СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Урок + анализ поэтического текста.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Урок + анализ поэтического текста.»

Стихотворения раннего Маяковского. "Хорошее отношение к лошадям"

Цель урока: создать условия для формирования читательской и литературоведческой компетенций, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», развитие умений производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности.

Оформление: плакат с изображением молодого Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеева, два эпиграфа, словарь непонятных слов.

Ход урока

1. Работа с плакатом

(Иллюстрация к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок художника М. Синяковой

Читается отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

И вот он выходит: 
большой, длиннолапый, 
обрызганный 
ледниковым дождем, 
под широкополой, 
обвиснувшей шляпой, 
под 
вылощенным нищетой плащом. 
Вокруг никого. 
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами, 
да падает лошадь, 
боками дыша.

– Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?

– Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?

– Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?

Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

– И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать? (Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)

2. Сообщение учителя.

Юный Маяковский пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? (Поэт искал новые пути, старые словесные образные и ритмические средства не годились для нового человека.) Правильно. Но главное, ребята, заключалось в том, что Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к поэзии. Он говорил (обращение к эпиграфу №1):

Поэзия может быть прекрасной лишь тогда, когда она служит народу, помогает делать прекрасной жизнь.
В.В. Маяковский

(и к эпиграфу №2):

Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними.
В.В. Кожинов

Какой же был разговор? О чем?

Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а А.Платонов «мастером всеобщей большой жизни».

Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

3. Выступление учащегося.

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

4. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» наизусть учителем и учащимся совместно.

На доске словарь:

  • Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

  • Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

5. Анализ стихотворения.

– Что происходит в стихотворении?

– Как композиционно построено стихотворение?

– Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл стихотворения

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка, 
все мы немножко лошади, 
каждый из нас по-своему лошадь.

– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)

Обратимся к началу стихотворения:

Били копыта. 
Пели будто:
– Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.

– Что необычного? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.) Для чего выделить? Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Какие звуки создают это? (Прием звукоподражания или звукопись.) Еще для чего? (Лексика.) Лексическое значение слов создает образ. Какой? (Образ улицы.) Что же еще создает образ улицы? Разделимся по парам и изобразим в тетради алгоритм этого образа. (На это задание дается 3 минуты.)

С каждого ряда идут по одному спикеру, изображают образ улицы на маркерной доске. Учитель на магнитной доске представляет свой алгоритм этого образа. (Вырезанные из бумаги фигурки Кузнецкого моста, штанов, пришедших Кузнецкий клешить, лошади.) Сравниваем.

 

/

Кузнецкий мост

Какая это улица? (Центральная.)

образ улицы

зеваки

Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают.)

 

\

лошадь

А где же образ лирического героя? (Его здесь нет.)

Как автор дает понять отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение? (Учащиеся приводят примеры из стихотворения.)

6. Словесное рисование.

(Представим ситуацию. Опишите ее.) Что мы заметили? (Два несоответствия: улицы и лошади.)

Лошадь одна (без человека, без коляски) – парадокс, необычно. Зато соответствие пойдет:

Лошадь одна = лишь один я

Заметим общность судьбы лошади и лирического героя. Об этом мы могли прочитать и у Н. Асеева в его поэме, посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та же самая частица выделения – лишь.

Как вы понимаете слова: улица опрокинулась…? (В глазах лошади изображение вверх ногами.)

Какие слова подчеркивают размеры лошади? (Грохнулась, каплища…) И снова подчеркивается сходство лирического героя и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева (он большой, длиннолапый).

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки и сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла веселая.) Почему? (Она обрела силы, желание жить и работать.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «стойло».

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (В конюшне много стойл.) Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми. Возможность жизни автор показывает в осознании необходимости гармонического слияния с обществом.

Поэт понимает, что все живые существа: и люди и животные – звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно:

Деточка! Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь.

Разве о лошади это стихотворение?

Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:

…и стоило жить,
И работать стоило.

Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.

Вы поняли, о чем разговаривает через свои стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними ведет? (Возвращаемся к эпиграфам, читаем их еще раз.)

Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека. Так насладитесь же звучанием поэтических строк В. Маяковского, почувствуйте это отношение.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО

"ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ"

 

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Илл. А. Г. Тышлера.

* * *

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция,  и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.
 –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

 

 

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-лаг-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение  круговой  боли.

6. Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение):

  • усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),

  • неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),

  • составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),

  • даже одна омонемическая (пошла - краткое прилагательное ипошла - глагол).

7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.

Вывод.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

встала на ноги, 
ржанула 
и 
пошла.
Хвостом 
помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

* * *

В.В. Маяковский "ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ"


Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,
течет по-своему...

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
1918






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!