Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Бианки; познакомить с содержанием текста «Сова»;
Планируемые результаты:
Предметные:
1) познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;
2) дать понятие о новом литературном жанре «познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;
3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;
Метапредметные:
4) закрепить библиографические знания;
5) развивать умения анализировать текст, искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную мысль;
6) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
7) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
Личностные:
8) развитие интереса к чтению;
9) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
Оборудование:
выставка книг В.Бианки; презентация; карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера); карточки для словарной работы; цветные ладошки.
Ход урока: Ι. Организационный момент. Создание психологической обстановки. Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. Вот и к нам на урок заглянуло солнышко. Какими вы хотели видеть себя на уроке. Молодцы! Я уверена, что ваши ожидания оправдаются. ΙΙ. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы изучаем?
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.Бианки с прошлого урока?
- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6).
- Выполнение задания 7 на с. 145.
- Кто такой музыкант? Посмотрели ли вы в энциклопедии?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.
ΙΙΙ. Речевая разминка.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить. А для этого необходимо правильно дышать во время разговора. Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух, сдуньте снежинки с руки. Повторите 3 раза.
Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на каждом слове.
С неба падают снежинки.
ΙV. Актуализация знаний.
- Что объединяет все произведения В.Бианки? В.Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.Бианки.
- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.
Всю ночь летает — мышей добывает,
А станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске)
- А что вы знаете об этой птице?
(Сообщение ученика).
Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.
V. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
Тема нашего урока: «В.Бианки «Сова».
VΙ. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Смысловое прогнозирование. - О чем, по-вашему, это произведение? - Проверим наши предположения. VΙΙ. Первичное знакомство с текстом.
1) Чтение текста учителем и учащимися.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
2) Повторное чтение учащимися по цепочке.
3) Словарная работа.
Как можно заменить слова и выражения? (Работа в парах с карточками)
Утекает | | много места. |
Кормовистый | | клевер, предназначенный для корма скоту. |
Цветень | | прятаться, таиться. |
Хорониться | | мельчайшие жёлтые зёрнышки. |
Раздолье | | убегает. |
Как бы худа не вышло | | добавлять молоко в чай |
Чай белить | | как бы беды не было. |
Пойло | | питательное питьё для скота. |
- Проверка. VΙΙΙ .Физкультурная минутка «Сова».
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
ΙX. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.
- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью цветных ладошек. (На партах у детей цветные ладошеки литературных жанров).
На доске:
Литературные жанры |
рассказ (красный) |
стихи (желтый) |
сказка (зеленый) |
- Почему вы так решили?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
X. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
XΙ. Физкультурная минутка для глаз. XΙΙ. Работа над усвоением смысла прочитанного.
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому В.Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
XΙΙΙ. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах.
XΙV. Рефлексия.
За что вы похвалили бы себя на уроке?
XV. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали?
Кто автор? Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
- Какой вывод вы можете сделать по прочитанному произведению?
XVΙ. Оценка за работу на уроке.
XVΙΙ. Домашнее задание.
Выразительное чтение сказки.