотвратив аварии.
Обсудив поступки героев мультфильма, благодаря вашей наблюдательности мы сделали Страну доброты еще более теплой и гостеприимной.
Она вас благодарит за это. Говоря «Спасибо» (на экране монитора появляется это слово), и желает, чтобы вы чаще приходили к ней в гости, наполняя ее вашими положительными эмоциями.
Мы ей скажем «До свидания!» или «До новых встреч!»
Сегодня мы подробно узнали только об одном герое Сергея Михалкова. У этого писателя есть и другие произведения, с героями которого вы можете познакомиться, взяв книги в библиотеке.
Ребята, вы не задумывались о том, что добрые, отзывчивые люди чаще всего являются еще и настоящими друзьями?
Как вы понимаете выражение «настоящий друг», слово «товарищ»? (Человек, которому можно доверить любую тайну, он никогда не обидит, не предаст и всегда поможет в трудную минуту не только словом, но и делом.)
Поднимите руку те ребята, у кого есть такой надежный и хороший товарищ? Перечислите те качества его характера, которые, на ваш взгляд, являются самыми ценными в нем.
Если же у кого-то пока нет таких друзей, то они обязательно появятся, главное, в это верить и самим стараться быть дружелюбными.
Обратите внимание, на выставке «Любимых книг любимые герои» представлены книги о добре и дружбе других детских писателей – это и рассказы, и небольшие истории о вредных товарищах и хороших людях.
Давайте вспомним и назовем таких героев.
Посмотрите эти книги, кто из героев этих книг помогал этим людям, животным своими добрыми делами?
Работа с выставкой. (Можно обсудить сказку С. Аксакова «Аленький цветочек», побеседовать о доброте младшей дочери, или рассказы В. Осеевой, например «отомстила», «Синие листья», «Случай», «Просто старушка», «Долг»; А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и др.)
Я думаю вы согласитесь со мной, что дружба и добро идут всегда рядом. Послушайте начало стихотворения Елены Благининой «Котенок», и обсудим, действительно это так или нет. (Читает первую половину стихотворения «Котенок» Е. Благининой.)
Как бы вы продолжили это стихотворение, поможет девочка котенку или нет?
Послушайте завершение этой истории. (Читает вторую половину этого стихотворения.) Действительно, сделав доброе дело, девочка обрела друга.
На тему дружбы есть пословицы, поговорки, которые, я думаю, вы не раз читали или слышали.
Давайте поиграем и проверим, знаете ли вы их: я начинаю пословицу, вы ее заканчиваете.
Нет друга – ищи, … (а нашел – береги).
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
Один за всех … (и все за одного).
Человек без друзей, … (что дерево без корней).
Дружба – как стекло, … (разобьется – не склеишь).
Пословицы о дружбе вам знакомы, и, надеюсь, вы им следуете.
Послушайте восточную притчу, надеюсь, что она вас многому научит.
Притча.
Жил один человек, который всегда находил выход из любой, даже самой сложной ситуации. Он был очень умным и справедливым, за это его все звали Мудрецом, Учителем.
Однажды ученик решил его проверить, сможет ли он на этот раз найти выход из сложной ситуации. Поймав в руку бабочку, зажав ее в ладонях, он подошел к Мудрецу и спросил его: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» на что ему мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Как вы думаете, прав ли был мудрец, ответив на этот вопрос? (Ответы детей.)
Мудрец был прав, все было в руках ученика; если ученик нажал бы посильнее, то бабочка погибла бы, а ослабив руку, он освободит ее и выпустит на свободу.
Ребята, как вы думаете, почему Мудрец всегда находил решение, выход из любой ситуации? (Примерные ответы детей: Не случайно этого человека назвали Мудрецом, он был умным, добрым и мудрым человеком. У него было доброе и отзывчивое сердце.)
Мне хочется сказать: все зависит от вас, все в ваших руках, добрые дела ли вы совершаете, или наоборот.
Вот и подошла наша встреча к завершению. Я желаю, чтобы у вас было много по-настоящему верных и надежных друзей, а люди, окружающие вас, говорили добрые слова, чтобы чаще вашей учебе, семье сопутствовала удача. Вы сами не забывайте людям доставлять радость.
В заключение поделимся своим теплом друг с другом, поможет нам в этом песня «Улыбка». Давайте ее дружно исполним. Улыбающийся человек всегда располагает к общению.
Все исполняют песню «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.