СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В.Бианки «Первая охот

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«В.В.Бианки «Первая охот»


05.03.2019 Литературное чтение в 1 – Г классе Учитель: Игнатьева О.А.

Тема урока: В.В.Бианки «Первая охота»

Цель урока: Познакомить с биографией В.В.Бианки и его произведением «Первая охота».

Задачи: Формировать ценностное отношение к природе; совершенствовать навык правильного выразительного чтения; учить наблюдать за животными, их повадками ;воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся правильному, осознанному чтению текста, работе над его содержанием, составлению характеристик героев.

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку, понимать прочитанное, определять главную мысль произведения, находить в тексте информацию, формулировать выводы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, работать в группе, в паре, выражать свои мысли.

Личностные: проявлять интерес к творчеству В.В.Бианки, к лесным обитателям природы и бережного к ней отношения.

Тип урока: урок новых знаний.

Ресурсы: Учебник «Азбука» 2 часть, портрет В.В. Бианки, презентация, карточки со слогами, лента букв, картинки с изображением природы, животных, толковый словарь, карточки со словами


Ход урока:

1.Орг.момент (Слайд 1)

-Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок!

Лень с дороги убираем и работать начинаем!

2.Актуализация полученных знаний

а)артикуляционная гимнастика для языка

«Задуем свечи» (Попеременно дуем на пальцы рук слева направо и наоборот)

«Лошадка» (цоканье языком)

б) работа по ленте букв

- Сколько букв в русском языке?

- На какие группы можем разделить буквы?

-Назовите гласные

-Что обозначают гласные верхнего ряда?

-Что обозначают гласные нижнего ряда?

-Назовите согласные.

-На какие группы можем разделить согласные?

- К какой группе относятся согласные верхнего ряда?

-К какой группе относятся согласные нижнего ряда?

-Какие буквы не обозначают звуков?

-Для чего служат?

в) чтение слогов (слайд 2)

Би Ба Бо Бу Бы

- Найдите лишний слог. (Би) Почему? (с мягким согласным)

Ню Ни Ан Не Нё

-Найдите лишний (ан) Почему? (обратный слог, с твёрдым согласным, буквы строчные)

Со Си Ки Сэ Су

-Какой слог лишний? (ки) Почему? (слог с другой согласной, согласный мягкий, строчные буквы)


3 Постановка целей и определение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством другого писателя. Что бы узнать его фамилию, нужно поставить «лишние» слоги по порядку.

Бианки

-Виталий Валентинович Бианки.

(на столе у детей лист бумаги для оформления обложки книги)

-Вверху на листе бумаги прямоугольником обозначим фамилию писателя (учитель демонстрирует на доске).

-Знаком ли вам этот писатель?

- О чём он писал? Давайте определим сейчас (Слайд 3).

лиса

клевер

осина

ворона

волк

пион

сокол

берёза



-Распределите слова на 4 группы.

1 группа: лиса, волк

2 группа, ворона, сокол

3 группа: берёза, осина

4 группа: клевер, пион

- Какие группы можно объединить?

(Звери и птицы – это животные; деревья и цветы – это растения)

- Скажите одним словом, о чём же писал В. Бианки? (о природе)

- Название произведения, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите сами.

-Назовите первые буквы каждого слова . (слайд 4)

Первая охота

-Внизу листа обозначим прямоугольником название произведения.

-Какова же тема урока?

В. В. Бианки «Первая охота» (Слайд 5)

-Давайте сформулируем цели нашего урока: (слайд 6)

1. Познакомиться с творчеством Бианки В.В. и его произведением «Первая охота».

2. Учиться правильно и выразительно читать.

3. Отвечать на вопросы по тексту


4. Работа над новым материалом.

а) Сообщение о писателе. (слайд 7)

-Что вы знаете о писателе В.В. Бианки?

- А где можно найти информацию о писателе? (в энциклопедии, из учебника, в интернете, у учителя)

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге, в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. В квартире, где жил Виталий Валентинович, был настоящий музей: многочисленные клетки с  птицами от пола до потолка, аквариум с рыбками, террариум  с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток. Папа учил Виталия узнавать птиц по виду, по голосу, учил разгадывать тайны зверей скрытые от человека. Интересные наблюдения писатель отразил в своих книгах. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

б) Предположение

- Кому захотелось прочитать произведения этого автора?

-А какое произведение мы сегодня будем читать?

- Не читая текст, только по картинке и названию, предположите, о чём вы узнаете из текста? (Дети высказывают

свои предположения

-Так это или нет вы узнаете, если отгадаете загадки.

По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!...Хвост в руках.     (Ящерица). Слайд 7

- Кто из вас видел ящериц? Что вам известно про них?

Словарная работа.

(Ящерица – небольшое  животное.  У неё удлинённое тело, покрытое чешуёй, длинный хвост).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица больше размером)


- Отгадайте еще одну загадку.

Этот маленький комок 
В дом несётся со всех ног. 
Нос наморщил и чихнул, 
Папе руку он лизнул. 
Я люблю тебя, дружок, 
Рыжий, маленький...

 (Щенок) Слайд 8


5.Определение темы ( Слайд 9)

1. Познакомимся с творчеством… и его произведением…

2. Будем учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…


6.Физминутка

Только в лес мы вошли (шагаем)

появились комары, (хлопки руками, перед собой, над головой)

дальше по лесу шагаем

и зайчишку мы встречаем,

будем прыгать высоко,

прыгать на ногах легко. ( Прыжки)


7. Первичное восприятие

- Первый раз для вас прочитает этот рассказ автор.

(Просмотр видеоролика)

Проверка первичного восприятия

- Вам понравился этот рассказ?

- Что понравилось особенно?

- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Обсудите в парах. (Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.))


8.Вторичное восприятие

Чтение произведения  детьми в полголоса

Чтение по частям вслух

Беседа:

- Назовите главных героев этого рассказа.

- Скажите, что делала ящерица в начале рассказа?(Грелась на солнышке)

- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост оторвался  и остался в зубах у щенка).

- Почему автор назвал произведение «Первая охота»?

- Ребята, автор назвал свой рассказ «Первая охота». А какой бы заголовок придумали вы? Выслушиваются ответы детей. («Неудачная охота», «Щенок и ящерка» и др.)

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.


9. Работа в группах. ( выдаю конверты со словами) (слайд 10)

1 группа

Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия ящерки.

(сидела, закрыла, грелась, извернулась, отращивает)

2 группа

Расположить в правильной последовательности слова, которые указывают на действия щенка.

( подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

3 группа

Составить пословицы, прочитать и объяснить их значение.

(Опыт не покупается, а приобретается.

Старая собака зря не лает.)

(Проверка работы сопровождается показом слайдов)


- Кто из людей самые опытные, мудрые?

(Тот кто старше, имеет большой жизненный опыт.)

10. Составление сенкана (слайд 11)

11. Притча о бабочке и мудреце. (слайд 12)

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И  вот как-то один или  два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно .Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него  - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что  нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал:

- Все в твоих руках.

-Что важное сказал мудрец ученику?

-Можно его слова отнести к нам с вами ?

-Сохранение природы, её разнообразие зависит от нас?

(Природа разнообразна. От нас зависит её сохранение.)


12.  Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке с помощью бабочки

-У каждого из вас на столе бабочка.

-Раскрасьте её в яркий цвет, если сегодня на уроке вам всё было интересно, и вы многое для себя узнали полезного.

-Если вам было непонятно, и неинтересно, то в темный цвет.

-Прикрепите их на доску.


13.Итог урока

Сегодня на уроке я познакомился. …

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Я узнал…… (Слайд 13)