СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира во 2 классе.Помощь учителю при подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "В царстве грибов"»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Дмитриева Ольга Сергеевна

ОУ: МОУ «Колтушская СОШ им.ак.И.П.Павлова»

Класс: 3 «б»

УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока : «В царстве грибов».

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цель урока: Создание условий для формирования у учащихся представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи урока : выяснить строение грибов, научиться различать съедобные и несъедобные грибы, сформулировать правила сборки грибов.

Ресурсы урока:

Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, смарт-доска, электронное приложение к учебнику.

Наглядные пособия: карточки с названием групп животных, фотографии грибов,плакат.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник Окружающий мир» А.А.Плешаков для 3 кл, карточки с заданиями для групповой работы, таблица «Группы животных и их признаки», листы самооценки, дополнительные сведения о группах животных, толковый словарь.

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить с особенностями строения шляпочных грибов,

-показать значение грибов в жизни растений, животных и человека,

-сформулировать правила сбора грибов с использованием текста и личного опыта учащихся,

-развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы,

-развитие умения классифицировать объекты природы,

-воспитывать бережное отношение к природе в целом и к царству грибов в частности,

-способствовать воспитанию правильного поведения в природе.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- умение строить речевые высказывания, слушать других;

- аргументировать сою точку зрения.

 Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка результатов работы;

Познавательные УУД:

- Читать и слушать, отбирая нужные сведения;

- Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы ;

- Развивать речь учащихся;

- Развивать логическое мышление учащихся.

Личностные:

- навыки культурного поведения при общении;

-формирование  положительного отношения к познавательной деятельности;

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-понимать необходимость и важность бережного отношения человека к природе





Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД


1.Орг.

момент.


Постановка учебных задач.

Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.

Какая погода сегодня?

Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас было тепло и уютно Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Торопись скорее в класс, Интересно здесь у нас!

- Я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,

И знанье новое открыл.

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь всем рассказать».

Настраиваются на работу.



Дежурный ученик даёт прогноз погоды на сегодняшний день, остальные дети сравнивают его с вчерашним днём.


Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

.


2.Актуализация знаний.

а) Работа с дневником наблюдения.

Урок окружающего мира начинаем с прогноза погоды.

– Начинаем урок по окружающему миру. Откройте дневник наблюдения, посмотрите в окно, какой день, солнечный или пасмурный? Отметьте.

– Кто скажет о направлении ветра?

– Подойдите к окну, посмотрите на градусник. Какую температуру он показывает? Отметьте.

– Какие изменения произошли сегодня в природе? Уберите дневники.

б) Индивидуальная работа(см. приложение №1):

а) По словесным схемам построй модели развития животных.

б) Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений и подпиши их.

в) Составь цепи питания.

в) Фронтальный опрос:

Послушайте стихотворение и подумайте, куда я хочу пригласить вас сегодня?

Учитель читает четверостишие:

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Чудные тайны откроете эти.

- Природа приносит нам множество удивительных загадок. И с одной из них мы и попытаемся сегодня познакомиться.

- Посмотрите на экран (слайд 2).

(На экране показаны объекты живой и неживой природы).

Вода Ель

Береза Лисица

Дятел Подберезовик

Мухомор Песок

Сыроежка Лягушка

Сирень Ящерица

Щука Ландыш

- На какие две группы мы можем разделить эти объекты?

- Назовите предметы неживой природы?

- Куда относятся оставшиеся объекты?






- Назовите признаки живой природы.

- На какие группы мы можем разбить объекты живой природы?

- Какие царства живых организмов мы уже с вами изучили?


Назовите царства живой природы:


-царство растений

-царство животных


- Распределите предметы на картинках по царствам.

Фиксируют наблюдения в дневнике.




Докладывает «гидрометцентр»

Несколько человек работают на индивидуальных карточках



















В лес.

На объекты живой и неживой природы.


















Песок, вода.


К живой природе.

Дети распределяют картинки на 2 группы:

Живая и неживая природа


Предметы живой природы дышат, питаются, растут, размножаются, двигаются, умирают.







Растения, животные, грибы.

Царство растений и животных.

Царство животных: лисица, дятел, лягушка, ящерица, кузнечик, щука.

Царство растений: ель, береза, сирень, ландыш.


Дети в затруднении.






Научиться распределять на новые для нас группы,


Памятка.

1.Прочитай текст.

2.Ответь на вопросы.

3.Создай проект.

4.Представь проект классу.






Коммуникативные:

-излагать свое мнение

- участвовать в диалоге



Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-выражать свои мысли и действия;

-создавать устные и письменные тексты.



Познавательные:

-находить информацию в тексте.

-анализировать и обобщать.










3

Сообщение темы и целей урока.

- Что осталось? Как вы думаете, какое ещё существует царство природы?

Вопрос.

-Кто самые древние представители животного мира на нашей планете?


- Сформулируйте тему урока (слайд 3).

- Давайте, поставим учебные задачи перед собой. Чему мы будем учиться на уроке? (Совместная постановка задач урока).

– Изучать царство грибов мы отправимся в глубинки сказочного леса.

- Руководство над экскурсией, я беру на себя. Во время путешествия будьте внимательны, слушайте, запоминайте. Соблюдайте правила поведения в лесу, чтобы не заблудиться. В конце каждый составит отчёт о проделанной работе. Итак, в путь!

Подберезовик и мухомор. Царство грибов.

Тема урока: «В царстве грибов».

Дети формулируют задачи урока:

-выяснить строение грибов;

-научиться различать съедобные и несъедобные грибы;

-сформулировать правила сборки грибов.





Дети в замешательстве

-Регулятивные:

определить цель (проблему);

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

4

Восприятие и осмысление нового материала.

- Ребята, чтобы нам было веселее идти и не заблудиться, с нами хочет отправиться главный житель грибного царства. Отгадайте, как его зовут?

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый...

(Появление белого гриба на слайде)

- Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

(На доске появляется большая корзина).

а) Фронтальная работа:

(Сравнительная характеристика (на доске):

- Какие части растений вам известны?



- Давайте, с вами подумаем, чем отличаются растения от грибов?


-Какие части гриба вы знаете?


-Возьмите,карточки №2 (см. приложение №2 «Строение гриба»). Обозначьте части гриба (слайд 4).

- Кому удалось справиться с этой работой? А кому было трудно? А где мы можем узнать об этом?

Я предлагаю вам обратиться к словам для справок (появляются на слайде).

Слова для справок: грибница, ножка, шляпка (на экране).

- Сравните со схемой на доске, так ли у вас? Просигнальте.
































б) Работа в группах:

-Назовите те части гриба, которые находятся над землёй. Чтобы узнать о них подробнее, поработаем в группах.

-Как вы, наверное, заметили, грибы растут группками, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте, почему?

- Что мы должны соблюдать, когда собираем грибы? Какой вывод мы можем сделать?

























-Молодцы, ребята. За хорошую работу у нас в корзинке появляются первые грибы.

(На доске в корзине появляются два гриба с правилами, которые вывели дети).









Гриб.


















- Корень, стебель, листья, цветок, плод.


- Нет листьев, стебля и др.


- Шляпка и ножка.






-В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе шляпка и ножка образуют «плодовое тело».

- Грибница - она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями, только она способна вырастить плодовое тело, без неё не будет грибов.

- Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.






1 группа работают с текстом (см. приложение №2«Текст для работы в группах») и находят ответ на вопрос: «Какие процессы происходят в шляпке гриба?»

2 группа – работают с текстом (см. приложение №2«Текст для работы в группах») и находят ответ на вопрос: «Какие процессы происходят в ножке гриба?»

-Другая часть находится под землёй и называется грибницей.

3 группа – работают с текстом в учебнике (с.112-113) и отвечают на вопрос: «Какие процессы происходят в подземной части гриба?»



Формулируют правила.

1.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай листву


5

Физ. минутка.

Наконец мы отдохнём.

Собирать грибы пойдём.

Вот мы видим боровик.

Шляпкой к дереву приник.

Мы сорвём тебя, дружок,

И положим в кузовок.

А сейчас сорвём другой

И отправим за тобой.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы пойдём домой опять.


Выполняют физические упражнения


6

Закрепление полученных знаний.

Наша экскурсия продолжается. Ребята, а ходили ли вы в лес за грибами?

- Какие грибы вы знаете?

- А узнаете ли вы их?!

Игра «Доскажи словечко»

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я ………………..…

2. Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще.

3. В красно-белой шляпке,

Расту в лесу, ребятки,

Поднимают люди ор:

- Гляньте, это ж ……..

4. Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

5. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят четом

Золотистые ……………...

6. Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые …

7. На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная…

8. Мы набрали шесть охапок

Ярких разноцветных шляпок.

И теперь без спешки

Жарим…

9. Рядом с ягодой брусничной

Гриб, по виду симпатичный.

Но не будь грибник беспечным,

Этот гриб зовется ………….

10. Этот гриб растёт в теплицах,

В грядках влажных в торфяницах,

Шляпка – беленький шиньон

Это - точно …

- Теперь мы возьмём воображаемые корзинки и отправимся на так называемую «тихую охоту» (так называется собирание грибов, название придумал Сергей Аксаков – писатель, знаток русской природы).










- Как называются грибы, которые вы положили в корзину?

- А другие грибы? Как ещё их называют?

- Все ли несъедобные грибы являются ядовитыми?

- А какие это грибы?




- Что делать, если вы нашли гриб, который не знаете?


- Что делать, если вы нашли старый гриб?

- Опытный грибник знает грибные места. А знаете ли вы, что на нашей планете более 100 тыс. грибов. При этом для человека важны приблизительно 500 видов. Более 300 опасны.

Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

Многим известны подосиновики, белые грибы, подберезовики, а слышали ли вы про такие грибы как сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, паутинник фиолетовый, грифола курчавая, шишкогриб хлопьеножковый? Посмотрите на них(слайд 6).

- А как вы думаете, почему вы о них не слышали?

- Эти виды грибов внесены в Красную книгу России и нуждаются в особой охране.

- Итак, что мы должны соблюдать при сборе грибов? Какие выводы мы можем сделать?















- Хорошо, ребята. В нашей корзине опять пополнение.

(На доске в корзине появляются еще несколько грибов с правилами).

Самостоятельная работа (приложение №2 карточка №3):

-Наше путешествие по лесу подошло к концу, а чтобы выяснить, как вы усвоили новый материал, предлагаю выполнить письменный экспресс опрос (если согласны с утверждением ставите +, не согласны ставите – ).

Самопроверка :

Грибы – это растения.

Главной частью гриба является плодовое тело.

Может ли гриб вырасти на дереве?

Животные едят несъедобные грибы.

Шампиньон — это ядовитый гриб.

Бледная поганка — это съедобный гриб.

Размножаются грибы спорами.










1. Подосиновик




2. Подберезовик.



3. Мухомор.





4. Опята.

5. Лисички.





6. Маслята.





7.Поганка.



8. Сыроежки.





9. Желчный.



10.Шампиньон.



















- Съедобные грибы.

- Несъедобные. Ядовитые.

- Нет. Некоторые грибы не ядовитые, но очень горькие на вкус. Например, желчный гриб.

Не срезать его.



Оставить. Не трогать его.

























- Скорее всего это редкие грибы.



1. Не надо брать старые грибы.

2. Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.

3. Не уничтожайте несъедобные грибы.







(У каждого на парте лежат карточки с грибами. Нужно собрать только съедобные грибы (см. приложение №2 «Съедобные и несъедобные грибы»). (Взаимопроверка на с.114-115 в учебнике).





Да



Да

Да



Да



Нет

Нет

Да

Познавательные:

- анализировать и обобщать;

- сравнивать факты.

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

участвовать в диалоге;

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль.

7

Итог урока.

Ребята, подведём итог урока.

-Какие задачи ставили в начале урока?

-На все ли задачи мы нашли ответ?

- Что полезного узнали на уроке?

- Какие знания вам пригодятся, когда пойдете в лес?

- Что для вас было самым трудным?

- Что для вас было самым легким?

Посмотрите, ребята, на доску. У нас набралась целая корзина с грибами. Грибы эти непростые, а с правилами. И царь грибов хочет каждому ученику подарить по памятке(см. памятка «Правила сбора грибов»).

Запомните: если мы строго будем соблюдать правила, то в наших лесах всегда будет много грибов, здоровых деревьев и сытых животных.

Ответы детей

Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

8

Рефлексия.

Ну и наконец, измерим «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:

1). Вам было неинтересно на уроке. Ничего нового вы для себя не узнали. Закрасьте деления красным цветом.

2). Во время урока возникали трудности. Но, в целом, всё получилось. Закрасьте оранжевым цветом.

3). Вам было интересно работать, вы узнали для себя много нового. Закрасьте жёлтым цветом.

- Я вижу, что у большинства «температура» настроения хорошая, значит урок удался. Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами работать.

А теперь, послушайте, домашнее задание.






Да

Личностные:

- оценивать ситуацию.

9

Домашнее задание.

Разноуровневые задания (по выбору):

1. Приготовить сообщение о грибах из Красной книги России.

2. Используя атлас-определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки.

Д/з по выбору.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!