Тема: В.В. Бианки «Сова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
определять последовательность событий, работать с планом.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
слушать и понимать учителя;
участвовать в диалоге;
высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества;
воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Оборудование:
презентация;
карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
карточки с деформированным текстом;
Ход урока
1. Мотивация. (Самоопределение к учебной деятельности.)
- Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Какой раздел мы изучаем? «О братьях наших меньших». Слайд1
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? В.Бианки. Музыкант.
- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)
Интерактивный тест.
Карточка Дополни пункты плана по смыслу В.Бианки. «Музыкант»
4. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного писателя.
- Ребята, кто из вас был в лесу, какие звуки вы слышали?
-А угадайте чей это голос? Слайд 2
5. Беседа о сове.
- Ребята, что вы знаете о сове?
Сообщение о сове. Слайд 3
6.Работа по теме урока
Прочитайте название произведения
1.Первичное чтение
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?
О чем, по-вашему, это произведение?
Проверим ваши предположения.
Прослушивание аудизаписи слайд 4
Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение, поднимите соответствующий кружок
Понравилась вам сказка? Что вас понравилось в ней? А сейчас мы перечитаем сказку. Но сначала проведем словарную работу.
2.Словарная работа
Как можно заменить слова и выражения? (слайд 5-6)
Утекает — убегает.
Хорониться — прятаться, таиться.
Раздолье — много места.
Как бы худа не вышло — как бы беды не было.
Чай белить — добавлять молоко в чай.
хо-ро̀-нишь-ся - хоро̀нишься
сто-ро̀-нишь-ся - сторо̀нишься
рас-сер-дѝ-лась - рассердѝлась
от-ча̀-ян-на-я -
отча̀янная
пе-ре-кли-ка̀-ют- ся - переклика̀ются
за-гля̀-ды-ва-ют - загля̀дывают
стар -старик - старико̀вом
бѐлый-бѐлит (молоком)
3Чтение сказки учащимися по «цепочке»
7.Физкультминутка
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
8. Анализ произведения.
- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:
- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)
- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)
- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)
- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)
- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)
- Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)
- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)
9.Закрепление изученного
Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.
- Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.( Слайд 7- 8)
10.Самостоятельная работа.
Карточка с деформированным планом (Слайд 9-10)
Рассердилась сова.
Молока у Коровы мало.
Шмели на чужих лугах гуляют.
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
Пошел Старик Сове кланяться.
Проверяем
11.Работа с пословицей .Найдите пославицу Слайд 11
♦ Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
♦ Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
♦ Была здорова, стала тощать, стала молока сбавлять.
Как вы ее понимаете?
12. Самостоятельная работа.
-Ребята, напишите на карточках как бы вы на месте старика попросили прощения у совы.
13.Итог урока
-С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
-Кто его автор?
-Научила сова чему–нибудь старика?
-Какой вывод мы можем сделать из прочитанной сказки?
14. Рефлексия.
Соберем букет «Успеха» (Цветы , сердцевина цветка – смайлик)
15. Домашнее задание.
1. Перескажи сказку В.В.Бианки «Сова» или подготовься к чтению по ролям.
2.Найдите в словаре , что означает слово «орнитолог»