СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В стране Корней. Правописание чередующихся гласных -О- и -А- в корнях -ЛАГ- и -ЛОЖ-.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока поможет детям в игровой форме познакомиться с новой темой. Технологическая карта урока выступит помощницей для учителя.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 5 кл Чередование О-А в -ЛАГ- - -ЛОЖ-»

МОУ Шишково-Дубровская СОШ

Бежецкий район


Урок русского языка

5 класс


Буквы О-А в корнях с чередованием -ЛАГ- - -ЛОЖ-


Учитель М.Ю.Смирнова


2016 г


БУКВЫ О-A В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ -ЛАГ- (-ЛОЖ-)


Цель деятельности учителя

Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О-A в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-); развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв О-A в корне -ЛАГ- (-ЛОЖ-)\уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфо­графическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлек­сивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http ://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква


Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо­

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу­

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятельно­сти

Эмоциональная, психологическая и мотивацион­ная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

Вступительное слово:

  • Ребята, сегодня мы с вами совершим лингвистическое путеше­ствие в страну Корней. Помогать в нашем путешествии будет нам Машенька из мультфильма «Маша и Медведь» Давайте вспомним, какие корни мы с вами уже знаем? (проверяемые и непроверяемые)






Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, демон­стрируют готов­ность к уроку

Фрон­

тальная

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы

обратной

связи



1


2

3

4

5

6

7

  1. Актуа­лизация

и пробное

учебное

действие.







  1. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситу­ациях. Эвристи­ческая беседа, работа с дидак­тическим мате­риалом

  • Первая наша остановка – это остров Догадок. Вы должны отгадать загадки (на слайде):

  1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы.)

  1. Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы.)

  2. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит И называется всё... (алфавит).

  1. Какая водица только для грамоты годится? (Чернила.)

  • Итак, вы успешно преодолели препятствие и теперь время от­правиться дальше..











Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания. Обду­мывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фрон­

тальная,

индиви­

дуальная

Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную за­дачу.

Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письмен­ная ра­бота

4. Целепо- лагание и постро­ение про­екта выхо­да из за­труднения Архипелаг Новых Знаний

Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности обучающихся.



Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

- Ну а сейчас мы идём дальше. Определяем тему и проблему урока (на слайде) Вставьте пропущенные буквы в слова: предл..гать, предл..жить, сл..жить, прил..гать, прил..жить.

Какие буквы мы вставили? Есть ли созвучие в словах? Есть ли чередование букв?


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Смотрят презен­тацию, воспри­нимают на слух

Фрон­

тальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации




1


2

3

4

5

6

7


Словесно-иллю­стративный рас­сказ с элемента­ми эвристиче­ской беседы, работа с учеб­ными пособиями

- Обратимся к материалу учебника и определим тему урока


информацию, работают с учеб­ником, осваивают лингвистические термины


Коммуникативные: обме­ниваются мнениями, умеют слушать друг друга, стро­ить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образователь­ного процесса



Физкульт­минутка (бинокль)

Давайте посмотрим, куда же спряталась наша Машенька проказница. Берем бинокль в руки, подставляем к глазам и смотрим: влево – вправо; вверх – вниз (3 раза). Нашли проказницу? Идем дальше.

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упраж­нения для глаз.

Фрон­

тальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную зада­чу; осознают недостаточ­ность своих знаний

Выпол­няют фи­зические упражне­ния

5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопро­сам.

Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка

Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания.


Упр. 447развивается умение видеть в словах орфограмму – букву а–о в корне ­лаг­ (­лож­), отличать слова с этой орфограммой от фонетически сходных написаний, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [лаг/ж].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, какой согласный в корне: [г] или [ж], подчеркнуть букву согласного двумя чертами.

5) Подчеркнуть орфограмму – букву о или а.









Принимают уча­стие в работе, под руковод­ством педагога выполняют зада­ние, выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения

Фрон­

тальная,

индиви­

дуальная

Личностные: желают при­обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учётом конкретных учебно-позна­вательных задач



Устные

ответы.

Выпол­

нение

заданий



1

2

3

4

5

6

7

  1. Обобще­ние и си­стематиза­ция знаний и форми­рование рациональ­ных спосо­бов приме­нения их на практике.

  2. Выпол­нение практиче­ского за­дания, связных рассказов об изучен­ных нор­мах. Взаимо­проверка.

  3. Обоб­щение по­лученных на уроке сведений

(задания на слайде).


  1. Выполнение упражнение.

Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова. Объясните знаки препинания.

Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок: распол..галось, сл..жили,

предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.

  1. Задание (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож):

прилагать, переложить, сл..гаемое, прол..гать, обложили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сложить.

  • Запишите слова в два столбика. Проверка по столбикам.

  • Составьте словосочетания (глагол + сущ.)


Работа со словами класть, кладу, положу, положить

совершенствуются навыки работы со словами: поиск, анализ информации о корнях ­лаг­(­лож), выводы; на основе заданий и полученной информации формируется навык культуры речи – употреблять слова с корнем ­лаг­, ­лож­


Итак, это была последняя остановка, на которой мы с вами сегодня остановились. Но в стране Корней есть ещё очень много других станций, и там вы обязательно побываете в будущем.
















Выполняют упражнения. Проверяют пра­вильность вы­полнения работы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: имеют жела­ние осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидатель­ном процессе. Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возника­ющие трудности, ищут их причины и пути преодо­ления.

Коммуникативные: форму­лируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации. Письмен­ная ра­бота

9. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопро­сам.

Остров Встречай

-Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Что вы поняли, узнали, чему научились, что запомнили, выяснили и окрыли для себя?

  • Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке.

Заполняют дневники


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к при­обретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают пра­вило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Листы

обратной

связи








Литература:

  1. http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http ://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192

  2. mashaimedvedmult.ru›kartinki

  3. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях
    Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
    Издательство: М.: Просвещение
    Год: 2014. 
    Страниц: Часть 1 - 192с.; Часть 2 - 176с.

  4. Тренажер по русскому языку 5 кл «Правописание О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-»



Просмотр содержимого презентации
«Урок 5 кл 05.02.16 l»

Добро пожаловать на урок  в страну Корней!

Добро пожаловать на урок в страну Корней!

Остров Догадок

Остров Догадок

Загадки

Загадки

  • Чёрные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.
  • Земля белая, а птицы в ней чёрные.
  • Буквы-значки, как бойницы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется всё…
  • Какая водица только для грамоты годится?
Определяем тему и проблему урока Предл. .гать, предл. .жить, сл. .гать, сл. . жить, прил. .гать, прил. .жить

Определяем тему и проблему урока

Предл. .гать, предл. .жить, сл. .гать, сл. . жить, прил. .гать, прил. .жить

Распределите слова в два столбика. Выделите в словах корни. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
  • Распределите слова в два столбика.
  • Выделите в словах корни.
  • Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня.
  • Выявите закономерность.

Предлагать, сложение, предложить, прилагать, слагать, приложить.

Распределите слова в два столбика. Выделите в словах корни. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
  • Распределите слова в два столбика.
  • Выделите в словах корни.
  • Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня.
  • Выявите закономерность.

Предлагать — предложить, слагать — сложение, прилагать — приложить.

Полуостров Размышляй-ка

Полуостров Размышляй-ка

Безударная гласная в корне слова Проверяемая ударением Непроверяемая В корне с чередованием

Безударная гласная в корне слова

Проверяемая

ударением

Непроверяемая

В корне

с чередованием

Правописание чередующих гласных О – А в корнях  -лаг- — -лож-

Правописание чередующих гласных О – А в корнях -лаг- — -лож-

Архипелаг Новых Знаний

Архипелаг Новых Знаний

Решаем проблему,  открываем новые знания  Прочитайте слова.   изл о ж ить изл а г ать изл а гать изл о жить сл о ж ение сл а гать сл а г ать сл о жение прил а г ательное прил о жение прил а гательное прил о ж ение • Проанализируйте слова в левой и правой колонке.  • Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -/- лож - . Проверьте себя. Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием!  Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Исключение: полог (занавеска, закрывающая, загораживающая кровать).

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова.

изл о ж ить

изл а г ать

изл а гать

изл о жить

сл о ж ение

сл а гать

сл а г ать

сл о жение

прил а г ательное

прил о жение

прил а гательное

прил о ж ение

• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. • Попробуйте установить закономерность в написании букв ао в корне - лаг -/- лож - .

Проверьте себя.

Корень - лаг -/- лож - называется корнем с чередованием! Проверочное слово к нему подбирать нельзя! Исключение: полог (занавеска, закрывающая, загораживающая кровать).

Физкультминутка

Физкультминутка

Остров Напиши-ка

Остров Напиши-ка

Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова. Объясните знаки препинани я. Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.  Слова для справок : распол..галось, сл..жили,  предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.

Восстановите текст, используя слова для справок. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова. Объясните знаки препинани я.

Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.

Слова для справок : распол..галось, сл..жили,

предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.(упр. 447) изменить высказать пол..жение изл..жение закончить просклонять сл..гаемое предпол..жение уменьшить произвести прил..гательное сл..жение

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.(упр. 447)

изменить

высказать

пол..жение

изл..жение

закончить

просклонять

сл..гаемое

предпол..жение

уменьшить

произвести

прил..гательное

сл..жение

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.(упр.447) что? пол..жение изменить о высказать закончить просклонять уменьшить произвести что? о изл..жение что? о сл..гаемое что? а предпол..жение что? а прил..гательное что? сл..жение о

Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.(упр.447)

что?

пол..жение

изменить

о

высказать

закончить

просклонять

уменьшить

произвести

что?

о

изл..жение

что?

о

сл..гаемое

что?

а

предпол..жение

что?

а

прил..гательное

что?

сл..жение

о

ЗАПОМНИ! Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть . Есть слова кладу, положу, положить, класть. Составьте с этими словами словосочетания.

ЗАПОМНИ!

Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть .

Есть слова кладу, положу, положить, класть. Составьте с этими словами словосочетания.

Грамматические нормы положить (что сделать?) класть (что делать?) тетрадь портфель рюкзак учебник каша котлета я … я …  кладу  положу  кладёшь  положишь ты … ты …  положѝл(а)  кладёт он(а) …  положит он(а) …  положим  кладём мы … мы …  полόжите вы …  кладёте вы … они …  положат  кладут они …  клáл(а)  положѝли  клáли кладѝ(те) положѝ(те)

Грамматические нормы

положить

(что сделать?)

класть

(что делать?)

тетрадь

портфель

рюкзак

учебник

каша

котлета

я …

я …

кладу

положу

кладёшь

положишь

ты …

ты …

положѝл(а)

кладёт

он(а) …

положит

он(а) …

положим

кладём

мы …

мы …

полόжите

вы …

кладёте

вы …

они …

положат

кладут

они …

клáл(а)

положѝли

клáли

кладѝ(те)

положѝ(те)

Остров Встречай

Остров Встречай

Сравните слова в двух столбиках.  Почему они распределены в две группы? ложь ложный предложение положение изложить выложить

Сравните слова в двух столбиках. Почему они распределены в две группы?

ложь

ложный

предложение

положение

изложить

выложить

На этом уроке я      поняла запомнила узнала научилась открыла для себя выяснила

На этом уроке я

 

 

поняла

запомнила

узнала

научилась

открыла для себя

выяснила

Осмысление домашнего задания Выполните упражнения 450: Составьте и запишите предложения с данными словами, выделите изученную орфограмму.

Осмысление домашнего задания

Выполните упражнения 450:

Составьте и запишите предложения с данными словами, выделите изученную орфограмму.

Сделай свой выбор!

Сделай свой выбор!

Спасибо за путешествие!

Спасибо за путешествие!

Интернет-источники

Интернет-источники

  • http://gotowall.ru/f/3/masha_i_medved_1920x1200.jpg
  • http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?qu=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B&ex=1#ai:MC900280936|mt:1|
  • http://smallbay.ru/kustodiev.html