СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация по творчеству В.Т.Шаламова. Задача урока: раскрыть содержание рассказа Шаламова, условия существования человека в тоталитарном государстве, показать характеры людей, решившихся на побег в таких сложных условиях.

Просмотр содержимого документа
«????»

ТЕМА: В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы».

ЦЕЛИ:

  • Раскрыть содержание рассказа Шаламова, условия существования человека в тоталитарном государстве, показать характеры людей, решившихся на побег в таких сложных условиях.

  • Развивать навыки анализа эпического произведения, навыки устной речи, рассуждения, обобщения, подведения итогов урока.

  • Способствовать патриотическому воспитанию, воспитанию гордости за героические поступки людей, жаждущих свободы.



ЗАДАЧИ:

  • содействовать развитию умений структурировать полученную информацию;

  • способствовать развитию навыков монологической и диалогической речи:

  • научить составлять  сравнительную характеристику героев;

  • способствовать развитию осознанной необходимости  читать книги

  • совершенствовать навыки работы с рассказом.



  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Требуемые умения:

  • умение анализировать главы рассказа, героев и действующих лиц;

  • умение отбирать материал по заданному вопросу;

  • формирование у обучающихся техники позиционного анализа;

  • выработка умений работать самостоятельно.

  

ТИП УРОКА: комбинированный.




МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа.


НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: мультимедийный проектор, фильм «Последний бой майора Пугачева».




СЛОВАРНАЯ РАБОТА: репатриация, композиция, тематика, проблематика, сюжет, лагерная проза, стилистическая фигура, метафора.


ЭПИГРАФ:

Они бывалые солдаты 
И не боятся умирать.

В. Шаламов «Суриков. «Утро стрелецкой казни»

Ни шагу обратно! Ни шагу!
Приглушены сердца толчки.
И снег шелестит, как бумага,
Разорванная в клочки.

Сухой, вездесущий, летучий,
Он бьёт меня по щекам,
И слишком пощёчины жгучи,
Чтоб их отнести к пустякам.

В. Шаламов «Ни шагу обратно!..



Ход занятия:

Этап урока

Наглядность , ТСО, компьютерные технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся


Время











(мин)

1

Организационный момент и целеполагание

Тема, цель

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия.

Подготовка к уроку. Слушают информацию о ходе урока и плане работы на уроке. Совместно с преподавателем определяют цели занятия.

5 мин

2

Актуализация знаний

Введение в изучение темы, объяснение причин изучения лагерной прозы, ее особенностей

Объясняет порядок изложения темы урока, его структуру.

Регулятивные: слушают учителя, записывают в тетрадь словарные слова, объясняют их лексическое значение.

Познавательные: принимают участие в обсуждении контрольных вопросов.


3 мин

3.

Вводная беседа


Рассказ о лагерной прозе. История создания «Колымских рассказов».


Регулятивные: обучающиеся записывают в тетрадь основные положения беседы.


12

мин

4

Лекция с опорой на статью учебника о творческой биографии В.Ш.Шаламова

Краткая презентация библиографических данных

Рассказывает о биографии писателя

Познавательные: каждый студент выбирает основные страницы биографии писателя, влияние событий на написание произведений.



Регулятивные: записывают в тетрадь основные события жизни и творчества, составляют хронологическую таблицу.

20

мин

5.

Анализ рассказа

«Последний бой майора Пугачева»

Презентация рассказа «Последний бой майора Пугачева»



Просмотр отрывков из фильма «Последний бой майора Пугачева»

Вопросы к беседе;

1. Почему автор не знает, с чего начать рассказ?

2. Что мы узнаём о заключённых 30 годов ?

3. Что предприняли заговорщики, чтобы выжить? Почему?

4. Зачем так подробно описывается начало побега? Почему у заговорщиков всё получилось? Какие качества характера этих людей проявились??

5. Почему майор застрелился? Может быть, он смог бы спастись?

Познавательные: высказывают свое мнение, дают оценку герою и произведению.

45

мин

6.

Обобщение и выводы


- Случайно ли именно такую фамилию своему герою выбрал автор?
-Что общего у этих героев?
-Вспомните калмыцкую сказку Пугачёва в «Капитанской дочке».



Домашнее задание


Познавательные: высказывают свое мнение о прочитанном и увиденном, дают оценку рассказу, делают выводы.

5

мин





  1. Вводная беседа.

Варлам Тихонович Шаламов провёл советских тюрьмах и лагерях семнадцать лет: с 1929 по 1932 – в североуральских и с 1937 по 1951 год – в колымских. Он выжил, чтобы свидетельствовать о тех ужасных условиях, в которых невинные люди не имели права остаться в живых. Главная книга его жизни – «Колымские рассказы», откуда взят рассказ «Последний бой майора Пугачёва».

Многие его рассказы показывают то, как сталинские годы сломали судьбу огромному количеству людей. Но также Шаламов обращает внимание и на многие нравственные проблемы человека. Те жесткие и критические условия, в которых оказывались люди не по своей воли, раскрывали их истинную натуру.

Некоторых такие препятствия и невзгоды сломали, а некоторые пережили этот бой с честью и достоинством. Этой темы и касается знаменитый рассказ Варлама Шаламова - "Последний бой майора Пугачева".



  1. Лекция. Творческая биография В.Ш.Шаламова.

ШАЛАМОВ, ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ (1907–1982), русский советский писатель. Родился 18 июня (1 июля) 1907 в Вологде в семье священника. Воспоминания о родителях, впечатления детства и юности воплотились впоследствии в автобиографической прозе Четвертая Вологда (1971).

    В 1914 поступил в гимназию, в 1923 окончил вологодскую школу 2-й ступени. В 1924 уехал из Вологды и устроился работать дубильщиком на кожевенном заводе в г.Кунцево Московской обл. В 1926 поступил в МГУ на факультет советского права.

    В это время Шаламов писал стихи, участвовал в работе литературных кружков, посещал литературный семинар О.Брика, различные поэтические вечера и диспуты. Стремился активно участвовать в общественной жизни страны. Установил связь с троцкистской организацией МГУ, участвовал в демонстрации оппозиции к 10-летию Октября под лозунгами «Долой Сталина!» 19 февраля 1929 был арестован. В автобиографической прозе Вишерский антироман (1970–1971, не завершена) написал: «Этот день и час я считаю началом своей общественной жизни – первым истинным испытанием в жестких условиях».

    Шаламов был осужден на три года, которые провел на северном Урале в Вишерском лагере. В 1931 был освобожден и восстановлен в правах. До 1932 работал на строительстве химкомбината в г.Березники, затем возвратился в Москву. До 1937 работал журналистом в журналах «За ударничество», «За овладение техникой», «За промышленные кадры». В 1936 состоялась его первая публикация – рассказ «Три смерти доктора Аустино» был напечатан в журнале «Октябрь».

    12 января 1937 Шаламов был арестован «за контрреволюционную троцкистскую деятельность» и осужден на 5 лет заключения в лагерях с использованием на физических работах. Он уже находился в следственном изоляторе, когда в журнале «Литературный современник» вышел его рассказ «Пава и дерево». Следующая публикация Шаламова (стихи в журнале «Знамя») состоялась в 1957.

    Шаламов работал в забоях золотого прииска в Магадане, затем, будучи осужден на новый срок, попал на земляные работы, в 1940–1942 работал в угольном забое, в 1942–1943 на штрафном прииске в Джелгале. В 1943 получил новый 10-летний срок «за антисоветскую агитацию», работал в шахте и лесорубом, пытался бежать, после чего оказался на штрафной зоне.

    Жизнь Шаламову спас врач А.М.Пантюхов, который направил его на фельдшерские курсы при больнице для заключенных. По окончании курсов Шаламов работал в хирургическом отделении этой больницы и фельдшером в поселке лесорубов. В 1949 Шаламов начал писать стихи, составившие сборник Колымские тетради (1937–1956). Сборник состоит из 6 разделов, озаглавленных Шаламовым Синяя тетрадь, Сумка почтальона, Лично и доверительно, Златые горы, Кипрей, Высокие широты.

    В стихах Шаламов считал себя «полпредом» заключенных, гимном которых стало стихотворение «Тост за речку Аян-урях». Впоследствии исследователи творчества Шаламова отмечали его стремление показать в стихах духовную силу человека, способного даже в условиях лагеря думать о любви и верности, о добре и зле, об истории и искусстве. Важным поэтическим образом Шаламова является стланник – колымское растение, выживающее в суровых условиях. Сквозная тема его стихов – отношения человека и природы (Славословие собакам, Баллада о лосенке и др.). Поэзия Шаламова пронизана библейскими мотивами. Одним из главных произведений Шаламов считал поэму Аввакум в Пустозерске, в которой, согласно авторскому комментарию, «исторический образ соединен и с пейзажем, и с особенностями авторской биографии».

    В 1951 Шаламов был освобожден из лагеря, но еще в течение двух лет ему было запрещено покидать Колыму, он работал фельдшером лагпункта и уехал только в 1953. Его семья распалась, взрослая дочь не знала отца. Здоровье было подорвано, он был лишен права жить в Москве. Шаламову удалось устроиться на работу агентом по снабжению на торфоразработках в пос. Туркмен Калининской обл. В 1954 начал работу над рассказами, составившими сборник Колымские рассказы (1954–1973). Этот главный труд жизни Шаламова включает в себя шесть сборников рассказов и очерков – Колымские рассказы, Левый берег, Артист лопаты, Очерки преступного мира, Воскрешение лиственницы, Перчатка, или КР-2. Все рассказы имеют документальную основу, в них присутствует автор – либо под собственной фамилией, либо называемый Андреевым, Голубевым, Кристом. Однако эти произведения не сводятся к лагерным мемуарам. Шаламов считал недопустимым отступать от фактов в описании жизненной среды, в которой происходит действие, но внутренний мир героев создавался им не документальными, а художественными средствами. Стиль писателя подчеркнуто антипатетичен: страшный жизненный материал требовал, чтобы прозаик воплощал его ровно, без декламации. Проза Шаламова трагедийна по своей природе, несмотря на наличие в ней немногочисленных сатирических образов. Автор не раз говорил и об исповедальном характере Колымских рассказов. Свою повествовательную манеру он называл «новой прозой», подчеркивая, что ему «важно воскресить чувство, необходимы необычайные новые подробности, описания по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную рану». Лагерный мир предстает в Колымских рассказах как мир иррациональный.

    Шаламов отрицал необходимость страдания. Он убедился в том, что в пучине страдания происходит не очищение, а растление человеческих душ. В письме к А.И.Солженицыну он писал: «Лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно».

    В 1956 Шаламов был реабилитирован и переехал в Москву. В 1957 стал внештатным корреспондентом журнала «Москва», тогда же были опубликованы его стихи. В 1961 вышла книга его стихов Огниво. В 1979 в тяжелом состоянии был помещен в пансионат для инвалидов и престарелых. Потерял зрение и слух, с трудом двигался.

    Книги стихов Шаламова выходили в СССР в 1972 и 1977. Колымские рассказы изданы в Лондоне (1978, на русском языке), в Париже (1980–1982, на французском языке), в Нью-Йорке (1981–1982, на английском языке). После их публикации к Шаламову пришла мировая известность. В 1980 французское отделение Пен-клуба наградило его Премией свободы.

    Умер Шаламов в Москве 17 января 1982.


  1. Беседа по вопросам.

Варлам Шаламов полагал свои «Колымские рассказы» неразрывным целым. Исследователям творчества В. Шаламова еще предстоит найти алгоритм, объединяющий его рассказы – каждый из которых представляет собой уникальный и сложный по организации текст – в пять циклов, и затем в единую книгу, мощную и неповторимую по художественному впечатлению.

В пределах каждого цикла рассказы, казалось бы, не связанные между собой сюжетной или хронологической последовательностью, соединены образами сквозных персонажей, паутиной непрямых цитат и перекрестных ссылок. Их сложное и как бы уже самостоятельное взаимодействие образует синонимические и антонимические ряды.

Бой героя за свое человеческое "я". Этот рассказ считается самым динамичным произведением в сборнике "Колымские рассказы", он отличается острым сюжетом и особой художественной выразительностью. В центре внимания - побег из сталинского лагеря, который теоретически невозможен

Уже в фабулу рассказа заключен весь драматизм подобной темы. "Последний бой майора Пугачева" - смелый и сильный рассказ, который не мог быть открыто опубликован в период "оттепели". Ведь Шаламов раскрывает непобедимый и мощных дух людей, которые за свою свободу готовы отдать жизнь.

На его героя нельзя смотреть без восхищения, а события, показанные в рассказе, производят неизгладимое впечатление на читателей. Шаламов демонстрирует то, что были люди, которых не изменили лагеря - ни фашистские, ни сталинские. Дух этих людей силен и свободен, и они готовы рискнуть всем, что у них есть - жизнью, чтобы вырваться из адской машины неволи.

В сложной композиционной системе «Левого берега» рассказ «Последний бой майора Пугачева» выглядит необычно. Сюжет рассказа основан на истории вооруженного побега. Двенадцать заключенных – бывших танкистов, летчиков, разведчиков – разоружают лагерный конвой, захватывают грузовик, пытаются прорваться к аэродрому, чтобы угнать самолет и улететь; окруженные, принимают неравный бой и гибнут.

В пределах цикла этот сюжет не вариативен во всех своих элементах, у него как бы нет другого прочтения, опровержения, композиционной и смысловой амбивалентности, свойственной шаламовскому творчеству. Возможно, отказ от техники вариации, умножения, переноса объясняется характером темы.

Вооруженный побег политических был для лагерной Колымы событием, сравнимым по уникальности с падением Тунгусского метеорита, событием, практически исключающим возможность повтора.

«Колымские рассказы» – трудное чтение. И связано это не только и не столько с их тематикой, сколько с глубиной и плотностью их художественной атмосферы. Прямая переадресация читателя к военной прозе – привычному и сравнительно более легкому чтению.

Сложности тут начинаются с первых строк:

а) Варлам Шаламов определял «Колымские рассказы» как «новую прозу». Одним из основных свойств «новой прозы» Шаламов считал ее абсолютную достоверность и называл это «прозой, пережитой, как документ». Но в начальной фразе рассказа «Последний бой майора Пугачева» автор определяет характер будущего повествования словом «легенда», тем самым как бы нарушая собственный художественный канон. Ибо лагерная легенда – обычно у Шаламова снабжаемая презрительным довескомком -комментарием: «не веришь – прими за сказку» – не может восприниматься как документ даже самым доверчивым читателем.

б) Действие «Колымских рассказов» происходит «здесь» и «сегодня». Перемещаясь в пространстве, заключенный фактически не меняет своего положения в лагерной системе координат, (Упоминаемые рассказчиком географические объекты – реки, сопки, прииски – существуют в «Колымских рассказах» как бы отдельно, пространство «Колымских рассказов» представляет собой объединение изолированных геометрических точек.) Перемещение во времени также почти невозможно – огромные сроки заключения, иррациональность лагерного мира, неизбежный распад памяти и логических функций мозга лишают героев «Колымских рассказов» способности воспринимать течение времени, обращают «сейчас» в неколебимое «всегда» – «а после перестаешь замечать время и Великое Безразличие овладевает тобой.



ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Почему автор не знает, с чего начать рассказ? Что даёт читателю такая разрозненная информация?

Автор перечисляет виновных в произошедшем или что-либо знающих о нём, чтобы показать, как много людей было связано с ним. Из отдельных сведений мы узнаём, какие порядки существовали в стране, видим панораму жизни, определяем меру ответственности людей, охраняющих государственных преступников, которые должны были знать заранее, что может случиться. Но они ничего не подобного даже не предполагали, потому что давно такого не было


2. Что мы узнаём о заключённых 30 годов и о репатриантах?

Чем они отличались и почему? Почему такое событие стало возможно?

Арестанты 30 годов были случайными жертвами. «Отсутствие единой объединяющей идеи ослабляло моральную стойкость арестантов чрезвычайно. Они не были ни врагами власти, ни государственными преступниками, и, умирая, они так и не поняли, почему им надо было умереть. Их самолюбию, их злобе не на что было опереться. И, разобщённые, они умирали в белой колымской пустыне – от голода, холода, многочасовой работы, побоев и болезней. Они сразу выучились не заступаться друг за друга, не поддерживать друг друга. К этому и стремилось начальство. Души оставшихся в живых подверглись полному растлению, а тела их не обладали нужными для физической работы качествами». Они были полностью порабощены и не способны были на сопротивление, это было немыслимо. Поэтому лагерное начальство не «ждало ничего нового».

3. Что узнали новые заключённые о лагерных привычках «аборигенов»?
Что такое «настоящий голод»? Разве можно кусочком хлеба продлить удовольствие от еды, если ты вообще голоден? Что заставляло людей поступать так?

Такая привычка сложилась у людей из чувства самосохранения, выработалась не сразу, но закрепилась, потому что помогала выжить. Наверное, человеку не так уж много требуется пищи каждый день, как мы привыкли думать.

4. Что предприняли заговорщики, чтобы выжить? Почему? Какая мысль с самого первого дня овладела майором Пугачёвым?

Выжить в забое они бы не смогли: уж слишком тяжкие условия там были. Поэтому участники заговора постепенно «продвигались в обслугу».
Оставаться в таких условиях долгие годы жизни майор, привыкший принимать решения самостоятельно, не мог. «Если не убежать вовсе, то умереть – свободными», - такова цель заговорщиков.

5. Прочитайте описание колымской весны.

Короткая, но ослепительная, как и оставшаяся жизнь осуждённых воинов.

6.Зачем так подробно описывается начало побега? Почему у заговорщиков всё получилось? Какие качества характера этих людей проявились?

Всё было продумано до мелочей, всё было рассчитано, удачно было выбрано время, каждый без суеты выполнял то, что и мог сделать в такой ситуации. Беглецы почувствовали себя снова солдатами. 
Это смелые, мужественные люди, наблюдательные и ответственные. Они прошли войну и знали, что в таких условия важна каждая деталь. Но они и великодушны, знают цену человеческой жизни – не стали зря губить людей. Ведь они не могли не понимать, что эти же солдаты, которых они не стали расстреливать, будут посланы за ними в погоню.

7.Почему тайга для них не была страшнее Стохода? Найдите описание тайги. Какое значение имеет этот пейзаж в рассказе? Почему деревья сравниваются с людьми?

Хрупкая природа Колымы в условия постоянного холода и короткого лета приспособилась к условиям жизни, использует каждый вершок оттаявшей земли, чтобы выжить. Тяжёлые, мощные деревья не ломались, падали в одну сторону, куда постоянно дул ветер. Так и люди, сильные и стойкие, не гнулись и не ломались, предпочитали смерть все вместе, так погибли восставшие.

8. Почему устраивались на ночь быстро, привычно? Какое значение имеет описание ночи? Что для майора Пугачёва открылось этой ночью?

Пугачёв привычно искал на небе свои звёзды, как привык на войне. Звезда пешеходов располагалась непривычно, как символ смены положения майора – он был не охотником, а зверем. Такова судьба человека, стремящегося к свободе, в тоталитарном государстве.
Ночь была, возможно, последней в жизни майора. Хоть и свободной, вольной, но и последней. Это была ночь воспоминаний страшного крестного пути. Страшен вывод, который делает майор в конце своей жизни: он честно воевал, защищая родину, бежал из плена при первой возможности, но оказался не нужен власти, которая должна быть ему благодарной. Власть его боялась, потому и упряталав места не столь отдалённые.
Такая же судьба была и у его товарищей, которые согласились умереть на свободе, как воины, чем прозябать неизвестно сколько под конвоем. 
Невольно вспоминается представление о почётной смерти в бою древних воинов.

9.Найдите в тексте, о чём думал майор ночью после побега. Чем гордился Пугачёв, перебирая в памяти события последних часов?

Пугачёв гордился своими товарищами, видел, что они понимали, на что шли, поэтому всё у них получилось. Он гордился тем, что многие в лагере знали о готовящемся побеге, но никто не побежал на вахту с доносом.

10.Как описывается бой восставших? Почему так бесстрастно описан бой пугачёвцев и их гибель? Почему начальник отряда охраны сознательно бросился под пули?

Люди готовы были умереть и погибали достойно, как и полагается солдатам. Для них это была привычная работа. Такое повествование больше всего действует на читателя.

11.Чем закончился бой? Почему о результате боя мы узнаём от хирурга Браудэ? Почему беглецов привозили только мёртвыми?

Именно он принимал раненых солдат и констатировал гибель людей. К нему стянулись все сведения.

12.Какова судьба людей, прямо или косвенно связанных с этим побегом?

Кто для Пугачёва был лучше всех, достойнее всех?


13.Почему в последние минуты жизни Пугачёв вспоминает и свою учительницу? Почему майор застрелился? Может быть, он смог бы спастись?

Очевидно, учительница в старой кофте была нравственным ориентиром для майора.
Он знал, что его всё равно найдут, и предпочёл сам уйти из жизни.

  1. Подведение итогов.

– Случайно ли именно такую фамилию своему герою выбрал автор?
– Что общего у этих героев?
– Вспомните калмыцкую сказку Пугачёва в «Капитанской дочке».

Выводы: В любых условиях человек должен оставаться достойным своего положения. Достойны уважения только нравственная чистота, верность, преданность, сохранение чести и достоинства, героизм и мужество, проявленные в любых условиях.

"Последний бой майора Пугачева" - это история настоящего подвига, который главный герой совершает ради того, чтобы оставаться самим собой. Это и показывает его истинное, подлинное "я" - он готов бороться за свою свободу, за свою правду, даже если это приведет его к смерти.

Подобный герой и раскрывает основной замысел автора - в одной личности собраны все те характеристики, которые и показывают настоящий русский дух. Герои, которые предпринимают попытку побега из лагеря, изначально знают о том, то спасение практически невозможно.

Но они готовы рискнуть, и это вызывает восхищение и уважение. Подобным сюжетом Шаламов хотел подчеркнуть, что человека можно поместить в самые ужасные условия и создать самые жесткие обстоятельства, но сила его духа и личности все равно останется вместе с ним.

Но нельзя упускать и того, на что Родина толкает таких людей - ведь они смело сражались за нее и ее народ, и пережили немецкие лагеря. За это их и отправляют в другой лагерь, и становится понятно, как власть обходиться с людьми, которые героически защищали свою землю и своих соотечественником.







Просмотр содержимого презентации
«???????»

«Последний бой майора Пугачева»  Варлам Тихонович Шаламов

«Последний бой майора Пугачева» Варлам Тихонович Шаламов

Кратко об авторе:

Кратко об авторе:

  • Варлам Шаламов родился 5 июня( 18 июня1907  в  Вологде  в семье священника   Тихона Николаевича Шаламова . Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В  1914 году  поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. Юношеским его идеалом становятся народовольцы  — жертвенность их подвига, героизм сопротивления всей мощи самодержавного государства. Уже в детстве сказывается художественная одарённость мальчика — он страстно читает и «проигрывает» для себя все книги — от  Дюма  до  Канта .
Кратко о авторе:

Кратко о авторе:

  • Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых  Литфонда  (в  Тушине ). Тем не менее и там он продолжал писать стихи.  15 января   1982 года  Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел  пневмонией  и скончался  17 января   1982 года .
Последний бой майора Пугачева

Последний бой майора Пугачева

  • Майор Иван Васильевич Пугачёв сражался на фронте, после тяжелого ранения попал в плен. Во время наступления советских войск немцы решают ликвидировать военнопленных. Незадолго до расстрела в лагерь приезжает генерал Власов, который агитирует вступить в РОА. Пугачёв с товарищами решается на побег. Им удаётся добраться до своих, после чего их как власовцев отправляют на 10 лет на Колыму.

  И вдруг повернулся, швырнул одному надзирателю в глаза горсть перца и схватил наган. Одновременно дневальный кинулся ко второму надзирателю, мгновенно заломил ему руку за спину, набросил на шею проволочную петлю и стал душить. Скомандовав: “Ни звука!” — нарядчик, держа обоих врагов на мушке, перерезал провод. Потом они раздели и связали дежурных. Натянув на себя военную форму, выпустили из лагеря шесть зеков, вместе с ними незаметно проникли в казарму, разоружили еще несколько надзирателей и обобрали склад оружия и боеприпасов. Затем вернулись в лагерь и начали выводить заключенных. Они намеревались освободить все лагеря в долине Ат-Урьяха, чтобы легче было исчезнуть в многотысячной толпе. Но пост на вышке возле ворот заметил, что зеки выходят не бригадами, и выстрелил из автомата, когда понял, что провод перерезан. Его тут же скосили очередью, но момент неожиданности был упущен. В соседних лагерях подняли по тревоге бойцов и надзирателей, выехали грузовики с опергруппами: кое-где солдаты обстреливали друг друга, в небо летели ракеты, связь была нарушена, и никто ничего толком не знал. Толпа полуголодных, измученных людей хлынула по дороге в направлении к колымской трассе.

Их скоро остановили оперативники на грузовике: стреляя поверх толпы, заставили лечь, потом погнали обратно в лагерь, заперли в бараках и стали избивать подряд, без разбора. Одна машина остановилась на перекрестке, чтобы закрыть беглецам дорогу. Из придорожных кустов на нее обрушился сильный пулеметный огонь. Бойцы так и не успели выпрыгнуть — их сразили наповал. Водитель, получив пистолетный выстрел в упор, вывалился из кабины, но не потерял сознание. Он видел, как из кустов выскочили люди в военной форме, выбросили из кузова трупы, погрузили два пулемета, ящики с боеприпасами, несколько винтовок и автоматов, как восемь человек сели в машину и она умчалась по большой дороге. К рассвету в районе подняли гарнизоны, в лагерях закрыли на замок все бараки, усилили посты на вышках. Из охранного дивизиона в Оротукане выехали мощные “даймонды” с солдатами. С сеймчанского аэродрома вылетели самолеты в поисках угнанной машины. В лагере прииска имени Максима Горького всех зеков выгнали на линейку, поставили на колени по пяти и начали выявлять отсутствующих. После бесчисленных криков и пинков — ведь нарядчик, который лучше всех знал в лагере людей, бежал — установили личности беглецов. Семь из них были в прошлом военными, власовцами, и еще один — немой узбек, осужденный за убийство милиционера.

Народ загнали обратно в бараки, против дверей поставили пулеметы и предупредили, что будут стрелять по первому, кто посмеет открыть дверь. В ходе проверки производили повальный обыск, результатом которого были фантастические кучи из пожитков»

Народ загнали обратно в бараки, против дверей поставили пулеметы и предупредили, что будут стрелять по первому, кто посмеет открыть дверь. В ходе проверки производили повальный обыск, результатом которого были фантастические кучи из пожитков»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!