МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская»
/Республиканский семинар по ФГОС/
Учитель: Чернуцкая Нина Алексеевна Урок литературного чтения в 1-м классе с использованием мультимедийной презентации " В.Г. Сутеев. «Кораблик»"
Цель урока: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
Образовательные: учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить правильному, выразительному чтению; учить работать с электронной книгой.
Развивающие: развивать речь учащихся, память, умение логически мыслить и доказывать свою точку зрения, развивать творческие и изобретательские способности.
Воспитательные: формировать умение сравнивать героев сказки и их поступки, побуждать детей проявлять чувства взаимовыручки, трудолюбия и доброты.
Учебный материал:
мультимедийная презентация к уроку,
сказка В. Сутеева “Кораблик”,
выставка книг В. Сутеева,
электронные книги.
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой.
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Садитесь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
II. Речевая зарядка.
Мышонок в сапожках избушку метёт. (сл. №2)
Произнести скороговорку с разной интонацией.
Кто избушку метёт?
Что делает мышонок?
В чём мышонок?
Что мышонок метёт?
III. Актуализация знаний. Отгадывание кроссворда. (сл. №3)
Кто разносит новости по лесу? (сорока)
О ком говорят, трудолюбивый как … (муравей)
Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (утёнок)
Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. (снеговик)
В чём приносит Дед Мороз подарки детям? (мешок)
Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит.
А проснется, ну реветь, Как зовут его - (медведь).
- Прочтите слово, которое получилось. (Сутеев)
- Кто это? Что вы о нём знаете? (рассказы детей) (сл. №4)
- Какие произведения Сутеева мы читали?
- О чём, и о ком писал Владимир Сутеев?
IV. Приготовьтесь внимательно послушать сказку
Чтение сказки «Кораблик» учителем. (презентация сл. № 5 - 16)
V. Беседа по первичному восприятию текста
- Определите жанр и тему произведения.
- Понравилась ли вам сказка?
- Можете ли вы определить, какая это сказка? Авторская или народная?
- Кто автор сказки?
- Что в этом произведении сказочное?
- Что вы можете сказать о героях сказки?
- Можно ли сказать о Лягушонке, что он сам себя наказал?
-Почему друзья не взяли его с собой?
VI. Физминутка
Широка река, Высоки берега.
На берегу цыплята пляшут,
В воде лягушата скачут.
VII. Словарная работа
Чуть было не захлебнулся;
Скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца)
VII. Чтение сказки учащимися
- Откройте учебники на странице 7.
Дети читают сказку.
- Посмотрите на рисунок в учебнике.
- Какое выражение лиц у наших героев? Почему?
- А какое выражение лица у Лягушонка? Почему?
VIII. Игра «Угадай сказку». Работа в группах.
Дети делятся на 5 групп. Каждая группа выбирает командира.
Командир включает электронную книгу, по указанию учителя ищет нужную сказку. Учащиеся читают указанный отрывок из сказки, а затем инсценируют его. Дети из других групп должны угадать сказку.
«Яблоко»
«Мешок яблок»
«Под грибом»
- Зайца не видели? – спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба – радуются.
«Палочка – выручалочка»
Вошли в лес. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
- Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
- Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом
и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза - сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул - и бежать!.. Так и убежал, ни разу не обернувшись.
- Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
- Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, - ответил Ёжик.
«Ёлка»
Повели белки и зайцы Снеговика к Медведю. Медведь в берлоге спал – еле его разбудили.
Рассказал ему Снеговик про то, как послали его ребята с письмом к Деду Морозу.
- Письмо? – заревел Медведь. – Где оно?
Хватились – а письма-то и нет!
- Без письма вам Дед Мороз ёлку не даст, - сказал Медведь. Лучше идите назад домой, а я вас из лесу провожу.
IX. Работа в тетрадях. Моделирование обложки.
Выполнение упражнения №1.
Сравнение обложек.
- Какова тема сказки? (животные)
- Каким цветом закрасим круг? (раскрашивают)
- Напишите название сказки. (сл. №17)
Работа в парах. Выполнение задания №2.
- Вспомните героев сказки «Кораблик» и выполните задание №2 в парах. (проверка) (сл. №18)
Выполнение задания №3. (по времени)
X. Пересказ сказки с опорой на рисунки
сл. №19, 20, 21.
XI. Беседа о дружбе.
- Ребята, как вы думаете о чём эта сказка?
- Какие качества мы должны взять себе в пример?
(трудолюбие, дружба, товарищество, находчивость, смекалка и т.д.)
- Какие пословицы знаете о дружбе? (Сл. №22)
XII. Обобщение изученного и подведение итогов урока.
- С какой новой сказкой вы сегодня познакомились?
- Назовите еще раз автора сказки.
- Какие он произведения писал?- Сказки о животных, о детях.
- Какую главную мысль содержит сказка? Найдите главные слова.
-Владимир Сутеев написал очень много интересных сказок. Некоторые из них вы можете видеть на этой выставке и прочитать сказки в этой замечательной книге (Показ книг В. Г. Сутеева). По его сказкам сняты очень интересные мультфильмы (выставка книг Сутеева)
вы сегодня: МОЛОДЦЫ !