05.03.2019 Литературное чтение в 1 – Г классе Учитель: Игнатьева О.А.
Тема урока: В.В.Бианки «Первая охота»
Цель урока: Познакомить с биографией В.В.Бианки и его произведением «Первая охота».
Задачи: Формировать ценностное отношение к природе; совершенствовать навык правильного выразительного чтения; учить наблюдать за животными, их повадками ;воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся правильному, осознанному чтению текста, работе над его содержанием, составлению характеристик героев.
Метапредметные результаты (УУД)
Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.
Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку, понимать прочитанное, определять главную мысль произведения, находить в тексте информацию, формулировать выводы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, работать в группе, в паре, выражать свои мысли.
Личностные: проявлять интерес к творчеству В.В.Бианки, к лесным обитателям природы и бережного к ней отношения.
Тип урока: урок новых знаний.
Ресурсы: Учебник «Азбука» 2 часть, портрет В.В. Бианки, презентация, карточки со слогами, лента букв, картинки с изображением природы, животных, толковый словарь, карточки со словами
Ход урока:
1.Орг.момент (Слайд 1)
-Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок!
Лень с дороги убираем и работать начинаем!
2.Актуализация полученных знаний
а)артикуляционная гимнастика для языка
«Задуем свечи» (Попеременно дуем на пальцы рук слева направо и наоборот)
«Лошадка» (цоканье языком)
б) работа по ленте букв
- Сколько букв в русском языке?
- На какие группы можем разделить буквы?
-Назовите гласные
-Что обозначают гласные верхнего ряда?
-Что обозначают гласные нижнего ряда?
-Назовите согласные.
-На какие группы можем разделить согласные?
- К какой группе относятся согласные верхнего ряда?
-К какой группе относятся согласные нижнего ряда?
-Какие буквы не обозначают звуков?
-Для чего служат?
в) чтение слогов (слайд 2)
Би Ба Бо Бу Бы
- Найдите лишний слог. (Би) Почему? (с мягким согласным)
Ню Ни Ан Не Нё
-Найдите лишний (ан) Почему? (обратный слог, с твёрдым согласным, буквы строчные)
Со Си Ки Сэ Су
-Какой слог лишний? (ки) Почему? (слог с другой согласной, согласный мягкий, строчные буквы)
3 Постановка целей и определение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством другого писателя. Что бы узнать его фамилию, нужно поставить «лишние» слоги по порядку.
Бианки
-Виталий Валентинович Бианки.
(на столе у детей лист бумаги для оформления обложки книги)
-Вверху на листе бумаги прямоугольником обозначим фамилию писателя (учитель демонстрирует на доске).
-Знаком ли вам этот писатель?
- О чём он писал? Давайте определим сейчас (Слайд 3).
лиса | клевер | осина |
ворона | волк | пион |
сокол | берёза | |
-Распределите слова на 4 группы.
1 группа: лиса, волк
2 группа, ворона, сокол
3 группа: берёза, осина
4 группа: клевер, пион
- Какие группы можно объединить?
(Звери и птицы – это животные; деревья и цветы – это растения)
- Скажите одним словом, о чём же писал В. Бианки? (о природе)
- Название произведения, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите сами.
-Назовите первые буквы каждого слова . (слайд 4)
Первая охота
-Внизу листа обозначим прямоугольником название произведения.
-Какова же тема урока?
В. В. Бианки «Первая охота» (Слайд 5)
-Давайте сформулируем цели нашего урока: (слайд 6)
1. Познакомиться с творчеством Бианки В.В. и его произведением «Первая охота».
2. Учиться правильно и выразительно читать.
3. Отвечать на вопросы по тексту
4. Работа над новым материалом.
а) Сообщение о писателе. (слайд 7)
-Что вы знаете о писателе В.В. Бианки?
- А где можно найти информацию о писателе? (в энциклопедии, из учебника, в интернете, у учителя)
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.
б) Предположение
- Кому захотелось прочитать произведения этого автора?
-А какое произведение мы сегодня будем читать?
- Не читая текст, только по картинке и названию, предположите, о чём вы узнаете из текста? (Дети высказывают
свои предположения
-Так это или нет вы узнаете, если отгадаете загадки.
По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!...Хвост в руках. (Ящерица). Слайд 7
- Кто из вас видел ящериц? Что вам известно про них?
Словарная работа.
(Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, покрытое чешуёй, длинный хвост).
-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица больше размером)
- Отгадайте еще одну загадку.
Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький...
(Щенок) Слайд 8
5.Определение темы ( Слайд 9)
1. Познакомимся с творчеством… и его произведением…
2. Будем учиться правильно, выразительно…
3. Отвечать на…
6.Физминутка
Только в лес мы вошли (шагаем)
появились комары, (хлопки руками, перед собой, над головой)
дальше по лесу шагаем
и зайчишку мы встречаем,
будем прыгать высоко,
прыгать на ногах легко. ( Прыжки)
7. Первичное восприятие
- Первый раз для вас прочитает этот рассказ автор.
(Просмотр видеоролика)
Проверка первичного восприятия
- Вам понравился этот рассказ?
- Что понравилось особенно?
- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Обсудите в парах. (Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.))
8.Вторичное восприятие
Чтение произведения детьми в полголоса
Чтение по частям вслух
Беседа:
- Назовите главных героев этого рассказа.
- Скажите, что делала ящерица в начале рассказа?(Грелась на солнышке)
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост оторвался и остался в зубах у щенка).
- Почему автор назвал произведение «Первая охота»?
- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.
9. Работа в группах. ( выдаю конверты со словами) (слайд 10)
1 группа
Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия ящерки.
(сидела, закрыла, грелась, извернулась, отращивает)
2 группа
Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия щенка.
( подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)
3 группа
Составить пословицы, прочитать и объяснить их значение.
(Опыт не покупается, а приобретается.
Старая собака зря не лает.)
(Проверка работы сопровождается показом слайдов)
- Кто из людей самые опытные, мудрые?
(Тот кто старше, имеет большой жизненный опыт.)
10. Составление сенкана (слайд 11)
11. Притча о бабочке и мудреце. (слайд 12)
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то один или два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно .Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:
- Все в твоих руках.
-Что важное сказал мудрец ученику?
-Можно его слова отнести к нам с вами ?
-Сохранение природы, её разнообразие зависит от нас?
(Природа разнообразна. От нас зависит её сохранение.)
12. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке с помощью бабочки
-У каждого из вас на столе бабочка.
-Раскрасьте её в яркий цвет, если сегодня на уроке вам всё было интересно, и вы многое для себя узнали полезного.
-Если вам было непонятно, и неинтересно, то в темный цвет.
-Прикрепите их на доску.
13.Итог урока
Сегодня на уроке я познакомился. …
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Я узнал…… (Слайд 13)