IV Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические
разработки воспитательных мероприятий
Гражданское и патриотическое воспитание
Тематическое направление
«В строю всегда, в памяти навечно!»
Тема методической разработки
Автор:
Абдусаламова Саида Абдулбасировна,
классный руководитель
8 «А» класса
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средней общеобразовательной школы №2»
г. Буйнакск РД
2023 г.
Структура описания методической разработки
Воспитательного мероприятия:
Пояснительная записка
Тематическое направление
Тема (название) воспитательного мероприятия
Актуальность и обоснование выбора темы
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Цель
Задачи
Планируемые результаты
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Материально-технические, информационные ресурсы
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Описание проведения воспитательного мероприятия
(сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Пояснительная записка.
Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.
Тема воспитательного мероприятия вечер памяти «В строю всегда, в памяти навечно!»
1. открытие мемориальных досок погибшим выпускникам школы в СВО.
2. Вечер намяти.
Актуальность и обоснование выбора темы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашем современном мире встаёт перед нами очень остро. Эта актуальная и очень важная проблема на сегодняшний день.
Сегодня остро ощущается необходимость возрождения и восстановления патриотизма, формирования личности гражданина, патриота своей большой и малой Родины. В жизни каждого из нас слово Родина играет огромное значение, но мало говорить о любви к ней, надо знать её историю, её прошлое и настоящее. А также быть готовыми к будущему. И мы, взрослые обязаны передать эстафету памяти подрастающему поколению, учащимся, которые учась в школе, начинают понимать смысл всего происходящего в нашей жизни, в нашей стране и за ее пределами.
Любовь к Родине начинается с любви к близким людям — родителям, отношения к своему родному дому, школе, городу, республике, где он живёт. Формирование нравственный качеств у учащихся является важной задачей в работе классного руководителя.
Проводя беседы, внеклассные мероприятия с детьми по патриотическому воспитанию, убедилась в том, что именно патриотическое воспитание лежит в основе всех направлений, дети должны знать об истории…
В связи с этим была выбрана тема: «В строю всегда, в памяти навечно!» Считаю, что ученики должны знать и чтить память своих героев.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) Методическая разработка «В строю всегда, в памяти навечно!» имеет особое значение для всех: педагогов и учащихся. В основе патриотического развития и воспитания личности гражданина России лежит формирование целостного пространства гражданско-патриотического развития учащихся. Оно определяется укладом жизни школьников.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на учащихся 8-11классов СОШ.
Цель: Сформировать представление обучающихся о героизме наших земляков. Показать учащимся значение Родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: способствовать усвоению знаний об основных событиях.
Развивающая: формировать у учающихся навыки и умения осуществляющие поиск информации из различных источников. Развивать у детей память, внимание.
Воспитательная: воспитывать у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, воспитание чувства уважения к героям, которые воюют за родину, за ее спокойствие и за ее будущее.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
активизация знаний учающихся в области патриотического воспитания; развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма.
Предметные УУД: способность нести личную ответственность за судьбу своей Родины; учиться анализировать свои действия, формулировать ответы на поставленные вопросы, приобретения опыта работы в группах.
Метапредметные УУД: активность гражданской позиции.
проявлять интерес к новой информации; развивать навыки сотрудничества с другими участниками.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
- открытие мемориальных досок погибшим выпускникам школы в СВО.
- Вечер намяти.
В ходе ее проведения вспоминают ребят, погибших при исполнении воинского долга в СВО.
Методы и приёмы используются для достижения планируемых результатов.
Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Для достижения планируемых результатов применяли технологии использования методов информационно-комуникационных, позволяющих вовлекать в работу всех учащихся, а также привлекать учащихся девиантного поведения.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
- исследовательский метод,
- поисковый метод,
- наглядный (просмотр видеороликов «О героизме наших земляков», коллаж фотографий «Пирбудагов Казим Абдулбасирович», «Погибшие в СВО» фото солдат);
-практический метод (поисковая работа учащихся – биография погибших воинов в СВО)
Работа по данной методике учит выполнять задания в группах, формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, проявлять интерес к героизму наших земляков.
и приёмы:
- коллективная работа.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения мероприятия немаловажное значение имела предварительная работа по подбору необходимого материала, одним из основных источников получения информации являются:
интернет.
Выставка детского творчества
Эмблемы «Zа наших»
Песни в исполнении учащихся
Танцы
Проектор
Материально-технические, информационные ресурсы
К материально-техническим относится наличие ноутбука, колонки, проектор, интерактивная доска, разрезной наглядный материал (фотографии, биографии ребят, участников СВО и т.д.)
ТСО: проектор, экран, ноутбук, колонки.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Выбранная тема предлагалась заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться, найти материал о погибших воинов с СВО.
-Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Распечатывает цветные фотографии. Подбирает музыкальное оформление. Продумывает содержание презентации. Даёт задание учащимся самостоятельно подготовить информацию о земляках, которые находились в СВО.
- При подготовке к мероприятию были учтены все материалы, которые приобретали во время подготовки.
Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
- Учащиеся работают в группах по заданию.
- Учитель помогает в создании внеклассного мероприятия.
Описание проведения воспитательного мероприятия
(сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Разработка внеклассного мероприятия
«В строю всегда, в памяти навечно!»
Ход мероприятия
I – этап мероприятия: Митинг
Митинг, посвящённый открытию мемориальной доски.
Звучит военный оркестр
У мемориальной доски стоит почетный караул
Построение школьников, гостей митинга
Учитель:
Высока, высока над землёй синева — это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышим слова: "Боевым награждается орденом".
Это значит, что где-то в ночной тишине злые пули надрывно свистят,
И что в этой борьбе, как на всякой войне, жизнь и смерть снова рядом стоят.
Учитель:
Это значит, что в этом суровом бою твой ровесник, земляк, твой сосед. Защищает любовь и надежду твою, наших окон приветливый свет.
Охраняя все то, чем мы так дорожим, он ведёт этот праведный бой,
Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь, от беды заслоняя собой.
Ученик:
Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.
Ученик:
Сегодня мы склоняем головы в память о выпускниках нашей школы
Байбулатова Абдулабека и Убайдуллаева Махача, погибших при выполнении воинского долга в спецоперации на Украине.
Учитель:
Митинг, посвященный открытию памятных мемориальных досок выпускникам школы Байбулатову Абдулабеку и Убайдуллаеву Махачу, объявляется открытым.
Звучит ГИМН РФ и РД
Ученик:
О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Сегодня 21 февраля 2023 года в школе будут открыты мемориальные доски, памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать о гибели людей, о материнском, человеческом горе.
Ученик:
С каждым годом будет уходить от нас всё дальше и дальше - век величайших открытий, компьютеров и атома, масштабных катастроф и мировых войн. Многие годы болью в сердце отзываются такие слова, как Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня, Дагестан, Моздок, Цхинвал, теперь и Украина…
Учитель:
Слово предоставляется главе городского округа «город Буйнакск» Нургудаеву Исламутдину Ахмедовичу.
Учитель:
Слово предоставляется заместителю главы города Буйнакск Багаутдинову Абдуле Шарапутдиновичу.
Учитель:
Слово предоставляется председателю собраний депутатов городского округа «город Буйнакск» седьмого созыва Даитбегову Магомедхану Даитбеговичу.
Учитель:
Слово предоставляется Начальнику Управления образованием города Буйнакск - Батыровой Шахсалам Изамутдиновне.
Ученик:
Сегодня у нас в гостях гвардии ефрейтор Гаджиев Изамутдин Шапиевич, химик роты радиационной химической и биологической защиты 136 отдельной гвардейской мотострелковой бригады.
Ученик:
С первых дней участвовал в Специальной военной операции на Украине.
Миномётно-осколочное ранение получил во время обороны села Любимовки запорожской области Украины, когда ждали в засаде батальон Азов вооружённых сил Украины 5 марта 2022 года.
Ученик:
За всё время службы имеет медали:
- "За ратную доблесть ",
- нагрудной знак «За службу на Кавказе",
- награждён медалью "За службу на северном Кавказе" и нагрудным знаком "200 лет Георгиевскому кресту".
За участие в СВО на Украине вручена Государственная награда "Медаль Жукова".
Учитель:
Слово предоставляется Гаджиеву Изамутдину Шапиевичу.
Ученик:
Право открыть мемориальные доски предоставляется родителям Байбулатова Абдулабека и Убайдуллаева Махача.
Ученик:
Приступим к возложению цветов, после чего все приглашаются в школу на наше мероприятие, которое будет проходить в актовом зале.
II – этап мероприятия «Вечер памяти»
Учитель:
Какое страшное слово война …
Это всегда подвиг и героизм, боль потерь и слёзы матерей. До сих пор некоторые страны предпочитают решать проблемы силой оружия, а это значит, что подрастающему поколению нужно быть готовым с оружием в руках защищать свою Родину, свою семью, свою страну, своё будущее.
Ученик:
Прошёл год с начала спецоперации на Украине….
Ученик:
Среди погибших есть имена, которое знакомо и дорого всем жителям нашего города, имена простых дагестанских парней из Буйнакска.
Как и вся страна с замиранием сердца следили за событиями. Страшная весть пришла о том, что при выполнении боевого долга героически погибли наши сыновья, братья.
Для каждой семьи это известие было большим горем, вместе с родными и близкими скорбили все.
Ученик:
За самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, ребята были награждены «Орденом Мужества» посмертно.
Хор учителей с песней «Верните память»
Выходят ученики 10 класса с портретами, когда у песни звучит проигрыш
Учитель:
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 31 декабря посетил штаб Южного военного округа, пообщался с военными и вручил награды военнослужащим, которые проявили мужество и героизм в ходе спецоперации на Украине.
Ученик:
Среди награжденных был отец нашей ученицы 4б класса Пирбудагов Казим Абдулбасирович.
Указом президента Российской Федерации Он был награжден знаком отличия орденом Святого Георгия – Георгиевским Крестом - IV степени.
Ученик:
Приказом Министерства Обороны Российской Федерации Казим Абдулбасирович награждён медалью Министерства обороны Российской Федерации «За воинскую доблесть» - II степени (дважды).
Выступление ученицы 4 класса Пурбудаговой Камилы
стихотворение «Праздник отцов»
Ученик:
Бессмысленные жертвы,
Бессмысленных идей.
Как много загубила
Страна своих детей.
Ученик:
И если мы забудем!
И если мы простим!
Какое ж поколенье
Тогда мы возрастим?
Кому – Звезду Героя,
Кому-медаль на грудь,
Но лучше без награды-
Живыми их вернуть…
Выступление учащихся о погибших ребят в СВО (Айшат, Алима, Карина, Патя)
Абдуллаев Абрайрат Магомеднабиевич: старший прапорщик. Проходил службу в Чеченской Республике - Ханкала в должности старшего техника автомобильной роты подвоза боеприпасов. О нём можно говорить бесконечно: добрый, смелый, вежливый, отзывчивый, заботливый, ответственный. Любящий отец троих детей. Ни в чём им не отказывал. Только в одном, когда семья просила его вернуться, ответ был один: «Только вперёд, назад нет дороги». В этом был весь Абрайрат.
Меджидов Чопанали Мурадбекович: старший сержант. С пяти лет его воспитывала тётя. Он рост крепким ребёнком. Свою воинскую службу начал с Карачаево - Черкессии в 34 мотострелковой бригаде. У него остались жена и двое детей, которые учаться в нашей школе.
Гаджиев Руслан Магомедович: младший сержант. Был неизбалованным ответственным ребёнком. Военную службу проходил в Борзе Забайкальского края. По окончании службы подписал контракт и продолжил службу командиром отделения. Где бы он не находился, мысли его всегда были о маме. В переписке с другом он писал: «Всякое может случиться со мной. Только об одном тебя прошу, не забудь мою маму. Если ей понадобиться помощь, помоги ей по мере возможности». Его любовь к матери была безгранична.
Магомедов Ахмед Гамзатович: сержанта знали как добросовестного и честного парня. Свою любовь встретил в Ангарске Иркутской области, где он начал свой воинский путь. У него двое замечательных детей Нина и Арсен. Сержант Ахмед получил ранение несовместимые с жизнью.
Ученик:
По страницам времен
Под победные марши шагали,
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная доблесть героев.
Верность, доблесть, отвага и честь-
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть,
Время выбрало нас, время выбрало нас!
Выступление учащихся (Артур, Сергей, Магомед)
Абсаматов Ахмед Русланович: добровольцем пошёл служить родине. Настоящий герой. Такая короткая жизнь. В ноябре ему исполнилось 22 года. Не до любил, не до мечтал.
Багаутдинов Руслан Залимханович: Был рядовым. Не сразу получилось с работой после учёбы. Отслужив в армии он решил стать военным. Так и устроился в воинскую часть во Владикавказе. Недолго продлилась его служба. Украина, с. Подгорная, Запорожская область. Его родные навсегда запомнили этот адрес.
Расулов Шамиль Магомедрасулович: Ефрейтор, старший механик – водитель БМП управления роты. Настоящий герой. Его танк попал в засаду, бойцы были обстреляны. Его попытка выбраться из засады провалилась. За мужество и героизм при исполнении воинского долга он награждён Орденом мужества посмертно.
Ученик:
«Время выбрало нас» - именно так говорили солдаты и офицеры и погибали, защищая детей и стариков. Погибли, выполняя солдатский долг, но память о них жива.
Ученик:
О подвигах - стихи слагают
О славе - песни создают.
Герои никогда не умирают
Герои в нашей памяти живут!
Выступление учащихся (Жена, Абдурашид, Шамиль)
Абакаров Мухтар Абдурахманович: старший сержант. Получив аттестат, поступил в Буйнакский сельскохозяйственный техникум. Потом армия, институт. Мухтар всегда видел себя военным. Именно это помогло ему переносить все тяготы военной службы. Неоднократно был отмечен командованием грамотами и медалями. Мухтар достиг бы многого, но жизнь внесла свои коррективы.
Магомедов Шамиль Исрапилович: старший лейтенант, командир взвода. Занимался спортом, кандидат в мастера спорта по Ушу-санда. Его судьбу предопределила военная кафедра. Он связал свою жизнь с воинской службой. Шамиль всегда первым шёл в бой, неоднократно спасал своих товарищей. Но что случается, случается одни раз.
Мамаев Нурутдин Шугаибович: старший сержант. Служил в рядах Российской Армии. От рядового и командира взвода он дослужился до командира отделения. Был награждён государственной наградой «Георгиевским крестом 4 степени». С первых дней участвовал в спецоперации на Украине. Награждён Орденом Мужества посмертно.
Ученик:
Пусть подрастающее поколение проживает долгую и счастливую жизнь.
Пусть они никогда не узнают, что означает слово-война,
пусть никогда не услышат взрывы артиллеристских снарядов,
пусть все матери дождутся своих сыновей.
Ученик:
Как мало лет он прожил, - лишь только 19!
Но миг победы больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает,
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо родное.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
Выступление учащихся (Айшат, Алина, Амина)
Багаутдинов Вагаб Ильясович: стоял на страже наших границ. Он служил в населенном пункте Борзой Чеченской Республике. В очередной попытке прорыва украинских диверсантов наших границ завязался бой, в котором Вагаб пал смертью храбрых. У него остались жена и двое детей.
Османов Сунгур Алиевич: Рядовой Российской Армии, гранатомётчик. Рано остался без отца. Мама его всё сделала для того, чтобы Сунгур рост ответственным, уважительным и был первым во всем. За плечами Санкт Петербургский университет МЧС и впереди служба. Бывает служба по необходимости, но у Сунгура по желанию. Звонок 23 февраля навсегда перевернул жизнь матери.
Раджабов Руслан Магомедович: службу в Армии считал делом чести. За время прохождения службы в должности старшего водителя-радиотелефониста мотострелкового батальона показал себя исключительно с положительной стороны. Человек с высоким чувством долга и ответственности. При выполнении задания попал под артиллерийский обстрел…
Учитель:
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота. В парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений. Они - достойные сыны своих родителей, своей малой и большой родины, своей России.
Учитель:
Беспредельно горе матерей и отцов, которые потеряли своих сыновей. Какими словами утешить и поддержать их? Низкий поклон Вам, от всех нас за сыновей, которые были шустрыми мальчишками, успешными учениками, надежными и верными друзьями, опорой родителям, добросовестными и ответственными людьми.
Все, кто столкнулся с ними по жизни, оценили их порядочность, жизнелюбие, стремление помочь в большом и малом.
Выступление учащихся (Кирилл, Зайнаб)
Курбанов Али Магомедрасулович: добрый, воспитанный, мужественный, честный парень. Узнав, что его друзья находятся на Украине, пошёл воевать добровольцем. Героически погиб в перестрелке в городе Мариуполь.
Исмаилов Сабир Сиражутдинович: старший лейтенант полиции, старший уполномоченный (высотник) 4 боевого отделения специального отряда быстрого реагирования «Ястреб-Каспий». С первого дня в спецоперации на Украине. Мужественно выполнял свой долг. За время службы неоднократно был поощрен руководством МВД и Росгвардии по республике Дагестан. Достойно выполнил свой долг перед родиной.
Ученик:
С чего начинается память? – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если - с убийства? А если - со слез?
А если - с воздушной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания о том, -
Как живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране,
Где не помнящих - нет,
Попробуем это представить…
Выступление учащихся (Даниял, Шарапутдин)
Абдусаламов Хизри Алиевич: ефрейтор. Остался героем для всех и примером для подражания. У него остались двое детей и жена.
Багаутдинов Абзагир Абдулович: каким он был? Просто он был моим старшим братом. Служил в Государственном разведуправлении во внешней разведке. Погиб героем, спасая своих товарищей с боевого расчёта, прикрыв их собой.
Магомедов Магомед Шахбанович: командир гранатомётного отделения. Воля и отвага были его главными качествами. Проявил невероятную храбрость в схватке с врагом. Но не зря говорят «Шальная пуля».
Учитель:
Бег времени не остановишь, и не изменишь ничего…
Нет с нами тех, кто дорог сердцу, чей образ в памяти ещё…
Плывут их души облаками, и слёзы льют грибным дождём,
И наблюдают, наблюдают за тем, как мы вот здесь живём…
Дают советы в сновиденьях, оберегают от беды…
А мы …порой не замечаем слова средь бренной суеты…
Но память – верный наш хранитель – даёт подсказки …и тогда…
Нам…что-то в сердце вдруг напомнит: «Он с нами, здесь, и был всегда!»
Выступление учащихся (Магомеднур, Настя)
Убайдуллаев Махач Исрапилович: старший лейтенант, командир роты. Выпускник нашей школы. С братом Убайбуллой с первых дней в спецоперации. Его смертельно ранило. Умер на руках у старшего брата. Награждён Орденом Мужества посмертно.
Байбулатов Абдулабек Мурадович: единственный сын нашего завуча школы. Асият Шарапутдиновны. Выпускник нашей школы. После окончания Московского института электронных технологий решил связать свою жизнь с военной службой. И всё в жизни складывалось хорошо: семья, дом, работа и планы на будущее. Но никто и не думал, что у счастья такой короткий срок.
Ученик:
Мы преклоняем свои головы перед родителями погибших ребят.
Почтим их память минутой молчания.
Метроном (Минута молчания в память погибших)
Видеоролик о погибших ребят из Буйнакска
Ученик:
Им задают один вопрос:
«А вам бывает страшно?»
Никто не хочет умирать,
Об этом знает каждый,
Но, если просят их помочь
И защитить от смерти,
То, подавляя страх в душе,
Они в бой пойдут, поверьте.
Учитель:
Время предполагает переоценку военных событий, но подвиг российских солдат остается нравственно безупречным. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. О нем должны помнить будущие поколения во имя мира на Земле. Помнить и быть благодарными тем, кто ценой собственной жизни дарит нам великое счастье - жить.
Учитель:
Слово предоставляется директору школы Сулеймановой Миясат Назимовне
Выступление учащихся школы с песней «Россия это ты и я»
Учитель:
На этом наше мероприятие подошло к концу.
Терпения Вам и здоровья.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Методическая разработка представляет собой материал для проведения классных и внеклассных мероприятий. Классные руководители могут использовать данную методическую разработку в своей работе.
Методическая разработка даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, путём исследования, поиска, глубоко вникая к данному материалу, и это важно для индивидуального развития каждого ученика, школьника.